решение №21-123 об оставлении без изменения постановления судьи Свердловского районного суда (ст.8.2 КоАП РФ)



7-200-2012

РЕШЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е., при секретаре Нициевской Л.Н., с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю С., рассмотрев 27 февраля 2012 года в судебном заседании в г.Перми жалобу защитника Чудинова М.Б. на решение судьи Свердловского районного суда г.Перми от 24 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Конюшко А.В.,

установил:

7 ноября 2011 года /должность/ отдела по надзору за коммунальной гигиеной Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю К. в отношении /должность1/ Открытого акционерного общества «Название» Конюшко А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым по состоянию на 10 октября 2011 года в 11 часов 30 минут Конюшко А.В. не обеспечил соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, а именно: допустил вывоз твердых бытовых отходов 2-3 раза в неделю вместо одного раза в день в теплое время года, что является нарушением п.2.21 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; допустил сбор и временное хранение отходов в столовой в промаркированном надписью «пищевые отходы» бытовом пластмассовом ведре в помещении моечной вместо специально предназначенных для этого сборников (баки, ведра и т.д.), окрашенных изнутри и снаружи краской, закрывающихся крышками, только в охлаждаемых помещениях, что является нарушением п.2.4.4, 2.4.5, 2.4.11 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Постановлением /должность2/ Управления Роспотребнадзора по Пермскому края Я. от 10 ноября 2011 года Конюшко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Не согласившись с постановлением, Конюшко А.В. обратился в Свердловский районный суд г.Перми с жалобой, в которой поставил вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу, указав на то, что он не является субъектом вменённого административного правонарушения, полагая, что таким субъектом могут быть лица, деятельность которых связана с обращением отходов, на осуществление которых у них имеется лицензия.

В судебном заседании в районном суде Конюшко А.В. участия не принимал. Защитник Конюшко А.В. - Чудинов М.Б. поддержал изложенные в жалобе доводы. Представители административного органа С.,М. против удовлетворения жалобы возражали.

Решением судьи Свердловского районного суда г.Перми от 24 января 2012 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалобы Конюшко А.В. - без удовлетворения. В жалобе, поданной в краевой суд, защитник Конюшко А.В. - Чудинов М.Б. просит об отмене решения судьи районного суда, указывая на то, что Конюшко А.В. не является субъектом вменённого административного правонарушения, оснований для привлечения его к административной ответственности не имелось.

В судебном заседании в краевом суде Конюшко А.В. и его защитник Чудинов М.Б., будучи извещенными о дате и месте рассмотрения дела, участия не принимали.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю С. просила решение судьи районного суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев материалы административного дела, доводы жалобы, заслушав объяснения представителя административного органа, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -

влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, охраняемые от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территории.

Отказывая в удовлетворении жалобы Конюшко А.В. на постановление должностного лица о привлечении к административной ответственности, судья районного суда обоснованно исходил из доказанности в действиях Конюшко А.В. события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о нарушении должностным лицом Конюшко А.В. требований п.2.2.1, п.2.4.4, 2.4.5, 2.4.11 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 7 ноября 2011 года; копией паспорта опасного отхода, согласно которому у ОАО «Название» образуются отходы в виде мусора от бытовых помещений, не сортированные, которые относятся к 4 классу опасности, являются пожароопасными, сбор и временное хранение которых необходимо производить в металлические контейнеры; актом проверки от 28 октября 2011 года № **; актами выполненных работ по эвакуации отходов от 30.06.2011 года, 31 июля 2011 года, 31 августа 2011 года, копией должностной инструкции /должность1/ и другими собранными по делу доказательствами.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 апреля 2007 года № 0100/3637 на территории Российской Федерации в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации, действуют Санитарные правила содержания территорий населенных мест № 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденные Главным санитарным врачом СССР и заместителем Министра СССР 5 августа 1988 года. Данные Правила предназначены, в том числе, для организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных их территорий.

Из содержания паспорта опасного отхода следует, что у Открытого акционерного общества «Название» образуются отходы в виде мусора от бытовых помещений, не сортированные, которые относятся к 4 классу опасности, являются пожароопасными, сбор и временное хранение которых необходимо производить в металлические контейнеры.

В соответствии с п.2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Согласно актам выполненных работ по эвакуации отходов от 30.06.2011 года, 31 июля 2011 года, 31 августа 2011 года в летний период твердые бытовые отходы Открытого акционерного общества «Название» вывозились не ежедневно, как это предусмотрено санитарными правилами.

В силу положений п.1.8 СанПиН 42-128-4690-88 организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых жидких бытовых отходов должна удовлетворять требованиям указанных санитарных правил.

При этом следует отметить, что СанПиН 42-128-4690-88 не противоречит СанПиН 2.1.7.1322-03, поскольку СанПиН 42-128-4690-88 имеет более широкий предмет правового регулирования по сравнению с СанПиН 2.1.7.1322-03, которые не устанавливают сроки вывоза твердых бытовых отходов в летнее время.

В соответствии с п.2.4.4 СанПиН 42-128-4690-88 пищевые отходы разрешается собирать только в специально предназначенные для этого сборники (баки, ведра и т.д.) окрашенные изнутри и снаружи краской, закрывающиеся крышками (применять оцинкованные емкости без окраски запрещается).Согласно п. 2.4.5 СанПиН 42-128-4690-88 сборники, предназначенные для пищевых отходов, использовать для каких-либо других целей запрещается. Следует ежедневно тщательно промывать сборники водой с применением моющих средств, периодически подвергать их дезинфекции 2-процентным раствором кальцинированной соды или едкого натра или раствором хлорной извести, содержащей 2% активного хлора. После дезинфекции сборник необходимо промыть водой. Ответственность за использование и правильное содержание сборников несет предприятие, собирающее пищевые отходы.

В соответствии с п. 2.4.11 СанПиН 42-128-4690-88 временное хранение пищевых отходов в объектах торговли и общественного питания независимо от подчиненности их должно осуществляться только в охлаждаемых помещениях.

Из акта проверки от 28 октября 2011 года № **, проведенной должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на основании распоряжения заместителя руководителя Управления о проведении плановой выездной проверки от 29 сентября № ** следует, что сбор и временное хранение пищевых отходов производились в столовой в промаркированное надписью «пищевые отходы» бытовое пластмассовое ведро в помещении моечной вместо специально предназначенных для этого сборников (баки, ведра и т.д.), окрашенных изнутри и снаружи краской, закрывающихся крышками, только в охлаждаемых помещениях.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, судья краевого суда считает, что наличие вины заявителя в совершении правонарушения установлено и подтверждено материалами дела.

Доводы жалобы отмену оспариваемого решения не влекут.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

В силу п.3 ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п.2 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами.

Следовательно, Открытое акционерное общество «Название», в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Исходя из содержания ст.1 данного Федерального закона следует, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Материалами дела подтверждается, что Открытое акционерное общество «Название» осуществляет временное хранение отходов, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.

В силу ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В данном законе, как специальном законе в сфере обращения с отходами производства и потребления, раскрыто содержание таких понятие как «отходы производства и потребления», «опасные отходы», «обращение с отходами», «размещение отходов», «хранение отходов», «захоронение отходов», «использование отходов», «обезвреживание отходов».

Из содержания указанных понятий следует, что не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию.

Как следует из материалов дела, производственная деятельность общества не связана с приемом в собственность отходов, накоплением в целях дальнейшего их использования, обезвреживания, транспортирования, размещения. В соответствии с заключенным 1 июня 2011 года договором вывоз твердых отходов осуществляет с Обществом с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Название1», имеющим соответствующую лицензию.

Действия Открытого акционерного общества «Название» по накоплению и временному хранению бытового мусора и пищевых отходов на своей территории до момента их передачи соответствующим организациям нельзя рассматривать как действия, связанные со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и размещением опасных отходов, в смысле, какой придается данным понятиям Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

На основании изложенного, судья краевого суда приходит к выводу о том, что действия общества правомерно отнесены административным органом к временному хранению отходов.

При этом лицензия для осуществления такой деятельности не требуется.

Обязанности по осуществлению контроля за производственной санитарией, требований санитарных органов являются должностными обязанностями /должность1/ Открытого акционерного общества «Название» Конюшко А.В., что подтверждается должностной инструкцией, утвержденной генеральным директором завода.

В связи с изложенным, судья краевого суда считает, что Конюшко А.В. является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений порядка привлечения Конюшко А.В. к административной ответственности не установлено.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности.

С учетом изложенного выше оснований для отмены либо изменения решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

постановление судьи Свердловского районного суда г.Перми от 24 января 2012 года оставить без изменения, жалобу защитника Чудинова М.Б. - без удовлетворения.

Судья Л.Е.Хрусталева