постановление 4у-5230/2011 на постановление Кунгурского городского суда



Судья Рыбайло М.В.         44у-4490

Судебная коллегия:         (4у-5230)

Казакова Н.В.

Исаева Г.Ю. (докладчик)

Шестакова И.И.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Пермского краевого суда

город Пермь        28 октября 2011 года

Президиум Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Куницына А.В.,

членов президиума Бузмаковой О.Н., Елисеевой Е.Н., Суворова С.А., Суркова П.Н.,

при секретаре Жук Н.В.

рассмотрел надзорную жалобу осужденного Хисамова В.М. о пересмотре постановления Кунгурского городского суда Пермского края от 15 июня 2010 года, которым

Хисамову В.М., родившемуся дата, в ****, судимому

25 декабря 2006 года Кировским районным судом г. Перми по п.п. «в», «д» ч. 2 ст. 131 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима;

отказано в удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении.

Определением судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 29 июля 2010 года постановление отменено, производство по ходатайству осужденного Хисамова В.М. - прекращено.

Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Крюковой Л.Ф., изложившей содержание постановления и кассационного определения, доводы надзорной жалобы осужденного Хисамова В.М. и мотивы вынесения судьей Верховного Суда Российской Федерации постановления о возбуждении надзорного производства, вступление адвоката Воронина В.И., поддержавшего доводы надзорной жалобы, мнение заместителя прокурора Пермского края Малышевой Л.Н. об отмене судебных решений, президиум

УСТАНОВИЛ:

По приговору Кировского районного суда г. Перми от 25 декабря 2006 года Хисамов В.М. признан виновным в изнасиловании несовершеннолетней К., совершенном 16 сентября 2006 года с угрозой применения насилия, соединенном с угрозой убийством.

Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство осужденного Хисамова В.М. об условно-досрочном освобождении, принял вышеуказанное решение.

В жалобе осужденный Хисамов В.М., полагая, что при решении вопроса об его условно-досрочном освобождении подлежала применению ст. 79 УК РФ в редакции Федерального закона от 9 марта 2001 года, предусматривавшая возникновение права на условно-досрочное освобождение при отбытии не менее половины срока наказания, а не трех четвертей, как указано судом, поставил вопрос об отмене принятых судебных решений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы Хисамова В.М., оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных решений президиум не усматривает.

Согласно ст. 79 УК РФ лицо, отбывающее лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.

Условно-досрочное освобождение от наказания применяется к осужденным только после отбытия ими определенной части наказания, зависящей от тяжести и категории совершенного преступления.

В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 79 УК РФ (в редакции Федеральных законов от 27 июля 2009 года и 3 ноября 2009 года) условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также за преступления, предусмотренные ст. 210 УК РФ.

Мотивируя отсутствие оснований для рассмотрения ходатайства осужденного Хисамова В.М., осужденного за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних, об условно-досрочном освобождении от наказания, суд правильно сослался на п. «г» ч. 3 ст. 79 УК РФ (в редакции Федеральных законов от 27 июля 2009 года и 3 ноября 2009 года), указав, что право на условно-досрочное освобождение у него возникает после фактического отбытия им пяти лет трех месяцев лишения свободы, которые на момент поступления в суд его ходатайства не были им отбыты.

Ссылка осужденного Хисамова В.М. на положения ст. 10 УК РФ, в соответствии с которой, по его мнению, к нему подлежал применению п. «б» ч. 3 ст. 79 УК РФ (в редакции Федерального закона от 9 марта 2001 года), согласно которому право на условно-досрочное освобождение у него наступило по отбытии половины срока назначенного ему наказания, является необоснованной.

Согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В соответствии со ст. 6 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

Из смысла приведенных положений закона следует, что вопросы, касающиеся исполнения наказания, а именно к ним относится вопрос об условно-досрочном освобождении, регулируются законодательством, действующим во время их исполнения.

Из материалов дела следует, что на момент обращения осужденного Хисамова В.М. в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении в связи с отбытием им половины срока назначенного наказания ст. 79 УК РФ действовала в редакции Федеральных законов от 27 июля 2009 года и 3 ноября 2009 года, и положения этой статьи предусматривали возможность условно-досрочного освобождения осужденного за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних только после отбытия трех четвертей срока наказания.

При таких обстоятельствах по ходатайству осужденного Хисамова В.М. суд обоснованно применил положения ст. 79 УК РФ (в редакции Федеральных законов от 27 июля 2009 года и 3 ноября 2009 года), поэтому оснований для удовлетворения его жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 408-410 УПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Надзорную жалобу осужденного Хисамова В.М. оставить без удовлетворения, а постановление Кунгурского городского суда Пермского края от 15 июня 2010 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 29 июля 2010 года - без изменения.

Председательствующий -      А.В. Куницын