7-817-2011 РЕШЕНИЕ Судья Пермского краевого суда Швецов К.И., рассмотрев 24 ноября 2011 года дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, производством в отношении Комитета имущественных отношений администрации муниципального образования «Лысьвенскии муниципальный район» по жалобе должностного лица органа противопожарного надзора на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 26 октября 2011 года об отмене постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности, УСТАНОВИЛ: Постановлением начальника ** отдела надзорной деятельности по Лысьвенскому муниципальному району от 22.09.2011 года Комитет имущественных отношений администрации муниципального образования «Лысьвенскии муниципальный район» (далее по тексту - КИО Лысьвенского MP) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнут в связи с этим административному штрафу в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей. Из установленных должностным лицом органа противопожарного надзора в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обстоятельств - по состоянию на 28.07.2011 года в период действия особого противопожарного режима КИО Лысьвенского MP в процессе эксплуатации находящегося в собственности муниципального образования «Лысьвенскии муниципальный район» здания ДОУ «Детский сад № **», расположенного по адресу: г.Лысьва, ****, допущено нарушение требований пожарной безопасности (СНиП «Котельные установки» 11-35-76), выразившееся в устройстве в здании детского сада котельной, отапливающей его помещения. Обратившись в Пермский краевой суд с жалобой, КИО Лысьвенского MP просил отменить настоящее постановление как незаконное, указывая, что должностными лицами ОГПН нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осмотре помещений ДОУ «Детский сад № **», а именно: юридическое лицо не уведомлялось в установленный законом срок о проведении проверочных мероприятий; не выдавалось предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности; акт проверки не вручался уполномоченному представителю собственника осмотренных помещений. Вместе с тем, КИО Лысьвенского MP не является лицом, ответственным за наличие отмеченных административно - надзорным органом нарушений требований пожарной безопасности, его вина в совершении правонарушения не установлена. При этом не указано, в чем конкретно выразилось нарушение СНиП «Котельные установки» 11-35-76, согласно которому не допускается проектирование крышных, встроенных и пристроенных котельных к заданиям детских дошкольных и школьных учреждений, к лечебным и спальным корпусам больниц, поликлиник санаториев и учреждений отдыха. В настоящее время администрацией муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» проводятся мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков противопожарного состояния встроенного помещения котельной. Осуществляется переход на электрическое отопление с установкой электрических котлов. Смета расходов находится на проверке в Управлении капитального строительства администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район». В финансовый орган направлено письмо о выделении на указанные цели 415 000 рублей. На день проверки помещение котельной «Детского сада № **» не функционировало, так как отопительный сезон был закончен в мае 2011 года в связи с чем, общественной опасности ни для кого не представляло. Эксплуатация указанного объекта осуществлялась на протяжении длительного времени, каких-либо замечаний (предписаний) Комитет не получал, не имея информации о нарушении требований пожарной безопасности, что препятствовало их устранению. Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 26 октября 2011 года постановление начальника ** отдела надзорной деятельности по Лысьвенскому муниципальному району от 22.09.2011 года отменено с возвращением дела должностному лицу на новое рассмотрение, в связи с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ к организации и проведению контрольной проверки соблюдения КИО Лысьвенского MP правил пожарной безопасности. В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, начальник ** отдела надзорной деятельности по Лысьвенскому муниципальному району просит указанное решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела. Производство по делу об административном правонарушении в отношении КИО Лысьвенского MP осуществлялось в форме административного расследования в соответствии с положениями статьи 28.7 КоАП РФ. В этом случае собранные доказательства вины юридического лица в совершении противоправных действий не могут расцениваться судом как полученные с нарушением закона и не приниматься во внимание при пересмотре постановления должностного лица о привлечении КИО Лысьвенского MP к административной ответственности. В судебное заседание участники производства по делу об административном правонарушении не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом. Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела, судья Пермского краевого суда не усматривает оснований для ее удовлетворения. Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Административная ответственность по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ наступает в связи с нарушением требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям органов государственного контроля (надзора), проводящих административное расследование. Несмотря на допустимость при установлении вины лица в совершении административного правонарушения доказательств, полученных в ходе административного расследования (статья 28.7 КоАП РФ), начальником 20-го отдела надзорной деятельности по Лысьвенскому муниципальному району нарушены требования статьи 24.1 настоящего Кодекса, что влечет возвращение дела на новое рассмотрение. Определяющее значение для решения вопроса о субъекте административной ответственности по настоящему делу имеют обстоятельства, указывающие на лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться на законном основании встроенным в здание ДОУ «Детский сад № **», расположенное по адресу: г.Лысьва, ****, помещением котельной. Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. При перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий (п. 38 тех же Правил). Исходя из смысла приведенных выше нормативных положений, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности может быть возложена как на арендодателя, так и арендатора встроенного помещения котельной. Вопрос об объеме обязанностей владельца указанного имущества в области обеспечения правил пожарной безопасности может быть урегулирован в договоре аренды. 22 июня 2011 года между муниципальным образованием «Лысьвенский муниципальный район» в лице председателя КИО Лысьвенского MP и ООО «***» заключен договор аренды № 166, по условиям которого встроенное помещение, расположенное по адресу: г.Лысьва, ****, находится в пользовании его арендатора ООО «***». Настоящим договором вопрос обеспечения противопожарного состояния данного имущества урегулирован, что следует из пункта 3.2.5 предусматривающего обязанность арендатора содержать имущество в порядке, предусмотренном техническими, санитарными и противопожарными правилами. Принимая во внимание изложенное, по настоящему делу с учетом требований статьи 2 6.1 КоАП РФ не исследовались должным образом обстоятельства, исключающие либо устанавливающие административную ответственность ООО «***» за несоблюдение требований пожарной безопасности в случае принятия указанного объекта в эксплуатацию по договору аренды. Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда РЕШИЛ: Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 26 октября 2011 года оставить без изменения, жалобу начальника ** отдела надзорной деятельности по Лысьвенскому муниципальному району Пермского края - без удовлетворения. Судья Швецов К.И.