Судья Захарова О.С. Дело № 33-1448 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 11 сентября 2012 года г. Псков Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе: председательствующего Победова В.В. судей Адаева И.А., Новиковой Л.А. при секретаре Ищенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Андрейчикова А.Б. на решение Псковского городского суда от 28 июня 2012 года, которым постановлено: Исковые требования Андрейчикова А.Б. к Военному комиссариату Псковской области об обязании восстановить льготный стаж и произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения. Выслушав доклад судьи Адаева И.А., объяснения представителя ответчика Фещенко М.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Андрейчиков А.Б. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Псковской области о возложении обязанности восстановить льготный стаж и произвести перерасчет пенсии, начиная с августа 2009 года. В обоснование указал, что с (дата) 1998 года является пенсионером военной службы. До увольнения служил в Украине, имел выслугу <...> лет <...> мес. <...> дн., в льготном исчислении – <...> лет <...> дня. После увольнения переехал на постоянное место жительства в г. Псков, где военкоматом ему была оформлена пенсия. В августе 2009 года ответчик исключил из выслуги лет период службы в Вооруженных Силах Украины с (дата)1993 по (дата)1998, что привело к снижению процентной надбавки за лётный стаж. Полагая решение ответчика незаконным, просил удовлетворить иск. В ходе рассмотрения дела изменил требования, и просил произвести перерасчет пенсии с (дата) 2000 года, то есть с момента принятия Постановления Правительства РФ от 14.07.2000 № 524 с применением 55 % вместо 35 %. Представитель ответчика Фещенко М.В. иск не признала, указав, что при назначении Андрейчикову А.Б. пенсии в 1998 году была допущена ошибка в исчислении выслуги лет на процентную надбавку. С (дата) 2009 года ошибка была исправлена путем исключения из расчета периода службы в Вооруженных Силах Украины с (дата) 1993г. по (дата) 1998г. Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе Андрейчиковым А.Б. ставится вопрос об отмене решения суда, со ссылкой на неправомерное признание обоснованным решения военкомата об исключении периода его службы в Вооруженных Силах Украины. Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, хотя о нем был извещён надлежащим образом (л.д. <...>). Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Андрейчикова А.Б., поскольку его неявка не является препятствием к разбирательству дела. Выслушав представителя ответчика, полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся судебное постановление в связи со следующими обстоятельствами. Судом установлено, что с (дата) 1983 года по (дата) 1992 года Андрейчиков А.Б. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, а с (дата) 1993 года по (дата) 1998 года – в Вооруженных Силах Украины. С (дата) 1998 года Военным комиссариатом г. Пскова истцу назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет. Продолжительность выслуги лет включала в себя военную службу как в СССР, так и в Украине. Размер пенсии был исчислен исходя из денежного содержания истца - окладов по воинской должности и воинскому званию, а также процентной надбавки за выслугу лет. Последняя была первоначально исчислена военным комиссариатом исходя из выслуги лет, равной <...> годам <...> месяцам <...> дням (в том числе в льготном исчислении), и составляла 35% оклада денежного содержания. С (дата) 2009 года военным комиссариатом произведен перерасчет пенсии истца. Из выслуги лет для исчисления процентной надбавки исключен период службы истца в Вооруженных Силах Украины с (дата) 1993г. по (дата) 1998г., а процентная надбавка за выслугу лет исчислена из выслуги <...> лет <...> месяца <...> дня, и составила 45%. Принимая оспариваемое решение и отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд, исходя из установленных обстоятельств дела и положений международных соглашений, в частности, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а также норм национального законодательства Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет, пришел к правильному выводу о том, что период службы истца в Вооруженных Силах Украины не подлежит включению в выслугу лет для исчисления такой надбавки, в связи с чем, военный комиссариат обоснованно произвел перерасчет размера процентной надбавки за выслугу лет с (дата) 2009 года. Выводы суда первой инстанции подтверждены материалами дела, основаны на законе и нормах международного права, которые вопреки доводам апелляционной жалобы, истолкованы и применены судом правильно, в связи с чем, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии и порядок исчисления выслуги лет для определения процентной надбавки военнослужащим регулировался различными правовыми актами СССР - в первом случае Постановлением Совета Министров СССР «О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам» от 15.12.1990 N 1290, во втором - Положением о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденным приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 года N 075. Выслуга лет для назначения пенсий и выслуга лет для определения размера процентной надбавки как вида денежного довольствия имели свое целевое назначение. Выслуга лет для назначения пенсии применялась при установлении права на пенсию за выслугу лет и определения размера исчисления данной пенсии в процентах. Выслуга лет для определения размера процентной надбавки как вида денежного довольствия служила для установления права на получение процентной надбавки и исчисления ее в процентах. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением от 15 мая 1992 года. В соответствии частью 1 статьи 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащих засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу. Часть 2 этой же статьи предусматривает, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи. Таким образом, в статье 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть первая), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (часть вторая) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства. Толкование части 1 статьи 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участника Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит. Это правило в отношении выслуги лет Андрейчикова А.Б. для определения его права на пенсию военным комиссариатом области соблюдено. Пенсия ему исчислена из расчета <...> лет <...> месяца и <...> дня, что составило 45% от денежного содержания. Часть 2 статьи 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется размер денежного довольствия для назначения пенсии - по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть в данном случае - в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации. Указанная норма не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной надбавки, однако она подразумевается в контексте как необходимый элемент при определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки. Таким образом, процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки. В соответствии с Положением о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенным в действие приказом Министра Обороны СССР N 075 от 1978 года, в выслугу лет офицеров для выплаты процентной надбавки за выслугу засчитывались только периоды службы на должностных офицерского состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, Железнодорожных войсках со дня подписания приказа о присвоении офицерского звания до исключения их из списков части. 14 июля 2000 года принято Постановление Правительства Российской Федерации N 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей», которым утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и в выслугу лет для назначения надбавки стали засчитываться дополнительные периоды военной службы (в том числе по призыву). В соответствии с пп. «в» п. 2 указанных Правил, в выслугу лет военнослужащих для назначения процентной надбавки за выслугу лет засчитывается в календарном исчислении военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников Содружества Независимых Государств, в том случае, если они в установленном порядке были переведены в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Между тем, как бесспорно установлено судом, Андрейчиков А.Б. окончил военную службу и был уволен в отставку из Вооруженных Сил Украины, и в установленном порядке в Вооруженные силы Российской Федерации не переводился. Таким образом, период службы истца в Вооруженных Силах Украины с (дата) 1993г. по (дата) 1998г. не подлежит зачету в выслугу лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет. В этой связи решение пенсионного органа о перерасчете размера процентной надбавки исходя из 14-летней выслуги и приведении размера пенсии истца в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2000 года N 524 является обоснованным. С учетом изложенного, законных оснований для возложения на ответчика обязанности по пересчету размера пенсии истца не имеется. Не может судебная коллегия согласиться и с обоснованностью доводов апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения неправильно истолковано Соглашение от 15 мая 1992 года и нарушено его требование о недопущении снижения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих по сравнению с установленным ранее законодательством и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Из преамбулы Соглашения от 15 мая 1992 года усматривается, что оно основывается на Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» от 14 февраля 1992 года. Согласно этому Соглашению, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленный ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (статья 1); полнота политических, социально-экономических и личных прав и свобод названных категорий лиц, в том числе, на получение пенсии, установленной законодательством, в соответствии с нормами международного права и положениями этого Соглашения устанавливается и обеспечивается государствами Содружества своим законодательством (статья 2). Согласно статье 1 Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств» от 15 мая 1992 года, пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Анализ названных Соглашений от 14 февраля и 15 мая 1992 года в их взаимосвязи показывает, что закрепленное в Соглашениях положение о сохранении государствами-участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должен быть определен конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством. Во исполнение Соглашения от 15 мая 1992 года в Российской Федерации 12 февраля 1993 года принят Закон N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления. Согласно статье 43 и части первой статьи 49 названного Закона, пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением. Нормы статей 43 и 49 Закона от 12 февраля 1993 года, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24 января 2008 года N 4-О-О, направлены на обеспечение реализации пенсионных прав военнослужащих и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права и свободы. Изложенное указывает на то, что положения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года о необходимости сохранения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, нашли отражение в как законе от 12 февраля 1993 года, так и иных подзаконных актах, в том числе, и в Постановлении Правительства N 524, которые не противоречат указанному Соглашению. Таким образом, применение в данном случае норм национального законодательства, регулирующего порядок установления выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, не может быть расценено как снижение уровня пенсионного обеспечения истца и нарушения его прав и социальных гарантий. Все иные доводы жалобы на правильность принятого судом решения не влияют. С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом при разрешении спора были установлены, нормы права, как международного, так и национального, истолкованы и применены правильно. В этой связи оспариваемое решение суда является законным, обоснованным и оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Псковского городского суда от 28 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Андрейчикова Андрея Брониславовича без удовлетворения. Председательствующий В.В.Победов Судьи: Л.А.Новикова И.А.Адаев