дело 2-58-10
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кишерть 08 июня 2010 г.
Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Исаева В.П.,
при секретаре Комягиной С.Г.,
с участием государственного обвинителя Чепкасова А.А.,
адвокатов Лобковой Л.И., Чабина Ю.А.,
предъявивших соответственно удостоверения №№ 1536, 1878 и ордера №№ 9784, 046878,
подсудимых Анисимова И.А., Газизова Э.А.,
потерпевшего ФИО1.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
АНИСИМОВА И. А., дата рождения, место рождения, проживающего АДРЕС, неработающего, семейное положение, имеющего образование 11 классов коррекционной школы,
ранее не судимого,
содержащегося под стражей (с учетом задержания в порядке ст. 91 УПК РФ) с 25.01.2010 г.,
ГАЗИЗОВА Э. А., дата рождения, место рождения, проживающего АДРЕС, неработающего, семейное положение, имеющего образование 9 классов коррекционной школы,
ранее судимого:
24.11.2005 г. Кишертским райсудом по ст.ст. п. «а» ч. 2 ст. 158, п. «а, б» ч. 2 ст. 158, ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, с применением ст. 73 условно, с испытательным сроком на 2 года;
02.03.2006 г. Кишертским райсудом по ч. 3 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы, условно, с испытательным сроком на 1 год;
27.04.2007 г. Кишертским райсудом по ст. ст. 70 УК РФ к 2 годам 2 мес. лишения свободы;
09.07.2007 г. Кишертским райсудом по ст. ч. 5 ст. 69 УК РФ к 2 годам 4 мес. лишения свободы;
освободившегося 22.07.2009 г. по отбытии срока;
содержащегося под стражей (с учетом задержания в порядке ст. 91 УПК РФ) с 25.01.2010 г.,
в совершении преступления, предусмотренного п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ,
у с т а н о в и л :
Подсудимые Анисимов И. и Газизов Э. совершили группой лиц по предварительному сговору умышленное убийство потерпевшей ФИО2 при следующих обстоятельствах.
23.01.2010 г. в дневное время подсудимые совместно с ФИО3 и ФИО2 распивали спиртные напитки в квартире последней по АДРЕС. В процессе распития спиртного между ФИО2 с одной стороны, Анисимовым И. и Газизовым Э. с другой стороны, на почве личных неприязненных отношений возникла ссора, в ходе которой Анисимов и Газизов стали избивать последнюю, нанося многочисленные удары руками и ногами ФИО2 по телу. В процессе избиения потерпевшей у Анисимова И. и Газизова Э. на почве личных неприязненных отношений возник умысел на убийство ФИО2.
Договорившись между собой об убийстве потерпевшей, Анисимов И. и Газизов Э., действуя совместно и согласованно, с целью лишения жизни ФИО2., поочередно нанесли ей многочисленные (не менее тринадцати) удары в область жизненно-важных органов - голову, шею и грудную клетку, а Газизов также двумя стеклянными бутылками два удара по голове потерпевшей, разбив при этом бутылки.
В продолжение действий, направленных на причинение смерти ФИО2., подсудимые, удерживая потерпевшую за волосы, совместно и согласованно обмотали ей шею электрическим шнуром, после чего взявшись за противоположные концы шнура, затянули его и удерживали до наступления смерти ФИО2. Смерть ФИО2 наступила на месте преступления в результате механической асфиксии от сдавления органов шеи петлей. После убийства ФИО2 подсудимые с места совершения преступления скрылись.
В судебном заседании подсудимый Анисимов И. полностью признал себя виновным в совершении убийства ФИО2., а подсудимый Газизов Э. признал себя виновным в инкриминируемом деянии частично.
При этом полностью признавая свою вину, Анисимов И. в судебном заседании пояснил, что действительно 23.01.2010 г. в ходе распития спиртного в квартире ФИО2., с которой он до этого не был знаком, последняя стала оскорблять всех находившихся в квартире и выгонять из дома. В ответ на оскорбления ФИО2, он ударил её несколько раз рукой по лицу. ФИО2 также нанесли несколько ударов Газизов и ФИО3. Однако ФИО2 продолжала оскорблять всех. Разозлившись, он ударил ФИО2 двумя бутылками по голове, разбив их. У ФИО2 пошла кровь из носа и из головы. В это же время, «выйдя из себя», он найденным в квартире электрошнуром обмотал шею ФИО2 и, стянув его, стал душить потерпевшую. После того, как ФИО2 захрипела, он отпустил шнур, и оставив потерпевшую лежать на кровати, они все ушли из квартиры. В ходе предварительного следствия он оговорил Газизова Э. в совершении совместных действий, направленных на убийство ФИО2 по личным мотивам.
Подсудимый Газизов Э. пояснил, что в ходе ссоры с ФИО2 он ударил последнюю несколько раз рукой по лицу в ответ на оскорбления с её стороны. Однако никаких действий, направленных на причинение смерти потерпевшей, не совершал, и в сговор на её убийство с Анисимовым не вступал. В его присутствии Анисимов задушил ФИО2 электрошнуром. Он пытался остановить Анисимова, но не смог этого сделать.
Оценив совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к убеждению о доказанности виновности обоих подсудимых в совершении умышленного убийства ФИО2 при изложенных обстоятельствах.
При этом суд считает возможным взять за основу в том числе признательные показания подсудимого Анисимова И. в ходе предварительного следствия, в которых он изобличал и Газизова Э., как непосредственного участника убийства потерпевшей.
Признавая показания подсудимого Анисимова И. в ходе предварительного следствия допустимыми доказательствами по делу и оценивая их как достоверные, суд исходит из того, что они в части описания деяний, совершенных последним совместно с Газизовым Э. нашли свое подтверждение совокупностью иных, исследованных в судебном заседании доказательств.
Все показания подсудимого в ходе предварительного следствия получены в присутствии адвоката, с соблюдением требований уголовно-процессуального закона.
Так, будучи неоднократно допрошенным в ходе предварительного следствия, Анисимов И. последовательно и подробно описывал как свои, так и действия Газизова Э., направленные на убийство ФИО2.
В частности Анисимов И. пояснял, что после того, как ФИО2 стала оскорблять их и говорить, что больше не пустит к себе в дом, он первым ударил её несколько раз рукой по лицу. Затем ФИО2 стал избивать и Газизов. ФИО2 закричала, что сообщит в милицию о том, что они её избили. Газизов Э. разозлился и разбил о голову ФИО2 две пустые стеклянные бутылки. ФИО2 лежала на кровати в крови и без сознания. Здесь же Газизов предложил убить ФИО2, сказав: «Давай её грохнем». Он согласился с Газизовым и за волосы оттащил ФИО2 к спинке кровати. Газизов предложил задушить ФИО2. В куче проводов на кухне они с Газизовым нашли электрошнур. Обмотали им шею потерпевшей и, взявшись за разные концы, стали тянуть в противоположные стороны. Тянули с такой силой, что электрошнур порвался. Когда отпустили шнур, ФИО2 ещё продолжала хрипеть, и они нанесли ей ещё несколько ударов ногой в область шеи. После этого ушли из дома потерпевшей, протерев все вещи с целью устранить свои отпечатки пальцев. Аналогичные показания Анисимов давал дважды при допросе его в качестве обвиняемого, а также и входе очной ставки с Газизовым.
(том № 1л.д. 44-45, 71-74, 193-197, том № 2л.д. 11-14)
Потерпевший ФИО1 показал, что у него была родная сестра ФИО2., которая не работала, употребляла спиртные напитки. 23.01.2010 г. утром он приходил в дом ФИО2, она была одна, трезвая, следов побоев или других телесных повреждений на теле сестры он не увидел. 25.01.2010г. около 9 час. к нему пришел ФИО4 и сообщил, что сестра мертвая. Он вместе с ним пришел в дом ФИО2 и в комнате, на диване, увидел её труп. На лице и голове ФИО2 была кровь и синяки.
Показания Анисимова И. в ходе предварительного следствия, изобличающие Газизова Э., полностью подтвердила свидетель ФИО3., которая показала, что 23.01.2010 г. в дневное время, она, Газизов, Анисимов и ФИО2 распивали спиртное в квартире последней. В ходе распития спиртного ФИО2 стала беспричинно оскорблять её. Она подошла к ФИО2 и ударила её три раза ладонью по лицу. В ходе возникшей ссоры ФИО2 сказала что-то Газизову, после чего тот стал выражаться в её адрес нецензурной бранью и ударил кулаком в лицо. У ФИО2 изо рта побежала кровь. Минуты через 2-3 Газизов стал наносить ФИО2 в лицо удары ногами, обутыми в кроссовки. ФИО2 от ударов закрывала лицо руками, говорила, чтобы он её не бил. Здесь же Анисимов, подойдя к ФИО2, стал наносить ей удары ногами и руками по лицу и телу. Затем Газизов взял со стола пустые бутылки из - под водки и разбил их о голову ФИО2. От избиения Газизова и Анисимова ФИО2 лежала на диване, у неё изо рта бежала кровь. Здесь же Газизов предложил Анисимову: «давай её убьем». Анисимов согласился. Анисимов подошел к ФИО2, взял за волосы и подтащил к спинке дивана. Газизов сходил на кухню и принес «обрывок» электропровода белого цвета и протянул его Анисимову. Тот взял провод, намотал его на шею ФИО2 и стал затягивать. Газизов стоял рядом. Она испугалась и вышла из комнаты в коридор. Газизов с Анисимовым остались вдвоем в комнате, и она не видела, что они там делали. Газизов закрыл двери дома ФИО2 нa замок и сказал, чтобы она не рассказывала никому про избиение ФИО2, так как он уже «сидевший» и его опять могут «посадить». Позднее, после задержания, Газизов сказал ей, чтобы она следователю сказала, что он ФИО2 не бил и не душил, а это все сделал Анисимов.
Свидетель ФИО5 показал, что 24.01.2010 г. около 20 час. встретил на перроне Анисимова и в ходе разговора узнал, что у него куртка в крови. Он спросил, откуда кровь, на что Анисимов ответил что-то невнятное. Позднее он предложил Анисимову зайти к ФИО2, знал, что у неё собираются люди для употребления спиртного. Анисимов сказал, что в дом к ФИО2 не пойдет, поведение у Анисимова было странное, он опустил голову, смотрел на свои руки. Уже у дома ФИО2 Анисимов сказал, что он не будет заходить в дом, что они там «уже пили». Когда он один зашел в дом, увидел там труп ФИО2. Анисимову сказал, что нужно вызывать милицию, на что тот сказал: «не надо, от греха подальше». Понял, что Анисимов убил ФИО2, так как у него было странное поведение, Анисимов дрожал, постоянно смотрел на свои руки. Когда сотрудники милиции при нем задержали Анисимова, тот сказал, что убивали они ФИО2 с Газизовым Э.
Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что 24.01.2010 г. около 23 часа он видел, как ФИО5 по мобильному телефону звонил в милицию и сообщал, что в доме по АДРЕС находится труп. ФИО5 пояснил, что обнаружили труп ФИО2. Анисимов при этом вел себя неестественно, нервничал.
Показания подсудимого Анисимова И. и свидетеля ФИО3. об обстоятельствах причинения потерпевшей телесных повреждений, повлекших её смерть, подтверждаются данными, содержащимися в протоколе осмотра места происшествия - дома потерпевшей, согласно которому в квартире НОМЕР дома НОМЕР по АДРЕС на кровати был обнаружен труп ФИО2 с признаками насильственной смерти. Характер телесных повреждений и обстановка в квартире, зафиксированные в протоколе, подтверждают способ и обстоятельства совершения убийства Мартыновой, указанные Анисимовым И. и ФИО3.
В ходе предварительного следствия у подсудимых были изъяты одежда и обувь, в которых они находились при совершении преступления, и на куртке и брюках Анисимова И. были обнаружены следы крови, происхождение которой не исключается от ФИО2. Данные обстоятельства подтверждаются протоколами выемки вещественных доказательств и выводами судебно-биологических экспертиз.
(том № 1л.д. 89-91, 143-148)
Не обнаружение следов крови на одежде Газизова Э. подтверждает показания свидетеля ФИО3. о том, что после совершения убийства Газизов на улице стирал следы крови с обуви и выбросил свои перчатки.
Кроме того, показания подсудимого Анисимова И. и свидетеля ФИО3. о характере и последовательности действий обоих подсудимых, связанных с убийством потерпевшей ФИО2., подтверждаются и актом судебно - медицинской экспертизы, в соответствии с которой смерть ФИО2. наступила в результате механической асфиксии от сдавления органов шеи петлей. Кроме того, потерпевшей были причинены - закрытая черепно-мозговая травма в виде кровоизлияний под оболочки головного мозга, множественные кровоподтеки и ссадины на голове, кровоизлияния в слизистой губ, разрывы слизистой верхней губы; неполный перелом межпозвонкового диска между VII-м шейным и 1-м грудным позвонками, т.е. тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Указание в акте судебно-медицинской экспертизы на наличие в крови потерпевшей алкоголя соответствует показаниям подсудимых об употреблении ими совместно с потерпевшей спиртных напитков.
(том № 1л.д. 129-142)
Заключением судебно-криминалистической экспертизы, из которой следует, что представленные на исследование электровилка и электрошнур возможно самодельно были соединены, подтверждаются показания Анисимова И. о том, что в процессе удушения потерпевшей шнур порвался.
(том № 1л.д. 167-170)
Таким образом, на основании приведенных выше согласующихся между собой доказательств суд приходит к выводу о виновности обоих подсудимых в убийстве потерпевшей ФИО2.
Доводы подсудимого Газизова Э. и подсудимого Анисимова И., выдвинутые ими в судебном заседании об оговоре Газизова Э., суд отвергает, поскольку они опровергаются исследованными и изложенными доказательствами по делу. Оба подсудимых не смогли привести убедительные причины для оговора Газизова Э., не установлены такие причины и судом. Газизов Э., Анисимов И. и ФИО3. находились в дружеских отношениях, при этом ФИО3. даже совместно проживала с Газизовым Э.
Давая правовую оценку действиям подсудимых, суд исходит из установленных приведенными выше доказательствами обстоятельств дела, согласно которым подсудимые предварительно вступили в сговор на убийство потерпевшей, в процессе лишения её жизни действовали согласованно, что свидетельствует о совершении ими убийства по предварительному сговору. Об умысле на убийство потерпевшей указывает как способ и характер причиненных телесных повреждений (нанесение большого количества ударов руками, ногами и другими предметами в область головы), так и последующие действия подсудимых по сокрытию следов преступления.
Свои выводы о наличии между подсудимыми предварительного сговора на убийство ФИО2 суд основывает на приведенных выше доказательствах, а показания подсудимых в этой части в судебном заседании также отвергает, поскольку они вызваны желанием последних смягчить свою ответственность за содеянное и не соответствуют установленным фактическим обстоятельствам происшедшего.
При таких данных действия подсудимых суд квалифицирует по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ, как убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
По заключению судебно-психиотрических экспертиз хроническим психическим расстройством подсудимые не страдали и не страдают. При совершении правонарушения у них также не было какого-либо временного психического расстройства. По своему психическому состоянию оба подсудимых могли во время совершения преступления осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждаются.
(том № 1л.д. 149-150, 151-152)
Заключения судебно-медицинских экспертиз аргументированы и с учетом позиции подсудимых, поведения в судебном заседании сомнений у суда не вызывают. В связи с изложенным подсудимых следует признать вменяемыми , и они подлежат уголовному наказанию за совершенное преступление.
Смягчающим ответственность подсудимого Анисимова И. обстоятельством суд признает признание им своей вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления.
Смягчающих обстоятельств у подсудимого Газизова Э. не установлено.
Отягчающих обстоятельств ответственность обоих подсудимых судом не установлено.
При назначении вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного подсудимыми преступления, требование справедливости назначения наказания, личности виновных, характеризующихся по месту жительства и учебы отрицательно. Суд учитывает возраст подсудимых, состояние их здоровья. При назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, суд учитывает роль, характер и степень фактического участия каждого подсудимого в его совершении, значение этого участия для достижения цели преступления, его влияние на характер и размер причиненного вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л :
признать АНИСИМОВА И. А., и ГАЗИЗОВА Э. А., виновными в совершении преступления, предусмотренного по п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ, и назначить наказание
- АНИСИМОВУ И.А. в виде лишения свободы сроком на 13 (тринадцать) лет с ограничением свободы сроком на 1 (один) год;
- ГАЗИЗОВУ Э.А. в виде лишения свободы сроком на 15 (пятнадцать) лет с ограничением свободы сроком на 1 (один) год;
с отбыванием наказания обоими подсудимыми в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока АНИСИМОВУ И.А. и ГАЗИЗОВУ Э.А. исчислять с 08 июня 2010 года. В срок лишения свободы зачесть обоим подсудимым время содержания под стражей с 25.01.2010 года по 07.06.2010 года.
Вещественные доказательства по делу - уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение десяти суток со дня провозглашения, а осужденными, содержащимися под стражей, - в тот же срок со дня вручения им копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденные вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции. Так же осужденные вправе поручать осуществление своей защиты избранному ими защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.
Председательствующий подпись В.П. Исаев