Отсутствие проекта организации дорожного движения на участке дороги вблизи школы создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.



Судья Сергеева Н.Н. Дело № 33-1680

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 октября 2012 года г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Яроцкой Н.В.,

судей Хряпиной Е.П. и Орловой О.П.,

при секретаре Полянской Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» на решение Псковского районного суда Псковской области от 17 августа 2012 года, которым постановлено:

Требования прокурора Псковского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» Псковского района удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения «Карамышевская волость» Псковского района Псковской области разработать проект организации дорожного движения на участок автодороги по улице ... сельского поселения «Карамышевская волость» протяженностью 410 м. и направить его на согласование в ОГИБДД ОМВД России по Псковскому району в срок до 01 июля 2013 года.

Выслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., объяснения представителя ответчика Захарова С.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, и возражения прокурора прокуратуры Псковской области Морозовой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Псковского района обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения «Карамышевская волость» о возложении обязанности разработать требуемый действующим законодательством проект организации дорожного движения на территории сельского поселения в срок до 01.01.2013 года и согласовать его с ОГИБДД ОМВД России по Псковскому району, ссылаясь на отсутствие такого проекта и нарушение этим прав неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.

В ходе судебного разбирательства прокурор изменил иск и просил возложить на ответчика соответствующую обязанность в отношении участка автодороги по улице ... сельского поселения «Карамышевская волость» протяженностью 410 м и определить срок исполнения данной обязанности до 01.07.2013 года.

Требования обосновал тем, что в непосредственной близости от рассматриваемого участка автодороги расположено Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карамышевская средняя общеобразовательная школа Псковского района , однако дорожные знаки, дорожная разметка, пешеходные дорожки и обочины для движения пешеходов на всем протяжении данной автодороги отсутствуют.

Представитель ответчика Захаров С.И. иск не признал, пояснив, что с учетом бюджетных возможностей сельского поселения изготовление проекта организации дорожного движения является нецелесообразным. Движение на указанном участке дороги интенсивным не является, никаких дорожно-транспортных происшествий там не происходило. Сам проект будет носить формальный характер, не влияющий на реальное обеспечение безопасности движения.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Псковскому району Ш.Б.А. поддержал иск, пояснив, что проект необходим для определения мест, где необходимо ставить знаки и организовать пешеходные переходы.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос о его отмене, настаивая на правоте своей позиции.

В возражениях на жалобу прокурор считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях не неё, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 6 ст. 13 Федерального закона от 18.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Аналогичные положения содержатся в Уставе муниципального образования «Карамышевская волость».

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Во исполнение данного Закона и в целях использования единого подхода по применению положений новых государственных стандартов в области безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным дорожным агентством подготовлен Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах (ПОДД).

Согласно п. 2.1 названного Порядка целью разработки ПОДД является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.

Судом установлено, что проект организации дорожного движения на рассматриваемом участке автомобильной дороги отсутствует и ответчиком не заказан.

Разрешая дело, суд правильно применил к спорным правоотношениям вышеуказанные правовые нормы и, приняв во внимание нахождение вблизи автомобильной дороги Карамышевской средней общеобразовательной школы, правомерно удовлетворил иск.

Доводы апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять приоритетные направления в осуществлении дорожной деятельности с учетом финансовых возможностей муниципального образования, поводом к отмене принятого судом решения послужить не могут, поскольку закрепленный Конституцией Российской Федерации и ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принцип самостоятельности местного самоуправления не означает, что в случае нарушения прав граждан или организаций неисполнением органом местного самоуправления требований закона или иных нормативно-правовых актов, суд не может принять решение, обязывающее соответствующий орган устранить это нарушение.

В рассматриваемом случае факт такого нарушения имеет место, так как судом установлено, что при наличии в непосредственной близости с указанным в иске участком автодороги детского образовательного учреждения, проезжая часть дороги возле школы не имеет пешеходных дорожек, обочин и дорожных знаков, что создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, устранение которой не может ставиться в зависимость от финансовых возможностей муниципального образования.

Для грамотной организации дорожного движения на участке автодороги, часто пересекаемом детьми, и необходимо разработать и согласовать с ОГИБДД ОМВД России по Псковской области соответствующий проект (ПОДД).

В связи с вышеуказанным судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для удовлетворения поданной на него апелляционной жалобы.

Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского районного суда Псковской области от 17 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Псковского района – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись Яроцкая Н.В.

Судьи: подпись Хряпина Е.П.

подпись Орлова О.П.