Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.



7-491-2010

РЕШЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Бузмаков С.С., рассмотрев 19 августа 2010 года жалобу общества с ограниченной ответственностью «Организации 1» на постановление судьи Чайковского городского суда Пермского края от 6 июля 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

16 июня 2010 года специалистом-экспертом Южного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Организации 1» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в 10 часов 00 минут ДАТА при осуществлении плановых мероприятий по надзору на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 23 апреля 2010 года № 784 установлено, что ООО «Организации 1», расположенное по АДРЕС, осуществляющее деятельность по использованию водного объекта для целей хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения на территории животноводческого комплекса по АДРЕС, совершило правонарушение, предусмотренное статьёй 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП Российской Федерации), выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению, а именно:

1. Не обеспечило получение санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта для целей хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения. На ферме в с. Вассята имеется дойное стадо, молоко отправляется на переработку на предприятия по молокопереработке, кроме того, предприятие имеет столовую. Вода, используемая для этих целей, должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», а источники иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на использование для питьевых целей (нарушение требований пункта 3.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

2. Допустило работу предприятия без проекта обоснования зоны санитарной охраны 1-3 поясов скважины фермы крупного рогатого скота с. Вассята (нарушение требований пункта 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).

3. Допустило на территории 2 пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения (участок с. Вассята) содержание крупного рогатого скота (более 50 голов) (нарушение требований пункта 3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02).

4. Допустило работу предприятия без санитарно-эпидемиологического заключения на проект обоснования зоны санитарной охраны 1 - 3 поясов скважин (нарушение требований статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ, пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

5. Не обеспечило разработку рабочей программы контроля качества питьевой воды и не согласовало с ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (нарушение требований пунктов 2.4, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).

6. Допустило использование воды из скважины для столовой, для мытья молоководов без контроля качества воды (нарушение требований статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ, пункта 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», пункта 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).

22 июня 2010 года материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в Чайковский городской суд Пермского края с суждением о необходимости назначения ООО «Организации 1» административного наказания в виде административного приостановления деятельности по использованию водного объекта -скважины для целей хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения, расположенного на территории животноводческого комплекса в с. АДРЕС.

В судебном заседании в городском суде защитник ООО «Организации 1» -Шестакова М.Н., действующая на основании доверенности от 5 июля 2010 года, вину в правонарушении признала частично, пояснив, что нарушения, изложенные в пунктах 3 и 6 протокола об административном правонарушении, обществом допущено не было; с нарушениями, изложенными в пунктах 1, 2, 4, 5 протокола об административном правонарушении, она согласна; просила не назначать наказание в виде административного приостановления деятельности, так как качество воды, которая является питьевой, постоянно контролируется, и других источников воды у организации нет; до декабря 2010 года все недостатки будут устранены; приостановление деятельности предприятия повлечёт значительные убытки.

Постановлением судьи Чайковского городского суда Пермского края от 6 июля 2010 года ООО «Организации 1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.5 КоАП Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности путём запрета использования воды из скважины, расположенной на молочно-товарной ферме в с. АДРЕС, для снабжения столовой и мытья молоководов, инвентаря для доения коров, хранения и транспортировки молока, на срок 60 суток.

В жалобе, поданной в краевой суд, законный представитель ООО «Организации 1» - его директор Ким В.И. просит постановление судьи городского суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку объект, используемый обществом в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не является источником биологического, химического, физического факторов вредного воздействия на человека; при вынесении постановления не было учтено, что согласно протоколу лабораторных исследований от 13 мая 2010. года № 5498 вода питьевая из разводящей сети, используемая ООО «Организации 1», соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01; предприятие имеет лицензию на право использования недрами, из которой следует, что скважины расположены на большом расстоянии от животноводческого комплекса; в настоящее время общество устранило нарушение требований пункта 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 и получило проект обоснования зоны санитарной охраны, который передан в Южный филиал ФГУЗ «Организации 2» для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения; ООО «Организации 1» занимается мясным и молочным скотоводством, у организации отсутствуют иные источники водоснабжения, прекратить доение коров невозможно ввиду физиологической потребности скота, в связи с чем назначенное наказание является необоснованным.

В судебное заседание в краевой суд законный представитель и защитник ООО «Организации 1», будучи надлежащим образом извещёнными о месте и времени рассмотрения дела, не явились.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, доводы жалобы, судья краевого суда не находит оснований для отмены решения судьи городского суда.

В соответствии со статьёй 6.5 КоАП Российской Федерации нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Статьёй 18 данного Федерального закона установлено, что использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Из пункта 1.3 СП 1.1.1058-01 следует, что настоящие Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с пунктом 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно пунктам 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пунктом 1.4 названных СанПиН установлено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с пунктами 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно пункту 3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 в пределах второго пояса ЗСО подземных источников водоснабжения не допускается: размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод.

В соответствии с пунктом 1.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения).

В силу пункта 1.3 названных СанПиН санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

Согласно пункту 4.2 указанных СанПиН производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

В ходе плановых мероприятий по надзору были выявлены нарушения, допущенные ООО «Организации 1», осуществляющим деятельность по использованию водного объекта для целей хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения на территории животноводческого комплекса по АДРЕС, которые были изложены в протоколе № 13 об административном правонарушении от 16 июня 2010 года (л.д. 6 - 10) и акте проверки № 79 от 31 мая 2010 года (л.д. 11-56) со ссылкой на нарушение данным юридическим лицом конкретных норм и правил санитарного законодательства.

В протоколе об административном правонарушении при указании каждого допущенного нарушения должностным лицом была приведена правовая норма, нарушение требований которой было допущено юридическим лицом.

Вынося постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что обстоятельства данного дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении ООО «Организации 1» административного правонарушения, выразившегося в нарушении им санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, ответственность за которое предусмотрена статьёй 6.5 КоАП Российской Федерации.

Всем собранным по делу доказательствам судьей дана надлежащая оценка и сделан обоснованный вывод о том, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения санитарного законодательства подтверждены достоверными доказательствами.

Административное наказание правонарушителю назначено судьей по правилам, установленным частью 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, при этом был учтён характер правонарушения, его общественная опасность, в том числе то обстоятельство, что выявленные нарушения создали непосредственную угрозу здоровью и жизни граждан, опасность возникновения инфекционных заболеваний и массовых отравлений, в связи с чем обосновано приостановил деятельность 000 «Организации 1» путём запрета использования воды из скважины, расположенной на молочно-товарной ферме в с. АДРЕС, для снабжения столовой и мытья молоководов, инвентаря для доения коров, хранения и транспортировки молока, на срок 60 суток.

Каких-либо нарушений процессуальных норм КоАП Российской Федерации при производстве по делу об административном правонарушении в отношении 000 «Организации 1» допущено не было.

Доводы жалобы 000 «Организации 1» в обоснование жалобы не влекут изменения или отмены вынесенного судьёй городского суда постановления, так как не опровергают выводы судьи о наличии в действиях данного юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.5 КоАП Российской Федерации, а также не свидетельствуют о наличии по делу смягчающих административную ответственность 000 «Организации 1» обстоятельств.

То обстоятельство, что у лица, привлечённого к административной ответственности, имеется протокол лабораторных исследований от 13 мая 2010 года № 5498, из которого следует, что вода питьевая из разводящей сети (столовая) 000 «Организации 1» соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по микробиологическим показателям, не подтверждает доводы жалобы об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.5 КоАП Российской Федерации, принимая во внимание те нарушения, которые были выявлены при проведении плановых мероприятий, а в дальнейшем изложены в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении.

Частичное устранение 000 «Организации 1» выявленных нарушений после привлечения организации к административной ответственности также не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица вменённого ему административного правонарушения.

С учетом изложенного выше оснований для отмены либо изменения постановления судьи городского суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

постановление судьи Чайковского городского суда Пермского края от 6 июля 2010 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Организации 1» - без удовлетворения.

Судья - подпись - С.С.Бузмаков