решение №21-127 об оставлении без изменения решения судьи Нытвенского районного суда (ч.ч.1,4 ст.20.4 КоАП РФ)



7-210-2012

РЕШЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е., при секретаре Нициевской Л.Н., с участием Батиной Т.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми 1 марта 2012 года жалобу Батиной Т.К. на решение судьи Нытвенского районного суда г.Перми от 31 января 2012 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

29 ноября 2011 года государственным инспектором Карагайского муниципального района Пермского края по пожарному надзору, начальником отделения надзорной деятельности по Карагайскому муниципальному району Ш. в отношении Батиной Т.К., являющейся /должность/ администрации *** сельского поселения Карагайского муниципального района Пермского края, составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым 29 ноября 2011 года в 14 часов 00 минут на территории населенных пунктов Муниципального образования *** сельского поселения Пермского края в **** Батиной Т.К., являющейся должностным лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, допущены нарушения правил пожарной безопасности.

Согласно протоколу об административном правонарушении № ** от 29 ноября 2011 года в здании МПО в **** не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций крыши, чем нарушены требования п.36 ППБ 01-03; в **** на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - нарушение п. 114 ППБ 01-03, в населенном пункте не имеется прицепной пожарной мотопомпы в нарушение требований п.31 ППБ 01-03, не все здания обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения круглогодичного действия в нарушение требования п.1 ст.68 ФЗ-123, п.9.30 СНиП 2.04.02-84*, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадкам (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - нарушение п.94 ППБ 01-03, у источников противопожарного водоснабжения (гидранты и водоемы), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели в нарушение п.90 ППБ 01-02; в **** на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - нарушение п.114 ППБ 01-03, в населенном пункте не имеется переносной пожарной мотопомпы -нарушение п.31 ППБ 01-03, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - нарушение п.94 ППБ 01-03, не исправны пожарные гидранты: **** -нарушение п.89 ППБ 01-03; в **** на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара -нарушение п.114 ППБ 01-03, отсутствует переносная пожарная мотопомпа - нарушение п.31 ППБ 01-03, в нарушение требования п.1 ст.68 ФЗ-123, п.9.30 СНиП 2.04.02-84* не все здания обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения круглогодичного действия, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - нарушение п.94 ППБ 01-03, не исправны пожарные гидранты: **** - нарушение п.89 ППБ 01-03; в **** на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - нарушение п.114 ППБ 01-03, отсутствует переносная пожарная мотопомпа - нарушение п.31 ППБ 01-03; в нарушение требований п.1 ст.68 ФЗ-123, п.9.30 СНиП 2.04.02-84* не все здания обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения круглогодичного действия, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - нарушение требований п.94 ППБ 01-03; в **** на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - нарушение п.114 ППБ 01-03, отсутствует переносная пожарная мотопомпа-нарушение п.31 ППБ 01-03 п. 31, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - нарушение п.94 ППБ 01-03, у источников противопожарного водоснабжения (гидранты и водоемы), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели - нарушение п.90 ППБ 01-03; в **** в населенном пункте не имеется переносная пожарная мотопомпа -нарушение п.31 ППБ 01-03, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - нарушение п.94 ППБ 01-03, у источников противопожарного водоснабжения (гидранты и водоемы), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели п.90 ППБ 01-03, не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения - нарушение п.112 ППБ 01-03; в ****: на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - нарушение п.114 ППБ 01-03, в населенном пункте не имеется переносная пожарная мотопомпа - нарушение п.31 ППБ 01-03, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - нарушение п.94 ППБ 01-03, у источников противопожарного водоснабжения (гидранты и водоемы), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели - нарушение п.90 ППБ 01-03; в ****: на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - нарушение п.114 ППБ 01-03, отсутствует переносная пожарная мотопомпа - нарушение п.31 ППБ 01-03, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - нарушение п.94 ППБ 01-03, в нарушение п.90 ППБ 01-03 у источников противопожарного водоснабжения (гидранты и водоемы), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, в нарушение п. 112 ППБ 01-03 не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; в ****: на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - нарушение п.114 ППБ 01-03, отсутствует переносная пожарная мотопомпа - нарушение п.31 ППБ 01-03, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - нарушение п.94 ППБ 01-03, в нарушение п.90 ППБ 01-03 у источников противопожарного водоснабжения (гидранты и водоемы), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели; в **** на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - нарушение п.114 ППБ 01-03; в ****: на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - нарушение п.114 ППБ 01-03, отсутствует переносная пожарная мотопомпа - нарушение п.31 ППБ 01 -03, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - нарушение п.94 ППБ 01-03, в нарушение п.90 ППБ 01-03 у источников противопожарного водоснабжения (гидранты и водоемы), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели; в ****: на территории населенного пункта не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара - нарушение п.114 ППБ 01-03, населенный пункт находится за пределами нормативного времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к мусте вызова - 20 минут в нарушение п.1 ст. 76 ФЗ-123, в нарушение п. 112 ППБ 01 -03 не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; в ****: отсутствует переносная пожарная мотопомпа - нарушение п.31 ППБ 01-03, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - нарушение п.94 ППБ 01-03, в нарушение п.90 ППБ 01-03 у источников противопожарного водоснабжения (гидранты и водоемы), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, населенный пункт находится за пределами нормативного времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова - 20 минут в нарушение п.1 ст.76 ФЗ-123; в ****: отсутствует переносная пожарная мотопомпа - нарушение п.31 ППБ 01-03, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - нарушение п.94 ППБ 01-03; в ****: отсутствует переносная пожарная мотопомпа - нарушение п.31 ППБ 01-03.

Согласно протоколу об административном правонарушении № ** от 29 ноября 2011 года в нарушение п.96 ППБ 01-03 не заключен договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы автоматической пожарной сигнализации административного здания МО Администрации *** сельского поселения по адресу: ****; в здании гаража МПО и в здании для размещения работников МПО в **** не смонтированы системы автоматической пожарной сигнализации - нарушение требований НПБ 110-03, таб.№ 1-3, в здании МПО в **** не смонтирована система автоматической пожарной сигнализации - нарушение требований НПБ 110-03, таб.№ 1-3.

Постановлением главного государственного инспектора Нытвенского, Карагайского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору от 14 декабря 2011 года Батина Т.К. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в соответствии с ч.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

Не согласившись с постановлением, Батина Т.К. обратилась в Нытвенский районный суд Пермского края с жалобой, указав на отсутствие вины в совершении административного правонарушения, ссылаясь в обоснование на отсутствие достаточных финансовых средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

В судебном заседании в районном суде Батина Т.К. на доводах жалобы настаивала, дополнительно пояснив, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности не оспариваются, но возможность устранить нарушения отсутствуют из-за недостаточности в бюджете денежных средств.

Решением судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 31 января 2012 года постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд, Батина Т.К. просит об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью деяния по доводам, изложенным ранее в жалобе и приведенным при рассмотрении дела в районном суде.

В судебном заседании в краевом суде Батина Т.К. поддержала изложенные в жалобе доводы. Указала, что ею предпринимаются меры по устранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности. Пояснила, что Решением Совета депутатов *** сельского поселения от 21 февраля 2012 года утвержден план мероприятий по устранению требований пожарной безопасности на 2012 - 2012 годы.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснение Батиной Т.К., судья краевого суда не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, -

влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно части 1 статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Статьёй 19 данного Федерального закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьёй 63 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждёнными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно пункту 11 Правил пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Отказывая в удовлетворении жалобы об отмене постановления по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришёл к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении должностным лицом Батиной Т.К. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что в ходе проведения проверки исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 8 ноября 2010 года в период 8 ноября 2011 года - 5 декабря 2011 года были выявлены нарушения требований пожарной безопасности на территории *** сельского поселения, /должность/ которого является Батина Т.К.

Выявленные нарушения изложены в акте проверки № ** от 29 ноября 2011 года со ссылкой на нарушение Батиной Т.К. конкретных норм и правил, регламентирующих требования, предъявляемые к пожарной безопасности.

Вина Батиной Т.К. подтверждается указанным актом проверки, а также протоколом об административном правонарушении № ** от 29 ноября 2011 года, протоколом об административном правонарушении № ** от 29 ноября 2011 года, другими собранными по делу доказательствами.

В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие принятие должностным лицом необходимых, достаточных и своевременных мер для обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности.

Оценка судьёй районного суда имеющихся доказательств произведена по правилам, установленным статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все выводы судьи должным образом мотивированы.

Административное наказание назначено по правилам, установленным ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы являются несостоятельными и не влекут отмену вынесенного судьёй районного суда решения, так как не опровергают правильные выводы судьи о наличии в действиях /должность/ администрации муниципального образования «*** сельское поселение Пермского края» состава вменённого административного правонарушения, и не свидетельствуют о наличии по делу оснований для прекращения производства по делу.

Судья районного суда обоснованно указал, что правонарушение не может быть расценено как малозначительное, поскольку в данном случае допущены нарушения требований пожарной безопасности, представляющие непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

Судья краевого суда полагает, что такие выявленные нарушения требований пожарной безопасности как отсутствие в здании гаража МПО и в здании для размещения работников МПО в ****, в здании МПО в **** систем автоматической пожарной сигнализации, отсутствие в большинстве населенных пунктов *** сельского поселения средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, переносных автомпомп, отсутствие надлежащим образом обустроенных подъездов к естественным водоисточникам, влекут угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара, так как образуют препятствия для своевременного оповещения о пожаре, своевременной ликвидации пожара.

Сам по себе факт отсутствия достаточных средств в бюджете сельского поселения для выполнения необходимых требований пожарной безопасности не свидетельствует о малозначительности деяния.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Батиной Т.К. допущено не было.

С учётом изложенного оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

решение судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 31 января 2012 года оставить без изменения, жалобу Батиной Т.К. - без удовлетворения.

Судья Л.Е.Хрусталева