Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований.



7-461-2010

РЕШЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Бузмаков С.С., рассмотрев 10 августа 2010 года жалобу муниципального учреждения «Организации 1» на постановление судьи Горнозаводского районного суда Пермского края от 14 июля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

по результатам проведённых Восточным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - Управлением Роспотребнадзора) плановых мероприятий по контролю 30 июня 2010 года ведущим специалистом-экспертом Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора в отношении МУ «Организации 1» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации). В вину юридическому лицу вменялось несоблюдение 28 июня 2010 года в 15 часов 00 минут экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности по содержанию полигона твёрдых бытовых отходов. Согласно протоколу допущенное МУ «Организации 1» правонарушение выразилось в следующем:

1. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии земельного участка, используемого под полигон (свалку) ТБО, санитарным правилам, что является нарушением требований пункта 2.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов»;

2. Отсутствует программа производственного контроля, предусматривающая контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума, что является нарушением требований пункта 6.4 СП 2.1.7.1038-01»; мониторинг состояния почвы в зоне влияния полигона (свалки) ТБО не проводится, что является нарушением требований пунктов 6.7, 6.9 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»;

3. Отсутствует контроль по приёму отходов на полигон (свалку) ТБО, не определён их морфологический и физико-химический состав, что является нарушением требований пункта 7.2 СП 2.1.7.1038-01;

4. Отсутствует ограждение территории полигона, что является нарушением требований пункта 4.4 СП 2.1.7.1038-01.

На основании определения заместителя Главного государственного санитарного врача по городам Лысьва, Чусовой, Горнозаводскому району Пермского края от 30 июня 2010 года дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение в Горнозаводский районный суд Пермского края с суждением о необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности МУ «Организации 1».

В судебном заседании в Горнозаводском районном суде Пермского края глава Бисерского сельского поселения Порунова С.А., являющаяся главой администрации поселения, вину в правонарушении не оспаривала, пояснив, что нарушения стали возможными ввиду отсутствия денежных средств у МУ «Организации 1».

Постановлением судьи Горнозаводского районного суда Пермского края от 14 июля 2010 года МУ «Организации 1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд, МУ «Организации 1» просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, полагая, что оно не является субъектом вменённого ему административного правонарушения в силу положений статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Устава Бисерского сельского поселения, так как к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится только организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Во исполнение возложенных на орган местного самоуправления полномочий Администрацией Бисерского сельского поселения 13 ноября 2007 года заключён договор с МУП «Организацией 2», которое осуществляет сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов. Ссылка в решении на положения СП 2.1.7.1038-01 не состоятельна, так как Администрация не является лицом, деятельность которого связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твёрдых бытовых отходов. Таким образом, в действиях МУ «Организации 1» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации.

В судебное заседание в краевой суд законный представитель МУ «Организации 1», будучи надлежащим образом извещённым о дате и месте рассмотрения дела, не явился.

Рассмотрев материалы административного дела, доводы жалобы, судья краевого суда находит постановление судьи районного суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях МУ «Организации 1» состава вменённого административного правонарушения.

В соответствии со статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -

влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Признавая МУ «Организации 1» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации, судья районного суда посчитал доказанным факт нарушения данным юридическим лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, сославшись на акт проверки от 23 июня 2010 года (л.д.11-16).

Однако делая вывод о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, судья не учёл, что на основании части 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится лишь организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичным образом полномочия органов местного самоуправления поселений регламентированы в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 37 Устава Бисерского сельского поселения Администрации поселения организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

С учётом разграничения полномочий органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов к компетенции сельского поселения не относятся вопросы организации складирования (размещения) бытовых отходов и эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов.

Из акта проверки (л.д.11-16). следует, что на территории Бисерского сельского поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов, а также нечистот из неканализированных домовладений осуществляет МУП «Организацией 2» на основании договора, заключённого с МУ «Организации 1» 13 ноября 2007 года. Удаление ТБО и мусора производится на полигон, находящийся в 500 метрах по направлению на юго-запад от АДРЕС между автодорогами: в 100 метрах от автодороги «АДРЕС» и в 350 метрах от автодороги на нефтеперекачивающую станцию «Бисер». Земельный участок, на котором расположен полигон, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации Бисерского сельского поселения для использования в целях эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов (свалки) на основании постановления главы Горнозаводского муниципального района Пермского края от 30.11.2006 года НОМЕР.

Данные обстоятельства также подтверждаются копией постановления главы Горнозаводского муниципального района Пермского края от 30.11.2006 года № 1288 (л.д.17), копией договора на оказание услуг по вывозу твёрдо-бытовых отходов от 13.11.2007 года (л.д.64-65).

Сведения о том, что на МУ «Организации 1» возложена обязанность по эксплуатации полигона (свалки) твёрдых бытовых отходов, в материалах дела отсутствуют.

При таком положении в действиях МУ «Организации 1» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации, в связи с чем постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части I статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

постановление судьи Горнозаводского районного суда Пермского края от 14 июля 2010 года отменить.

Прекратить в отношении муниципального учреждения «Организации 1» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья -подпись- Бузмаков С.С.