Судья Шагалов М.Ф. 44у-196
Судебная коллегия:
Чердынцева О.И.
Шепелева В.Л., Челомбицкий И.Р. (докладчик)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
президиума Пермского краевого суда
г. Пермь 6 июля 2012 года
Президиум Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Вельянинова В.Н,
членов президиума Елисеевой Е.Н, Красноперовой Г.В, Семенова А.П, Суркова П.Н,
при секретаре Жук Н.В,
рассмотрев надзорную жалобу осужденного Фасмутдинова Н.Ф. о пересмотре приговора Березниковского городского суда Пермской области от 9 марта 2006 года, которым
Фасмутдинов Н.Ф., дата года рождения, уроженец **** Пермской области, судимый:
30 сентября 2003 года мировым судьей судебного участка № 48 г. Березники Пермской области по ст. 115 УК РФ к 9 месяцам исправительных работ с удержанием из заработка 5 % в доход государства, ст. 119 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, в силу ч. 2 ст. 69 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, освобожденный 6 декабря 2004 года постановлением Чусовского городского суда Пермской области от 25 ноября 2004 года условно-досрочно на 4 месяца 4 дня, наказание отбыто,
-осужден за совершение двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318 УК РФ, к 4 годам лишения свободы за каждое, по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы, в силу ч. 3 ст. 69 УК РФ к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Пермского областного суда от 19 сентября 2006 года приговор изменен: исключено осуждение за угрозу применения насилия в отношении О1. Действия Фасмутдинова Н.Ф. в отношении потерпевших Е. и С. квалифицированы как одно преступление по ч. 1 ст. 318 УК РФ, по которой назначено 4 года лишения свободы, в остальном приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Турицыной Л.П, изложившей обстоятельства дела, содержание приговора и кассационного определения, доводы надзорной жалобы и мотивы возбуждения надзорного производства судьей Верховного Суда Российской Федерации, выступление осужденного Фасмутдинова Н.Ф. в поддержание доводов жалобы, мнение заместителя прокурора Пермского края Малышевой Л.Н. об изменении судебных решений, президиум
УСТАНОВИЛ:
Фасмутдинов Н.Ф. признан виновным в умышленном причинении смерти О.; в угрозе применения насилия в отношении представителя власти, в связи с исполнением Е. должностных обязанностей, а также в применении насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти С. в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Преступления совершены 5 и 6 октября 2005 года при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В надзорной жалобе осужденный Фасмутдинов Н.Ф. оспаривает законность и обоснованность состоявшихся в отношении него судебных решений, указывает, что необоснованно осужден за действия, совершенные в отношении сотрудников милиции, поскольку за эти действия он был привлечен к административной ответственности. Утверждает, что выводы судебно-медицинского эксперта нельзя признать достоверными. Обращает внимание на то, что в протоколе выемки отсутствует его подпись. В нарушение требований закона суд не предоставил ему возможности принять участие в прениях. Кроме того, указывает на неправильное исчисление ему срока отбывания наказания. Ссылается на отсутствие нескольких листов протокола судебного заседания. Обращает внимание на то, что суд при назначении наказания не учел то, что именно он вызвал к потерпевшему бригаду скорой помощи, то есть фактически оказал потерпевшему медицинскую помощь.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы осужденного Фасмутдинова Н.Ф., президиум считает, что выводы суда о доказанности вины Фасмутдинова Н.Ф. в совершенных преступлениях являются правильными, и они основаны на доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, Фасмутдинов Н.Ф. 5 октября 2005 года в вечернее время распивал спиртные напитки с О. в его доме. В ссоре Фасмутдинов Н.Ф. с целью убийства О. нанес ему удар рукой по голове и не менее двух ударов ножом в грудь, причинив проникающие колото-резаные ранения грудной клетки с повреждением сердца и легких, от которых пострадавший скончался на месте происшествия.
В судебном заседании Фасмутдинов Н.Ф. пояснил, что 5 октября 2005 года после совместного употребления спиртных напитков с О., после 20 часов он ушел из дома потерпевшего, погулял, а когда стемнело, пришел к Ц. и находился у нее до 00 час. 15 мин. 6 октября 2005 года. Вернувшись в дом к О., он обнаружил его мертвым, после чего попросил соседей вызвал скорую помощь и милицию.
Из показаний свидетеля Е. следует, что по сообщению о случившемся он в составе группы прибыл на место преступления. Фасмутдинов Н.Ф. изложил версию о том, что после совместного употребления спиртного он, оставив О., ушел за спиртом, а когда вернулся, обнаружил окровавленного О. Однако бутылки, о которой пояснял задержанный, в доме не было. Фасмутдинов Н.Ф. был в возбужденном состоянии. Он попытался успокоить осужденного, но тот схватил со стола нож, стал размахивать перед его лицом, пытался надеть на его голову куртку, выражался нецензурно. Совместно с О1. надели на Фасмутдинова наручники.
Аналогичные показания дал О1.
Потерпевший С. подтвердил факт нанесения ему двух ударов по голове, когда они с оперуполномоченным Т. пытались посадить осужденного в машину.
Свидетели Б. и Ф1., показания которого были оглашены в судебном заседании в соответствии со ст. 281 УПК РФ, поясняли, что о смерти О. узнали со слов осужденного. Кроме того, из показаний Ф. следует, что данное обстоятельство ему сообщил осужденный примерно в 00 час. 45 мин. 6 октября 2005 года, когда стучал в двери его дома, был в возбужденном состоянии, требовал спиртное, угрожал поджогом дома, кричал, что О. лежит дома убитый. Осужденного характеризуют как конфликтного человека. Согласно заключению судебно-медицинского эксперта № ** от 14 октября 2005 года у О. были обнаружены два колото-резаных ранения грудной клетки, проникающие в плевральные полости с полным пересечением 2-3 ребер справа и 5-го ребра слева, повреждением легких и сердца со скоплением крови в плевральных полостях, от которых наступила смерть пострадавшего, а также резаные раны на разгибательной поверхности левого предплечья и тыльной поверхности левой кисти, кровоподтек на веках правого глаза. Смерть потерпевшего наступила через несколько минут после получения ранений грудной клетки.
Согласно выводам судебно-медицинского эксперта № ** от 7 декабря 2005 года на джемпере О. обнаружены волокна, имеющие общую родовую принадлежность с волокнами из джемпера и брюк Фасмутдинова Н.Ф., а на джемпере, брюках и сорочке Фасмутдинова Н.Ф. обнаружены волокна, имеющие общую родовую принадлежность с волокнами из джемпера О.
То обстоятельство, что на одежде, изъятой у задержанного Фасмутдинова Н.Ф., наличие крови обнаружено не было, не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о непричастности осужденного к совершению убийства.
Исследовав все добытые в ходе предварительного следствия доказательства, учитывая то обстоятельство, что смерть потерпевшего наступила через несколько минут после получения ножевых ранений, кроме осужденного в доме О. других лиц не было, а также поведение Фасмутдинова Н.Ф. после совершенного, который давал противоречивые пояснения, пытаясь подтвердить свою непричастность к убийству, суд обоснованно пришел к выводу о виновности осужденного в умышленном убийстве О.
Ссылка осужденного на то, что за деяние в отношении сотрудников милиции он уже понес наказание, является несостоятельной, поскольку Фасмутдинов Н.Ф. был привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19. 3 КоАП РФ, то есть за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей (л.д. 297). По приговору суда он был признан виновным в угрозе применения насилия и в применении насилия в отношении представителя власти.
Другие приведенные им в жалобе доводы также нельзя признать состоятельными. Вопрос исчисления срока отбывания наказания разрешен постановлением Березниковского городского суда Пермского края от 29 марта 2012 года.
Отсутствие подписи Фасмутдинова Н.Ф. в протоколе выемки (л.д. 24-25) объясняется тем, что он от подписи отказался, о чем в протоколе сделана отметка.
Как усматривается из протокола судебного заседания (л.д. 274) подсудимому Фасмутдинову Н.Ф. было предоставлено право на выступления в прениях, которым он воспользовался.
Вопреки доводам осужденного, указанные им листы 15, 16, 17 протокола судебного заседания 7-9 марта 2006 года в материалах дела содержатся.
Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о его личности.
Оснований для признания в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, оказание медицинской помощи потерпевшему, на что указывается в надзорной жалобе, не имеется, поскольку таких данных не установлено. То обстоятельство, что он обратился к соседям с просьбой вызвать скорую помощь, не может быть расценено как оказание потерпевшему медицинской помощи. Кроме того, О. к тому времени был уже мертв, о чем осужденный им сообщил.
Вместе с тем, президиум находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, судом кассационной инстанции приговор в отношении Фасмутдинова Н.Ф. изменен, и все его действия в отношении работников милиции квалифицированы как одно преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 318 УК РФ, по которой назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы. При этом назначенное судом наказание по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 105 УК РФ и ч. 1 ст. 318 УК РФ ( два преступления), оставлено судебной коллегией без изменения.
Принимая решение об оставлении в прежнем размере наказания, назначенного осужденному по совокупности преступлений в порядке ч. 3 ст. 69 УК РФ, суд кассационной инстанции не учел тот факт, что по одному из двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318 УК РФ, которое исключено как излишне вмененное, осужденному также назначалось наказание в виде 4 лет лишения свободы, при этом данная статья входила в совокупность преступлений, по которой Фасмутдинову Н.Ф. было назначено окончательное наказание.
В этой связи президиум считает необходимым наказание, назначенное Фасмутдинову Н.Ф. по приговору Березниковского городского суда Пермской области от 9 марта 2006 года в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, смягчить.
Оснований для переквалификации действий осужденного Фасмутдинова Н.Ф. на ч. 1 ст. 105 УК РФ и ч. 1 ст. 318 УК РФ в редакции ФЗ от 07.03.2011 года не имеется, поскольку указанным законом каких-либо изменений в указанные статьи, улучающих положение осужденного, внесено не было.
Также президиум не находит оснований для изменения категории преступлений в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом № 420-ФЗ от 7 декабря 2011 года в ст. 15 УК РФ, учитывая характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности осужденного.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Надзорную жалобу осужденного Фасмутдинова Н.Ф. удовлетворить частично.
Приговор Березниковского городского суда Пермской области от 9 марта 2006 года и определение судебной коллегии по уголовным делам Пермского областного суда от 19 сентября 2006 года в отношении осужденного Фасмутдинова Н.Ф. изменить:
- наказание, назначенное в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, снизить до 9 лет лишения свободы.
В остальной части судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий В.Н.Вельянинов