Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований.



7-462-2010

РЕШЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Бузмаков С.С., рассмотрев 10 августа 2010 года жалобу муниципального учреждения «Организации 1» на постановление судьи Горнозаводского районного суда Пермского края от 13 июля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

по результатам проведённых Восточным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - Управлением Роспотребнадзора) плановых мероприятий по контролю 30 июня 2010 года ведущим специалистом-экспертом Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора в отношении МУ «Организации 1» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации). В вину юридическому лицу вменялось несоблюдение 28 июня 2010 года в 15 часов 00 минут экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности по содержанию полигона твёрдых бытовых отходов. Согласно протоколу допущенное МУ «Организации 1» правонарушение выразилось в следующем:

1. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии земельного участка, используемого под полигон (свалку) ТБО, санитарным правилам, что является нарушением требований пункта 2.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов»;

2. Отсутствует программа производственного контроля, предусматривающая контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума, что является нарушением требований пункта 6.4 СП 2.1.7.1038-01»; мониторинг состояния почвы в зоне влияния полигона (свалки) ТБО не проводится, что является нарушением требований пунктов 6.7, 6.9 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»;

3. Отсутствует контроль по приёму отходов на полигон (свалку) ТБО, не определён их морфологический и физико-химический состав, что является нарушением требований пункта 7.2 СП 2.1.7.1038-01;

4. Отсутствует ограждение территории полигона, что является нарушением требований пункта 4.4 СП 2.1.7.1038-01.

На основании определения заместителя Главного государственного санитарного врача по городам Лысьва, Чусовой, Горнозаводскому райолу Пермского края от 30 июня 2010 года дело об административном правонарушение направлено на рассмотрение в Горнозаводский районный суд Пермского края с суждением о необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности МУ «Организации 1».

В судебном заседании в Горнозаводском районном суде Пермского края глава Теплогорского сельского поселения Кудрявцев С.А., являющийся главой администрации поселения, вину в правонарушении не оспаривал, пояснив, что нарушения стали возможными ввиду отсутствия денежных средств у МУ «Организации 1».

Постановлением судьи Горнозаводского районного суда Пермского края от 13 июля 2010 года МУ «Организации 1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд, МУ «Организации 1» просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, полагая, что оно не является субъектом вменённого ему административного правонарушения в силу положений статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статьи 6 Устава Теплогорского сельского поселения, так как к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится только организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Во исполнение возложенных на орган местного самоуправления полномочий Администрацией Теплогорского сельского поселения заключён договор с ООО «Организацией 2», которое осуществляет сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов. Ссылка в решении на положения СП 2.1.7.1038-01 несостоятельна, так как Администрация не является лицом, деятельность которого связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твёрдых бытовых отходов. Таким образом, в действиях МУ «Организации 1» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации.

В судебное заседание в краевой суд законный представитель МУ «Организации 1», будучи надлежащим образом извещённым о дате и месте рассмотрения дела, не явился.

Рассмотрев материалы административного дела, доводы жалобы, судья краевого суда находит постановление судьи районного суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях МУ «Организации 1» состава вменённого административного правонарушения.

В соответствии со статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -

влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Признавая МУ «Организации 1» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации, судья районного суда посчитал доказанным факт нарушения данным юридическим лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, сославшись на акт проверки № 110 (л.д.11-16).

Однако, делая вывод о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, судья не учёл, что на основании части 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится лишь организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичным образом полномочия органов местного самоуправления поселений регламентированы в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 6 Устава Теплогорского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

С учётом разграничения полномочий органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов, к компетенции сельского поселения не относятся вопросы организации складирования (размещения) бытовых отходов и эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов.

Из акта проверки (л.д.11-16) следует, что на территории Теплогорского сельского поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора осуществляет ООО «Организацией 2» на основании договора, заключённого с МУ «Организации 1». Удаление ТБО и мусора производится на полигон (свалку) для твёрдых бытовых отходов, расположенный в 3 квартале Бисерского лесничества, расположенного в 4 км от посёлка Тёплая гора. Земельный участок, на котором расположен полигон, предоставлен в долгосрочное пользование Теплогорскому сельскому поселению на основании постановления главы Горнозаводского муниципального района Пермского края от 7.12.1994 года № 584.

Сведения о том, что на МУ «Организации 1» возложена обязанность по эксплуатации полигона (свалки) твёрдых бытовых отходов, в материалах дела отсутствуют.

При таком положении в действиях МУ «Организации 1» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП Российской Федерации, в связи с чем постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

постановление судьи Горнозаводского районного суда Пермского края от 13 июля 2010 года отменить.

Прекратить в отношении муниципального учреждения «Организации 1» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья -подпись- Бузмаков С.С.