определение 22-10120 на приговор Кунгурского городского суда



Судья Кужбаева О.А. дело №22-10120

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2011 года г.Пермь

Судебная коллегия по уголовному делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Черемных С.В., судей Трубниковой Л.В., Каштановой Н.П. при секретаре Шипковой М.А.

рассмотрела в судебном заседании 15 декабря 2011 года кассационную жалобу осужденного Джурабаева Д. Э. на приговор Кунгурского городского суда Пермского края от 3 ноября 2011 года, которым

ДЖУРАБАЕВ Д.Э., дата рождения, уроженец ****, судимый:

15 марта 2006 года по ст. 159 ч. 1 УК РФ к 1 году лишения свободы, освобожден 28 ноября 2006 года условно-досрочно на 3 месяца 15 дней;

20 марта 2007 года по ст. 162 ч. 1 УК РФ к 3 годам 10 месяцам лишения свободы, в силу ст. 70 УК РФ по совокупности наказанием не отбытым по приговору от 125 марта 2006 года к 4 годам лишения свободы; освобожден 31 декабря 2010 года по отбытии срока -

осужден по ст. 111 ч. 4 УК РФ к 11 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима, с исчислением срока с 3 ноября 2011 года. Зачтено в срок отбытия наказания время содержания под стражей с 11 августа 2011 года по 2 ноября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Каштановой Н.П., изложившей обстоятельства дела и доводы кассационной жалобы, объяснения осужденного Джурабаева Д.Э. и адвоката Бушинского Л.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Кочетовой Е.А., полагавшей приговор суда изменить в части вида исправительного учреждения и рецидива, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Джурабаев Д.Э. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

Преступление совершено в ночь с 10 на 11 августа 2011 года в городском парке « ***» г. Кунгура, неподалеку от дома ** по ул. ****.

По приговору установлено, что Джурабаев Д.Э. с целью причинения тяжкого вреда здоровью, вооружился дома черенком от лопаты пошел по тропинке к дому П. Увидев возвращавшегося домой П., он на почве неприязненных отношений нанес ему несколько ударов кулаком в лицо, сбил его с ног, а затем принесенной с собой палкой от черенка лопаты нанес не менее 5 ударов по голове и не менее 11 ударов по различным частям тела. Своими действиями он причинил П. открытую черепно-мозговую травму в виде полного расхождения венечного шва, линейных переломов костей свода и основания черепа, ушиб головного мозга, двусторонние кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку, кровоизлияния в мягкие ткани головы, ушибленные раны на голове - тяжкий вред здоровью, от которых потерпевший скончался на месте.

Подсудимый вину признал полностью.

В кассационной жалобе Джурабаев Д.Э. считает приговор чрезмерно суровым, Просит учесть его явку с повинной, попытку оказания помощи потерпевшему, возмещение потерпевшей материального и морального ущерба, наличие несовершеннолетнего ребенка. Он намерен помогать семье потерпевшего, просит разобраться и смягчить наказание.

В возражениях прокурор Дубров Э.В. с доводами жалобы не согласен, просит оставить приговор суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит приговор суда законным обоснованным и справедливым.

Выводы суда, изложенные в приговоре, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований сомневаться в них коллегия не усматривает.

Вина Джурабаева в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть П. установлена тщательно исследованными материалами дела, в том числе показаниями самого подсудимого Джурабаева Д.Э., показаниями потерпевшей П1., показаниями свидетелей П2., С. М., П3., заключениями судебно-медицинских экспертиз, биологической экспертизы, протоколом осмотра места происшествия и другими доказательствами, подробный анализ и оценка которых дана в приговоре.

Так, судом бесспорно установлено и это следует из материалов дела, что в ночь с 10 на 11 августа 2011 года Джурабаев с целью разобраться поджидал П. недалеко от его дома, при этом вооружился палкой - черенком от лопаты. Встретив П., он нанес ему удары, сбил с ног, а затем нанес удары палкой по голове и телу. Эти обстоятельства Джурабаев не отрицает.

Суд установил, что своими действиями Джурабаев причинил П. открытую черепно-мозговую травму, от полученных телесных повреждений, перечисленных в заключении судебно-медицинского эксперта, потерпевший скончался. Согласно заключений СМЭ телесные повреждения возникли от ударных воздействий, не исключено, что палкой, которой мог быть черенок от лопаты. Возможность получения телесных повреждений при падении исключается. При осмотре места происшествия около трупа были обнаружены пятна крови, обломленный черенок от лопаты со следами крови. При осмотре жилища Джурабаева обнаружены и изяты сломанный черенок от лопаты со следами крови. Изъята одежда и обувь Джурабаева со следами крови. Согласно заключению биологической экспертизы, кровь, обнаруженная на одежде Джурабаева и черенке от лопаты, а также пятна крови на траве около трупа, принадлежат П.

Из показаний потерпевшей П1.следует, что она узнала от Джурабаева, что тот намерен разобраться с ее мужем. Она пыталась по телефону предупредить мужа, что Джурабаев намерен его избить, но не успела, позвонила мужу П. и просила его не ходить домой, но он по телефону ответил, что уже подходит к дому. Она побежала к дому, увидела Джурабаева, он признался что побил ее мужа. Муж лежал на земле. Она с Джурабаевым ушли к нему домой, а утром узнала, что ее муж умер.

Свидетели М., С. П2. подтвердили, что от П1. узнали, что Джурабаев избил П.

Свидетель П3. подтвердил тот факт, что слышал как П1. по телефону предупреждала своего мужа, чтобы он не ходил домой, так как Джурабаев намерен его избить.

Юридическая оценка действиям Джурабаева дана правильно.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 6. 60, 61 УК РФ с учетом всех обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного особо тяжкого преступления. Суд учел личность виновного, все смягчающие наказание обстоятельства, в том числе те, на которые в жалобе ссылается осужденный. Довод жалобы, что он пытался оказать медицинскую помощь П. не нашел подтверждения и опровергается материалами дела. Суд обоснованно признал отягчающим наказание обстоятельством рецидив преступлений. Вывод о неприменении ст. 64 и 73 УК РФ судом мотивирован в приговоре. Наказание соответствует требованию справедливости, оснований для смягчения наказания судебная коллегия не находит.

Вместе с тем приговор суда подлежит изменению в части вида исправительного учреждения.

В соответствии с положениями ст. 58 УК РФ отбывание лишения свободы в исправительной колонии особого режима назначается мужчинам при наличии особо опасного рецидива преступлений.

Согласно ст. 18 УК РФ, рецидив преступлений признается особо опасным при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за тяжкое преступление или ранее осуждалось за особо тяжкое преступление.

Суд указал, что Джурабаев 18 февраля 1997 года был осужден Березовским судом по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 7 годам лишения свободы, освободился 22 марта 2002 года условно досрочно на 2 года 2 месяца 8 дней; 21 июля 2003 года Кунгурским судом Пермской области с учетом изменений, внесенных постановлением суда по ст. 158 ч. 1 УК РФ, в силу ст. 70 УК РФ с частичным присоединением наказания не отбытого по предыдущему приговору к 2 годам 3 месяцам лишения свободы, освобожден 3 августа 2005 года по отбытии срока. Однако фактически Джурабаев был осужден по ст. 103 УК РСФСР к 7 годам лишения свободы за преступление, совершенное им 30 ноября 1996 года.

Согласно ст. 7-1 ч. 1 ст. 24 УК РСФСР ( ч. 4 ст. 15 УК РФ), преступление предусмотренное ст. 103 УК РСФСР и наказание за которое не превышало 10 лет, относится к категории тяжких преступлений.

В соответствии со ст. 86 УК РФ судимость за тяжкие преступления считаются погашенными по истечении шести лет после отбытия наказания, за преступления небольшой тяжести - по истечении трех лет после отбытия наказания. Как видно из материалов дела, Джурабаев освободился 3 августа 2005 года, следовательно, судимость за преступление, предусмотренное ст. 103 УК РСФСР, у него погашена 3 августа 2011 года. Таким образом, на момент совершения преступления, на 11 августа 2011 года судимости по приговорам 18 февраля 1997 года и 21 июля 2003 года были погашены.

Судебная коллегия считает, что данные судимости следует исключить из вводной части приговора. Выводы суда о наличии в действиях Джурабова особо опасного рецидива преступлений являются несостоятельными.

Джурабаев имеет неснятую и непогашенную судимость за тяжкое преступление по приговору от 20 марта 2007 года и вновь совершил особо тяжкое преступление, поэтому в его действиях усматривается опасный рецидив преступлений.

В связи с этим, ему следует назначить отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима вместо колонии особого режима.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Кунгурского городского суда Пермского края от 3 ноября 2011 года в отношении Джурабаева Д.Э. изменить.

Исключить из вводной части приговора указание на судимости от 18 февраля 1997 года и от 21 июля 2003 года, изменить вид рецидива преступлений с особо опасного на опасный, назначить отбывание наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В остальном приговор суда оставить без изменения, кассационную жалобу Джурабаева Д.Э. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: