решение №21-290/2011 об отмене постановления главного государственного инспектора по Ильинскому МР и решения судьи Ильинского районного суда и прекращении производства по делу (ч.1 ст.20.4 КоАП РФ)



7-536-2011

РЕШЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Бузмаков С.С, рассмотрев 8 августа 2011 года жалобу Спешкова С. А. на решение судьи Ильинского районного суда Пермского края от 28 июня 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

18 марта 2011 года инспектором ** отделения надзорной деятельности по Ильинскому муниципальному району Пермского края по пожарному надзору в отношении Спешкова С. А. составлен протокол № 37 об административном нарушении требований пожарной безопасности, из которого следует, что Спешков С.А., являясь должностным лицом - главой /организация/, совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в следующем:

1. 16 марта 2011 года в 14 часов 30 минут при отработке карточки дежурным караулом ГКУ ** ОППС ПЧ ** выявлено, что подъезд к пожарному водоёму, расположенному на территории /юридическое лицо/ по адресу: ****, в 14 часов 15 минут 17 марта 2011 года не обеспечивал проезд к нему пожарной техники из-за наличия снега - нарушение требований пункта 89 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03).

2. У водоёма, а также по направлению движения к нему отсутствуют соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) - нарушение требований пункта 89 ППБ 01-03.

Указанными действиями Спешков С. А. нарушил положения статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 2 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Постановлением главного государственного инспектора по Ильинскому муниципальному району Пермского края по пожарному надзору от 22 марта 2011 года Спешков С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Спешков С.А. обратился в Ильинский районный суд Пермского края с жалобой, ссылаясь на необоснованное привлечение к административной ответственности, указав, что пожарный водоём по адресу: ****, расположен на земельном участке, принадлежащем ОАО «***», и в реестре муниципальной собственности /организация/ не значится, в связи с чем обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения не может быть возложено на /организация/. В силу изложенного просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании в районном суде Спешков С.А. на доводах жалобы настаивал.

Решением судьи Ильинского районного суда Пермского края от 28 июня 2011 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд, Спешков С.А. просит об отмене решения судьи районного суда, постановления должностного лица и прекращении производство по делу по доводам, изложенным ранее в жалобе на постановление главного государственного инспектора по Ильинскому муниципальному району по пожарному надзору.

В судебное заседание в краевой суд Спешков С.А., будучи надлежащим образом извещённым о дате и месте рассмотрения дела, не явился.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, доводы жалобы, проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации дело в полном объёме, судья краевого суда находит решение судьи и постановление должностного лица подлежащими отмене с прекращением производства по делу в связи с существенным нарушением процессуальных требований КоАП Российской Федерации, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 1 октября 2007 года № 517 утверждён Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности (далее - Административный регламент).

Таким образом, положения Административного регламента применяются как при проведении проверок в отношении юридических лиц, так и должностных лиц проверяемых юридических лиц.

Одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного пожарного надзора (далее - ГПН) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (подпункт 2 пункта 46 Административного регламента).

Порядок организации и проведения проверок установлен пунктами 53 - 55 Административного регламента. В соответствии с данными правовыми нормами проверка проводится на основании распоряжения органа ГПН установленной формы о проведении плановой (внеплановой) проверки (далее - распоряжение о проведении проверки); распоряжение о проведении проверки подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН; заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки вручается под роспись государственным инспектором (государственными инспекторами) по пожарному надзору, проводящим (проводящими) проверку, лицу, в отношении которого проводится проверка, его уполномоченному представителю или иному должностному лицу организации, одновременно с предъявлением служебного удостоверения (служебных удостоверений).

Аналогичные требования по проведению внеплановых проверок установлены положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ). Так, согласно статье 14 названного Федерального закона (здесь и далее в редакции, действовавшей в юридически значимый период) проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 1); заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений (часть 3).

Из материалов дела и административного дела № ** следует, что основанием для проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении в отношении Спешкова С.А. послужила поступившая 16 марта 2011 года начальнику ** ОНД по Ильинскому муниципальному району из ГКУ «** отряд противопожарной службы Пермского края» информация о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, создающих непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровью людей.

Вместе с тем, распоряжение о проведении внеплановой проверки главным государственным инспектором по Ильинскому муниципальному району по пожарному надзору не издавалось, копия соответствующего распоряжения главе /организация/ не вручалась, то есть, внеплановая проверка проведена должностным лицом ГПН с нарушением требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ и пунктов 53, 54 Административного регламента.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ результаты проверки, проведённой органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок (в том числе нарушение требований части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора)), не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом (должностным лицом юридического лица) обязательных требований.

Поскольку при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, в отношении главы /организация/ должностным лицом ** ОНД по Ильинскому муниципальному допущено грубое нарушение установленных Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ требований, постановление главного государственного инспектора по Ильинскому муниципальному району по пожарному надзору от 22 марта 2011 года и решение судьи Ильинского районного суда Пермского края от 28 июня 2011 года подлежат отмене с прекращением в отношении Спешкова С.А. производства по делу ввиду отсутствия состава вменённого административного правонарушения.

Принимая во внимание основание отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда, доводы жалобы Спешкова С.А. не подлежат рассмотрению по существу.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

постановление главного государственного инспектора по Ильинскому муниципальному району Пермского края по пожарному надзору от 22 марта 2011 года и решение судьи Ильинского районного суда Пермского края от 28 июня 2011 года отменить.

Прекратить в отношении Спешкова С. А. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья - подпись - С.С.Бузмаков