жалоба осужденного об изменении приговора и смягчении наказания



Судья Горюнов С.Г. Дело № 22-8701

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь14 декабря 2010 года

Судебная коллегия по уголовным делам Пермского краевого суда, в составе

председательствующего судьи Белозерова В.А.,

судей Клюкина А.В. и Бабушкина О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании представление государственного

обвинителя, кассационные жалобы осужденных Алиева И.Б., Гурбанова А.Т.,

адвоката Репиной Е.И., представляющей интересы осужденного Алиева И.Б. на приговор

Березниковского городского суда Пермского края от 13 октября 2010 года, которым

Алиев И.Б. дата рождения, уроженец ****, судимый Березниковским городским судом Пермского края 29 мая 2009 года по ч.3 ст.159, ч.5 ст.72 УК РФ с учетом срока содержания под стражей с 09.02.2009 года по 29.05.2009 года освобожден от отбывания наказания,

18 июня 2010 года за совершение двух преступлений, предусмотренных по ч. 3 ст. 159 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев лишения свободы,

осужден по ч.3 ст.159 УК РФ (по эпизоду хищения имущества П.) в виде лишения свободы сроком на 3 года,

по ч.3 ст.30, ч.2 ст.159 УК РФ (по эпизоду хищения имущества Т.) в виде лишения свободы сроком на 2 года,

по ч.3 ст.159 УК РФ (по эпизоду хищения имущества О.) в виде лишения свободы сроком на 2 года 9 месяцев,

по ч.5 ст.69 УК РФ присоединено частично наказание по приговору Березниковского городского суда Пермского края от 18.06.2010 года и окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет с отбыванием в исправительной колонии общего режима,

Гурбанов А.Т., дата рождения, уроженец ****, несудимый,

осужден по ч.3 ст.159 УК РФ (по эпизоду хищения имущества П.) в виде штрафа в размере 400.000 рублей,

по ч.3 ст.159 УК РФ (по эпизоду хищения имущества О.) в виде штрафа в размере 300 000 рублей,

по ч.3 ст.69 УК РФ по их совокупности путем частичного сложения наказаний - к штрафу в размере 500 000 рублей,

УСТАНОВИЛА:

Алиев И.Б. оглы и Гурбанов А.Т. оглы признаны виновными в хищениях денежных средств, полученных от продажи квартир потерпевших П.,О.,К.,

П.,О.,К., совершенном путем обмана и злоупотребления доверием, группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба, в крупном размере потерпевшим П. - 600 000 рублей, О. - 900 000 рублей и К. - 700 000 рублей. Алиев, кроме этого, признан виновным в покушении на хищение имущества потерпевшего Т. Преступления совершены ими в период с октября 2009 года по март 2010 года в г. Березники Пермского края.

В кассационном представлении государственный обвинитель поставил вопрос об отмене приговора в отношении Алиева И.Б., поскольку в приговоре неверно указано его имя и место рождения.

В кассационной жалобе осужденный Алиев И.Б. оглы мошенничество в отношении потерпевших О. и К. признает, не признавая вины по эпизодам хищения денежных средств, полученных от продажи квартир потерпевших Т. и П. в виду отсутствия доказательств. Считает, что дело по данным эпизодам в отношении него сфабриковано. Суд взял за основу показания потерпевших и не принял во внимание его доводы о том, что денежные средства ему напрямую от потерпевших не попадали. Кроме него с потерпевшими общались и другие лица, но суд их действиям никакой оценки в приговоре не дал. В приговоре суд указал, что он не работает, хотя фактически он работал у индивидуального предпринимателя. В материалах дела отсутствуют справки с места работы, справки о наличии на его иждивении ребенка, нет характеристики с места работы, поэтому ходатайствует о смягчении ему наказания с учетом вышеуказанных обстоятельств.

В кассационной жалобе адвокат Репина Е.И. указывает, что в ходе судебного заседания не было добыто доказательств виновности Алиева в совершении преступлений по эпизодам хищения денежных средств, полученных от продажи квартир потерпевших Т. и П. Между П. и Алиевым сложились гражданско-правовые отношения, поскольку по просьбе потерпевшего Алиев приватизировал квартиру П., заплатив за него долг 100 000 рублей, после чего купил потерпевшему двухкмнатную секцию в общежитии с балконом. Квартира Т., как была в собственности потерпевшего, так и осталась, что не исключает того факта, что сделка была бы доведена до конца, если бы Т. не умер. Просит приговор суда изменить, исключив из обвинения эти эпизоды, снизить наказание.

В кассационной жалобе осужденный Гурбанов А.Т. оглы просит смягчить наказание, учесть, что на его иждивении находится двое детей, жена и мать пенсионерка, что он активно способствовал раскрытию преступлений, вину признал полностью.

Заслушав доклад судьи Бабушкина О.А., объяснения осужденного Алиева и адвоката Заяц С.И., поддержавшей жалобу осужденного, мнение прокурора Куницыной К.А., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

Выводы суда о доказанности вины Алиева и Гурбанова в преступлениях, совершенных ими при обстоятельствах, изложенных в приговоре, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были проверены в судебном заседании и получили в приговоре надлежащую оценку.

Так, осужденный Гурбанов пояснил, что совершал вышеуказанные преступления в отношении потерпевших П.,О. и К., по предварительному сговору с Алиевым.

Осужденный Алиев, вину в хищениях денежных средств, полученных от продажи квартир потерпевших О. и К. признал полностью, по эпизодам хищения денежных средств, полученных от продажи квартир П. и Т. не признал, указав, что с П. был знаком, но его не обманывал, а Т. вообще не знал.

Эпизод в отношении потерпевшего П. подтверждается:

показаниями потерпевшего П., который пояснил, что Алиев и Гурбанов представились другими именами. Обманным путем приватизировали его квартиру, продали, а его и несовершеннолетнюю дочь переселили в комнату в общежитии. Денег от продажи квартиры он не получил, комнату не покупал. Алиев ему говорил, что его квартиру продали за 850 000 рублей, а комнату купили ему за 250 000 рублей.

Свидетель П1. дала аналогичные показания.

Свидетель С. показал, что Гурбанов продал ему квартиру П1. за 850 000 рублей. Самого потерпевшего он не видел.

Свидетель М. пояснил, что знаком с Алиевым, Гурбановым и Б. Знает, что летом тот познакомился с П1., который дал ему свой адрес и номер телефона. Алиев узнал, что квартира потерпевшего не приватизирована, после чего начал «обрабатывать» вместе с Гурбановым П1. и предложил ему приватизировать квартиру. Алиев и Гурбанов хотели продать квартиру потерпевшего. Приватизировать квартиру предложили Б. за 1 000 рублей, т.к. у осужденных не было Российского гражданства. Алиев обещал устроить П1. на работу, обещая заработную плату 20 000 рублей. Квартиру осужденные впоследствии приватизировали и оформили договор купли-продажи на мать Гурбанова, а потерпевшего и его дочь перевезли в комнату общежития. Квартиру потерпевшего Алиев и Гурбанов продали, а от продажи квартиры деньги поделили между собой.

Свидетель Б. дал аналогичные показания, указав при этом, что неоднократно Алиев систематически давал потерпевшему деньги на приобретение спиртного, с целю спаивания последнего.

Свидетель Б1. показала, что Гурбанов занимался приватизацией квартиры потерпевшего, которого как - то раз привозил к ней и говорил, что П1. и его несовершеннолетнюю дочь, надо переселить из квартиры в общежитие.

Кроме этого вина их подтверждается:

протоколом опознания, где П1. опознал Гурбанова как лицо, которое обманным путем похитил у него денежные средства при продаже его квартиры, а П1. опознала Алиева и Гурбанова, которые принимали участие в продаже квартиры и перевозе её с отцом в комнату общежития;

свидетельством о праве собственности несовершеннолетней П1. на жилое помещение №** по ул. ****;

договором купли продажи, согласно которому Г. в сентябре 2009г. приобрела в собственность комнату по ул. ****;

доверенностью от 30.07.2009г. выданной П1. от своего имени и своей несовершеннолетней дочери на имя Б. на право оформления приватизации;

договором купли продажи от 03.12.209г. согласно которого Г. продает несовершеннолетней П1. комнату в общежитии по ул. **** за 250 000 руб.;

договором купли-продажи квартиры от 23.11.209г. согласно которого П1. от своего имени и от имени своей дочери продает С. квартиру по ул. **** за 900.000 руб., с правом перехода право собственности 24.12.2009 года.

Вина осужденного Алиева по эпизоду Т. подтверждается показаниями потерпевшей Т., которая пояснила, что после смерти мужа пришла в его квартиру и обнаружила ее закрытой. Сломали замок и обнаружили, что квартира пустая. Соседи пояснили, что муж продал квартиру, хотя он собирался оставить ее в наследство дочери и переезжать из нее никуда не собирался. Также ей на похоронах рассказали, что мужа подпаивали последнее время лица нерусской национальности. Она сходила в федеральную регистрационную службу и написала, чтобы все сделки с квартирой мужа прекратили. Тогда и узнала, что квартиру мужа пытались продать.

Свидетель М. показал, что Алиев занимался мошенническими действиями с целью незаконного завладения жилыми помещениями у лиц злоупотребляющих спиртными напитками.

Свидетели Б2. и А. пояснили, что Т. вплоть до своей смерти никогда не желал продать свою квартиру по ул. **** и никогда не хотел выехать на постоянное проживание в город Кизел.

Свидетель К1. показал, что проживает и является собственником дома по ул. **** г. Кизел, который никогда не собирался продавать. Алиев его знакомый.

Свидетель П1. пояснил, что Алиев познакомился в конце осени 2009г. с Т. и взял у последнего паспорт, мотивируя это желанием трудоустроить Т.. Сам Т. не собирался продавать свою квартиру и переезжать для проживания в г. Кизел.

Свидетели Л.,Л1.,Л2. и В. показали, что Алиев совместно с М. занимался продажей квартиры Т. по ул. ****.

Кроме этого вина Алиева по данному эпизоду подтверждается:

бланком заявления от 12.12.2009г. на снятии с регистрационного учета, на котором имеется печатный и рукописный текст их содержания которого следует, что Т. просит снять его с учета по ул. **** в связи с выбытием в г. Александровск в квартиру по ул. ****;

четырьмя бланками адресного листка убытия, из содержания которых следует, что они составлены от имени Т. на снятие его с регистрационного учета 15.12.2009г. с наличием подписи.

В соответствии с заключением эксперта рукописный текст от имени Т. в графах двух заявлений от 12.12.2009г. о снятии с регистрационного учета выполнен не потерпевшим.

Кроме признательных показаний осужденных в совершении мошенничества ими в отношении К., вина их подтверждается показаниями потерпевшего К., свидетелей М.,К. и Н.

В ходе предварительного следствия потерпевший К. опознал Гурбанова, который совершил в отношении него мошенничество в отношении квартиры.

Свидетель Н. опознал Гурбанова и Алиева, которые принимали участие в подготовке документов на продажу квартиры К. по ул. ****.

Вина осужденных Алиева и Гурбанова в совершении хищения имущества у потерпевшего О. подтверждается показаниями потерпевшего О. и свидетелей Ш.,И.,О.,П.,Б.,Б1,С.,М.,А.;

на предварительном следствии потерпевший О. опознал Алиева и Гурбанова, которые обманным путем завладели его документами и продали его квартиру, а свидетель О. и И. опознали Алиева.

Не доверять показаниям осужденного Гурбанова, потерпевших и свидетелей по данному делу у суда нет оснований, поскольку им нет смысла оговаривать Алиева. Кроме этого Гурбанов находился с Алиевым в дружеских отношениях.

Вместе с тем судебная коллегия считает, что приговор полежит изменению по кассационному представлению прокурора, уточнив у Алиева в вводной части и резолютивной части приговора имя И. и место рождения ****.

Судебная коллегия считает, что вносимое в приговор суда изменение является технической ошибкой, а поэтому основанием отмены приговора служить не может. Сам осужденный Алиев не оспаривает, что приговор вынесен в отношении именно него.

В остальной части оснований для изменения или отмены приговора по доводам представления и жалоб судебная коллегия усматривает.

Таким образом, действиям Алиева И.Б. и Гурбанова А.Т., в том числе и по признаку совершения преступления группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба, в крупном размере, дана верная юридическая оценка. Что касается наказания, то и оно назначено им в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ закона, с учетом их личности, смягчающих обстоятельств у обоих осужденных наличия на иждивении несовершеннолетних детей, частичного возмещения

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377,378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Березниковского городского суда Пермского края от 13 октября 2010 года, в отношении Алиева И.Б. изменить:

уточнить написание во вводной и резолютивной части приговора у Алиева имя И. и место рождения ****.

В остальном приговор в отношении Алиева И.Б. и Гурбанова А.Т. оставить без изменения, а кассационное представление прокурора и кассационную жалобы осужденных, адвоката Репиной Е.И.- без удовлетворения.