жалоба осужденного об изменении приговора, снижении назначенного наказания



Судья Пономарева Н.

Дело № 22-6906.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пермь 28 сентября 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Рудакова Е.В., судей Гагариной Г.Е., Михалева П.Н.

рассмотрела в судебном заседании от 28 сентября 2010 года кассационные жалобы осужденной Вихаревой И.А. и адвоката Земеровой В.В. на приговор Губахинского городского суда Пермского края от 18 августа 2010 года, которым

Вихарева И.А., ДАТА рождения, уроженка ****, несудимая,

осуждена по ст. 105 ч.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Заслушав доклад судьи Рудакова Е.В., изложившего обстоятельства дела, выступление адвоката Загвозкина А.В. по доводам кассационных жалоб, мнение прокурора Захаровой Е.В. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

по приговору суда Вихарева И.А. осуждена за убийство Б., совершенное 14 апреля 2010 года в *** при обстоятельствах, установленных судом и изложенных в приговоре.

В кассационной жалобе осужденная Вихарева И.А. просит изменить приговор, снизить назначенное ей наказание. В обоснование жалобы указывает, что умысла на убийство Б. у нее не было, после первого удара ножом потерпевшему последний взял ее за руку, в которой был нож. и своими руками, оттягивая нож от нее, помог ей воткнуть нож в свое тело два раза. Отмечает, что она добровольно сообщила в милицию о преступлении, а в деле нет сведений о привлечении ее к административной ответственности. Не согласна с выводом суда о том, что она отрицательно характеризуется.

В кассационной жалобе адвокат Земерова В.В. просит изменить приговор, снизить наказание, поскольку умысла на убийство потерпевшего у Вихаревой И.А. не было, два удара ножом потерпевшему были нанесены неумышленно в ходе борьбы. Об отсутствии умысла на убийство свидетельствует то обстоятельство, что потерпевший после нанесенных ударов ушел спать, а также, что за несколько часов до произошедшего Вихарева И.А. после падения потерпевшего вызвала ему скорую помощь.

В возражениях на кассационные жалобы государственный обвинитель Тикун А.В. полагает, что действия Вихаревой И.А. квалифицированы правильно, ей назначено справедливое наказание, в связи с чем просит оставить судебное решение без изменения, а кассационные жалобы -без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.

Вина осужденной в совершении убийства Б. при указанных в приговоре обстоятельствах подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, которым судом дана полная и всесторонняя оценка.

Так, из протокола явки с повинной Вихаревой И.А. следует, что 14.04.2010 года она в процессе распития спиртного в ходе ссоры и высказанных оскорблений в ее адрес схватила нож и нанесла им Б. три удара ножом в грудь и живот.

Согласно показаниям Вихаревой И.А., данным на предварительном следствии и подтвержденных в судебном заседании, 14.04.2010 года она, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в ходе ссоры с Б. и высказанных им оскорблений в ее адрес нанесла Б. один удар ножом в грудную клетку, после чего потерпевший, намереваясь отобрать у нее нож, схватил ее за кисть, после чего она нанесла Б. удар в область живота, вытащила

нож из тела, Б. ослаб после этого удара, но пытался забрать у нее нож, она нанесла еще один удар в область живота.

Эти доказательства объективно подтверждаются данными, содержащимися в протоколе осмотра места происшествия, из которого следует, что 15.04.2010 года в квартире №** дома №** по ул.**** в большой комнате на полу обнаружен труп Б. с колото-резаными ранами на теле.

Заключения эксперта, согласно которому у Б. имелись: проникающее колото-резаное ранение живота с кожной колото-резаной раной в эпигастральной области, сопровождавшегося краевым повреждением правой доли печени, краевым повреждением брюшного отдела аорты, кровоизлиянием в брюшную полость, забрюшинную клетчатку, (раневой канал около 8 см.); проникающее колото-резаное ранение живота с кожной колото-резаной раной в правой подвздошной области, сопровождавшейся повреждением стенки тонкой кишки и ее брызжейки, выпаданием петель кишечника в кожную рану передней брюшной стенки, кровоизлиянием в брюшную полость (раневой канал около 4 см.); а также непроникающее колото-резаное ранение груди. Указанные повреждения возникли прижизненно в результате трех ударных воздействий колюще-режущим орудием типа ножа, причинены в короткий промежуток времени, незадолго до наступления смерти. Смерть Бердникова П.А. наступила в ближайшее время (в течение нескольких минут) после причинения ему колото-резаных ран живота, вызвавших массивную кровопотерю - опасной для жизни состояние. По этому признаку проникающие колото-резаные ранения живота квалифицируются как тяжкий вред здоровью, и между их возникновением и смертью имеется причинная связь.

Оценив указанные доказательства в их совокупности и в совокупности с другими исследованными в судебном заседании доказательствами, в соответствии с требованиями ст.ст.17, 88 УПК РФ суд обоснованно пришел к выводу о виновности Вихаревой И.А. в совершенном преступлении.

С учетом этих доказательств, вопреки доводам кассационных жалоб, судом сделан обоснованный вывод о наличии у осужденной умысла на убийство Б., о чем свидетельствует как применение виновной ножа, так и повреждение жизненно важных органов, с нанесением нескольких колото-резаных ран, от которых наступила смерть потерпевшего.

Поэтому доводы кассационных жалоб о неправильной оценке действий Вихаревой И.А. в связи с тем, что смерть потерпевшего наступила не сразу после ее ударов, а по истечении времени, о неумышленном характере ударов потерпевшему в ходе борьбы, не могут быть признаны состоятельными. Факт вызова Вихаревой И.А. скорой помощи потерпевшему после его падения до начала действий направленных на лишение его жизни не может свидетельствовать об отсутствии умысла на убийство потерпевшего, поскольку такой умысел у осужденной возник непосредственно перед нанесением ударов ножом.

Действия Вихаревой И.А. правильно квалифицированы судом по ст. 105 ч.1 УК РФ.

Наказание осужденной назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств, смягчающих наказание, в том числе и тех, на которые делает ссылку осужденная в жалобе, а также характеризующих данных на осужденную.

Вывод суда об отрицательной характеристике личности осужденной является правильным, основан на имеющихся в материалах дела документах, в частности, бытовой характеристике, данной ООО «***», справке, составленной участковым уполномоченным милиции Щ., из которых следует, что Вихарева И.А. злоупотребляет спиртными напитками, постоянного места жительства не имеет, лишена родительских прав. В связи с чем доводы кассационной жалобы осужденной о несогласии с таким выводом суда судебная коллегия считает необоснованными.

Вместе с тем, как правильно указано в кассационной жалобе осужденной, суд в приговоре необоснованно учел при назначении наказания то обстоятельство, что Вихарева И.А. неоднократно привлекалась к административной ответственности. Такой вывод суда противоречит справкам из ОВД по Губахинскому муниципальному району Пермского края и от мирового судьи судебного участка №55 по Губахинскому муниципальному

району Пермского края, из которых следует, что Вихарева И.А. к административной ответственности не привлекалась, поэтому указание суда о неоднократном привлечении к административной ответственности Вихаревой И.А. подлежит исключению из приговора. С учетом вносимых изменений судебная коллегия считает необходимым снизить осужденной назначенное наказание.

Нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену приговора, из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Губахинского городского суда Пермского края от 18 августа 2010 года в отношении Вихаревой И.А. изменить:

исключить из приговора указание о том, что Вихарева И.А. неоднократно привлекалась к административной ответственности, как обстоятельство, учтенное при назначении наказания;

назначенное Вихаревой И.А. наказание по ст. 105 ч.1 УК РФ снизить до 7 лет 9 месяцев лишения свободы.

В остальной части приговор оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденной Вихаревой И.А. и адвоката Земеровой В.В. - без удовлетворения.