10 мая 2012 года гор.Псков ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА в составе: председательствующего Сладковской Е.В., судей Малыгиной Г.В. и Адаева И.А., при секретаре Фатеевой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации города Пскова на решение Псковского городского суда от 15 февраля 2012 года, которым постановлено: исковые требования Лыковых удовлетворить частично. Признать за Лыковой В.А., Лыковым А.Ю. составом семьи 4 человека в категории вынужденные переселенцы право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с даты постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службе с 19 мая 1999 года. Обязать Администрацию г.Пскова внести изменения в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году в категории вынужденные переселенцы, в соответствии с датой постановки Лыковой В.А., Лыковым А.Ю., Лыковой Е.А., ... года рождения, Лыкова П.А., ... года на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в территориальном органе Федеральной миграционной службе с 19 мая 1999 года. В остальной части иска отказать. Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Сладковской Е.В., объяснения истицы Лыковой В.А. и истца Лыкова А.Ю., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Лыковой Е.А. и Лыкова П.А., Судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Лыкова В.А., Лыков А.Ю., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Лыковой Е.А. и Лыкова П.А., обратились в суд с иском к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова, заявив требование о возложении на ответчика обязанности установить дату их постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях с даты обращения в территориальный орган ФМС России 19 мая 1999 года. В обоснование иска указали, что, имея статус вынужденных переселенцев и будучи поставленными территориальным органом ФМС России на учет нуждающихся в жилых помещениях с 19.05.1999 года, они изъявила желание получить в 2012 году государственный жилищный сертификат, как участники подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, однако ответчик включил их в список граждан-участников этой подпрограммы не с учетом вышеуказанной даты, а с учетом даты их постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления с 31.01.2000 года. В судебном заседании истцы иск поддержали, считая, что при включении их в списки граждан-участников подпрограммы дата их постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях была определена ответчиком неправильно, чем были нарушены их права, так как в результате указанных действий увеличился их порядковый номер в списке участников подпрограммы, и просили обязать ответчика внести изменения в этот список, указав дату их постановки на учет 19.05.1999 года. Решением Псковского городского суда от 25 октября 2011 года постановлено: признать датой постановки Лыковой В.А., Лыкова А.Ю. на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в категории вынужденные переселенцы составом семьи 4 человек в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова 19 мая 1999 года. Обязать Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова внести изменения в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году в категории вынужденные переселенцы, указав дату постановки Лыковой В.А., Лыкова А.Ю., Лыковой Е.А., ... Лыкова П.А., ... на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений 19 мая 1999 года. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 06 декабря 2011 года указанное выше решение суда от 25 октября 2011 года в части признания датой постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в категории вынужденные переселенцы составом семьи 4 человек в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова 19 мая 1999 года отменено и принято в этой части новое решение об отказе Лыковой В.А. и Лыкову А.Ю. в удовлетворении указанного искового требования. Решение суда в остальной части отменено, и дело направлено на новое рассмотрение в этой части в суд первой инстанции. Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрации г.Пскова, УФМС России по Псковской области, Государственный комитет Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора. В судебном заседании Лыкова В.А. и Лыков А.Ю. изменили исковые требования и просили суд признать за ними право составом семьи 4 человека на участие в 2012 году и последующие годы (до получения сертификата) в подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, исходя из даты постановки на учет в органах ФМС по Псковской области с 19 мая 1999 года и обязать Администрацию г.Пскова внести изменения в городской список, а Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора внести изменения в сводный областной список граждан-участников подпрограммы ««Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году в категории вынужденные переселенцы, исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 19 мая 1999 года. Представитель ответчика – Администрации г.Пскова и Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова Х. с иском не согласился; указал, что требование об изменении даты постановки на учет истцов было предметом рассмотрения в суде, и определением кассационной инстанции в данном требовании истцам было отказано. Требование о внесении изменения в списки вынужденных переселенцев, признанных участниками подпрограммы, вытекает из первого требования. При этом при формировании списка учитывалась дата постановки на учет в Управлении по учету и распределению жилой площади Администрации г.Пскова в хронологическом порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Представители ответчика – УФМС России по Псковской области В. и Ш. решение по иску оставили на усмотрение суда. Представитель ответчика – Государственного комитета Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора Р.Е. исковые требования оставила на усмотрение суда, полагала, что право истцов нарушено. Пояснила, что государственный комитет формирует сводный список на основании списка, составленного Администрацией г.Пскова. В случае, если в список Администрацией г.Пскова будут внесены изменения очередности, то соответствующие изменения Комитетом будут внесены в сводный список. Считают себя ненадлежащим ответчиком. Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе Администрации города Пскова ставится вопрос об отмене решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением материального права, поскольку в силу действующего законодательства ведение учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий относится к полномочиям органов местного самоуправления. Учитывая, что истцы обратились с соответствующим заявлением в комитет по жилищным вопросам Администрации г.Пскова 18 января 2000г., то с этого времени у них возникло право на получение социальной выплаты, удостоверенной государственным жилищным сертификатом. Кроме того, в нарушение ч.2 ст.61 ГПК РФ, суд первой инстанции не принял во внимание кассационное определение от 6.12.2011г. по этому же делу. Представители Государственного комитета Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора, Администрации г.Пскова и УФМС по Псковской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, об отложении разбирательства дела не заявили. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку оно не противоречит действующему законодательству, регулирующему вопросы улучшения жилищных условий вынужденных переселенцев, к которым относится истица. Судом первой инстанции полно и верно установлены фактические обстоятельства по делу, в том числе и юридически значимые; они подробно изложены в мотивировочной части решения, и не оспариваются сторонами. Право истцов на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» судом установлено, подтверждено ответчиками. Постановлением Администрации города Пскова от 01 августа 2011 года № 1667 семья Лыковых включена в соответствующий список граждан-участников названной программы под № 4 с учетом даты их постановки на учет 31 января 2000 года на основании заявления от 18 января 2000 года (л.д.73-74). В сводном Списке, утвержденном и.о. председателя Государственного комитета Псковской области по делам строительства, ЖКХ, государственного строительного и жилищного надзора истцы значатся под № 6, дата постановки на учет – 18 января 2000 года (л.д.75-91). Таким образом, спорным по данному делу является дата, с которой следует учитывать истцов в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения жилищного сертификата. Истцы настаивают на дате их постановки на жилищный учет территориальным органом Федеральной миграционной службы – с 19 мая 1999г. Удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции проанализировал законодательство о вынужденных переселенцах, связанное с их жилищными правами. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2000 года № 845 было утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Согласно п.2 данного постановления Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации постановлено считать действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами, упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением, и продолжить работу по обеспечению состоящих на учете вынужденных переселенцев жилыми помещениями в соответствии с указанным Положением. Во исполнение данного постановления Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации 10 апреля 2001г. был издан приказ за № 31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев». Пункт 3.4 данного Приказа предоставил территориальным органам названного Министерства вынужденных переселенцев, состоявших на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, включить в свои сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет. Между тем, в соответствии с п.2 ч.1 ст.7 Федерального закона от 19.02.1993г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и подп. «б» п.3 названного Положения № 845 от 8.11.2000г. федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания. Таким образом, законодатель предоставил право учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как миграционной службе, так и органам местного самоуправления. При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, учитывая, что эти выводы не противоречат подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Довод жалобы о неприменении судом ч.2 ст.61 ГПК РФ является необоснованным, поскольку кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 6 декабря 2011 года по данному делу, дело было направлено на новое рассмотрение именно в части требований истцов по защите права на участие в названной подпрограмме исходя из постановки их на учет территориальным органом Федеральной миграционной службы с 19 мая 1999 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Псковского городского суда от 15 февраля 2012 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Пскова – без удовлетворения. Председательствующий Судьи