Нарушение требований пожарной безопасности. 7-292-2011.



Судья Кобелева СП.7-292/2011

РЕШЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Железчикова А.В., рассмотрев 19.05.2011 года жалобу начальника отделения надзорной деятельности по Юсьвинскому муниципальному району ** отдела надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу Кириченко СВ. на постановление судьи Юсьвинского районного суда Пермского края от 06.04.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении муниципального медицинского учреждения «Организация »,

УСТАНОВИЛ:

23.03.2011 года главным государственным инспектором по пожарному надзору Юсьвинского района - начальником отделения надзорной деятельности по Юсьвинскому муниципальному району ** отдела ОНД по КПО в отношении Организация по результатам проверки, проведённой на основании распоряжения №** от 25.02.2011 года составлены протоколы №**, **, ** об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

В вину данному учреждению вменяется совершение в 10.00 23.03.2011 года следующих нарушений требований пожарной безопасности:

1. в здании поликлиники (ул. ****) - здание не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов (п. 39 ППБ 01-03); на путях эвакуации не предусмотрено эвакуационное освещение (п. 6.22 СНиП 21-01-97, п. 7.62 СНиП 23-05-95), в дополнение к планам эвакуации не разработаны инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие е проводятся практические тренировки всех задействованных в эвакуации людей( п. 16 второй и третий абзац ППБ 01-03), не проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией ( п. 96 ППБ 01-03), планы эвакуации на 1 и 2 этажах не фотолюминесцентные и без освещения от аварийного источника питания (п. 16 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.21453-2009 п. 6.2.7), двери эвакуационного выхода из северной лестничной клетки открываются не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03), высота запасного эвакуационного выхода в северной лестничной клетке менее 1, 9 метра в свету, ширина эвакуационного выхода при числе эвакуирующихся более 50 чел. Менее 1, 2 м. в свету (п. 6.16 СНиП 21.01-97), на путях эвакуации в северной лестничной клетке ступени с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки (п.6, 28 СНиП 21.01-97), в северной лестничной клетке трубы отопления размещены выступающими из плоскости стен на высоте до 2, 2 метра от поверхности площадки лестницы (п. 6.32 СНиП 21.01.-97), ширина марша лестницы лестничной клетки со 2 этажа менее ширины эвакуационного выхода (двери) на нее (п. 6.29 СНиП 21-01-97), двери эвакуационного выхода из южной лестничной клетки открываются не по направлению выхода из здания (п. 52 ППБ 01-03), высота запасного эвакуационного выхода в южной лестничной клетке менее 1, 9 метра в свету, ширина эвакуационного выхода при числе эвакуирующихся более 50 чел. менее 1,2 м, в свету (п. 6.16 СНиП 21.01-97), на путях эвакуации в южной лестничной клетке ступени с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки (п. 6.28 СНиП 21-01-97), в южной лестничной клетке трубы отопления размещены выступающими из плоскости стен на высоте до 2, 2 метра от поверхности площадки лестницы (п. 6.329 СНиП 21-01-97), в южной лестничной клетке электрощит размещен выступающими из плоскости стен на высоте до 2, 2 метра от поверхности площадки лестницы (п. 6.32 СНиП 21-01-97), на путях эвакуации в коридорах 1 и 2 этажей в лестничных клетках окраска стен и ступней лестниц выполнена горючей масляной краской (п. 53 ППБ 01-03), двери в проеме стены в месте примыкания к ней перехода в стационар и люк выхода на чердак не выполнены противопожарными 2-го типа, размеры люка менее 0, 6 на 0, 8 м. (п. 1.15 СНиП 2.08.02-89, п. 8.4 СНиП 21-01-97), высота эвакуационного выхода со 2 этажа менее 1, 9 метра в свету (п. 6.16 СНиП 21-01-97), двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнений в притворах (п. 6.16 СНиП 21-01-97), косоуры маршей и площадок лестниц в лестничной клетке выполнены незащищенными стальными конструкциями, не обеспечен предел огнестойкости R60(n. 5.18, тал. 4 СНиП 21-01-97), для складских и производственных помещений не определены категории пожароопасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, и не обозначены на дверях (п. 33 ППБ 01-03), здание эксплуатируется не в соответствии с проектной документацией на здание (проект отсутствует) (п. 4.3 СНиП 21-01-97), не разработаны инструкции о мерах "пожарной безопасности для каждого взрывоопасного и пожароопасного участка (п. 6 ППБ);

2. в здании стационара (****) - не соответствует предоставленная к регистрации декларация пожарной безопасности для объектов защиты требованиям пожарной безопасности не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, с обслуживающим персоналом не проведено специальное обучение по проведению эвакуации лиц, относящихся к категории маломобильных, не осуществляется проверка работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопровода, не разработаны инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, здание эксплуатируется не в соответствии с проектной документацией на здание, палаты для тяжелобольных и детей размещены на втором этаже здания, двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров и лестничных клеток не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнений в притворах, двери в проеме стены в месте примыкания к ней перехода в поликлинику не выполнены противопожарными 2 — го типа, соединения, ответвления жил электропроводов и кабелей в подвалах здания выполнены в скрутку, в подвальных этажах допускается размещение кладовых, складских помещений, хранение горючих материалов, балки площадок лестниц и косоуры лестниц в лестничных клетках в подвале выполнены незащищенными стальными конструкциями, не защищены автоматической пожарной сигнализацией помещения тамбура женской консультации, тамбура выхода из кабинет рентгена, высота эвакуационного выхода из женской I консультации менее 1, 9 метра в свету, отделка стен в общем коридоре женской консультации выполнена горючими пластиковыми панелями, не вывешены во всех помещениях таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, на путях эвакуации из женской консультации устроены ступени с различной шириной проступи и различной высоты, забита одна створка дверей в наружном эвакуационном выходе из терапевтического отделения, высота наружного эвакуационного выхода из терапевтического отделения менее 1, 9 метра в свету, отделка стен в общем коридоре терапевтического отделения выполнена горючими пластиковыми панелями, в процессе эксплуатации задний допущена перепланировка помещений, в лестничной клетке у выхода их терапевтического отделения высота наружного эвакуационного выхода менее 1, 9 метра в свету, балка площадки лестницы в лестничной клетке у выхода из терапевтического отделения выполнена незащищенными стальными конструкциями, покрытие пола в общем коридоре терапевтического отделения выполнено линолеумом, ширина в свету пути эвакуации между 1 и 2 постами в терапевтическом отделении менее 1,2 метра, отделка потолкав общем коридоре выполнена из горючих минеральных плиток, ширина эвакуационного выхода и терапевтического отделения при числе эвакуирующихся более 15 человек менее 1,2 метра в свету, в лестничной клетке у южного выхода из терапевтического отделения высота наружного эвакуационного выхода менее 1,9 метра в свету, ширина марша лестницы в южной лестничной клетке стационара менее 1,35 метра, люки выходов на чердак из лестничных клеток менее 0,6 х 0,8 метра, на путях эвакуации в южной лестничной клетке стационара ступени с различной шириной проступи и различной высоты, коридоры 1 и 2 этажей длиной более 60 метров не разделены противопожарными перегородками 2 типа на участки, отделка потолка в общем коридоре гинекологического и хирургического отделений выполнена из горючих минеральных плиток, ширина марша лестницы в северной лестничной клетке стационара из детского отделения менее 1,35 метра, выход из северной лестничной клетки на чердак выполнен по лестничному маршу без площадки перед выходом через двери размерами менее 0, 75 х 1, 5 метра, стропила и обрешетка чердачного помещения стационара не подвергнуты огнезащитной обработке, двери эвакуационного выхода из столовой детского отделения и в коридоре выполнены открывающимися не по направлению выхода из здания, складские помещения, кладовые, вентиляционные камеры в здании стационара не имеют противопожарных дверей 2-го типа, двери электро-щитовой в подвале стационара не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости не менее 0, 6 часа, для складских и производственных помещений не определены категории пожароопасности, не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка;

3. в здании инфекционного отделения (****) высота эвакуационного выхода северо-западного крыла, в коридоре у палат № ** ** в западном крыле, в коридоре западного крыла менее 1,9 метра в свету, не вывешены во всех помещениях на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, план эвакуации не фотолюминесцентный и без освещения от аварийного источника питания, в здании прибор приемно-контрольный автоматической пожарной сигнализации установлен в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала, двери эвакуационного выхода из здания у комнаты отдыха открываются не по направлению выхода из здания, двери эвакуационного выхода из здания у ординаторской открываются не по направлению выхода из здания, на путях эвакуации на полу у основного эвакуационного выхода расположена труба отопления, препятствующая свободной эвакуации людей, для складских помещений не определены категории пожароопасное, здание эксплуатируется не в соответствии с проектной документацией на здание, не проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.

23.03.2011 года главным госинспектором Юсьвинского района по пожарному надзору Кириченко СВ. материал в отношении юридического лица Организация направлен для рассмотрения в Юсьвинский районный суд.

Постановлением судьи Юсьвинского районного суда Пермского края от 06.04.2011 года Организация признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд, должностное лицо, составившее протокол -начальник отделения надзорной деятельности по Юсьвинскому муниципальному району ** отдела надзорной деятельности по Коми-Пермяцкому округу СВ. Кириченко - не согласен с постановлением, считает, что применение иного административного наказания, кроме административного приостановления деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, а множество выявленных нарушений требований пожарной безопасности, основная часть из которых связана с эвакуацией людей, составляют реальную угрозу жизни и здоровью людей в случае пожара. Не согласен с выводами суда об отсутствии нарушений противопожарных норм о размещении тяжелобольных и детей на верхнем этаже здания, о пределе огнестойкости маршей и площадок лестниц в лестничных клетках второй степени огнестойкости не менее Р60, об отсутствии необходимости эвакуационного освещения в помещениях в местах прохода людей, при числе эвакуирующихся более 50 чел. Обращает внимание на нарушение юр лицом п. 184 ППБ о запрете применения для отделки помещений материалов, выделяющих при горении токсичные вещества. Принимая во внимание доводы руководителя учреждения о принятии мер по устранению нарушений, суд не учел, что на момент составления протокол об административном правонарушении, и на момент рассмотрения дела судом нарушения требований пожарной безопасности имели место, и не установлены сроки их устранения. Просит отменить постановление судьи и направить дело на новое рассмотрение.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения глав.врача Организация В.А. Алексеева, оснований для отмены постановления судьи Юсьвинского районного суда не нахожу.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, -влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

По результатам проведённой проверки в помещениях Организация был выявлен факт нарушения данным юридическим лицом требований пожарной безопасности. В протоколе об административном правонарушении при указании каждого допущенного нарушения должностным лицом была приведена правовая норма, нарушение требований которой было допущено юридическим лицом.

Вынося постановление по делу, судья районного суда пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что обстоятельства данного дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении Организация административного правонарушения, выразившегося в нарушении им требований пожарной безопасности, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Всем собранным по делу доказательствам судьей дана надлежащая оценка и сделан обоснованный вывод о том, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения Правил пожарной безопасности подтверждены достоверными доказательствами.

Административное наказание правонарушителю было назначено судьей по правилам, установленным ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при этом был учтен характер правонарушения, его общественная опасность.

Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В жалобе государственный инспектор по пожарному надзору, не оспаривая выводы суда о виновности Организация в совершении вмененного административного правонарушения, не согласен с некоторыми выводами суда, по его мнению, повлиявшими на вид назначенного юридическому лицу наказания.

Выводы судьи об отсутствии достаточных оснований для применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности должным образом мотивированы, и доводами жалобы не опровергаются. Установленные нарушения требования пожарной безопасности не создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, поскольку не могут являться непосредственными причинами возникновения пожара. То что, нарушения требований пожарной безопасности, установленные судом, не приводят к непосредственной угрозе возникновения пожара, а связаны с эвакуацией людей из здания в случае возникновения пожара, признает в жалобе и государственный инспектор по пожарному надзору. Кроме того, суд установил, что часть нарушений устранена, и руководителем учреждения предприняты меры к устранению иных нарушений требований пожарной безопасности.

Доводы в жалобе о том, что суд, принимая во внимание устранение учреждением нарушений требований пожарной безопасности, не учитывал, что на момент рассмотрения дела, данные нарушения имели место, отмену постановления суда не влекут. Устранение учреждением части нарушений требований пожарной безопасности не влияет на выводы суда о виновности юридического лица. Данное обстоятельство влияет на решение вопроса о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, а, следовательно, учитывается при определении судом вида назначенного наказания.

Соглашаясь с доводами жалобы относительно необходимости размещения детей и тяжелобольных на нижних этажах зданий больниц, что предусмотрено п. 181 ППБ-01-03, необходимо отметить, что здание Организация всего 2-этажное, что не может значительным образом влиять в целом на скорость эвакуации людей при возникновении пожара, кроме того, на первой этаже здания расположены терапевтическое отделение с тяжелобольными, маломобильными больными и детский реабилитационный центр, а потому площадь первого этажа не позволяет разместить палаты детского отделения.

В отношении запрета на применение для отделки помещений материалов, выделяющих при горении токсичные вещества, что предусмотрено п. 184 ППБ -01-03, необходимо также отменить, что примененные для отделки стен общего коридора терапевтическом отделении и общего коридора женской консультации пластиковых панелей (относящихся по степени горючести, воспламеняемости, распространении пламени, дымообразуемости и токсичности к группе Г2, В2, ДЗ, Т2), линолеума для пола (Г1, В2, РШ, Д3, Т2) не может относиться к нарушениям ППБ, поскольку применение данных строительных материалов разрешено п. 6.25* СНиП 21-01-97.

Также значительным образом не может повлиять на пожарную безопасность отсутствие эвакуационного освещения в здании поликлиники, режим работы которой установлен до 18 часов, однако данное нарушение подлежит устранению.

Данные выводы судьи Пермского краевого суда не виляют в целом на законность вынесенного постановления.

С учетом изложенного выше, оснований для отмены либо изменения постановления судьи районного суда по делу об административном правонарушении не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных

правонарушениях, судья краевого суда

РЕШИЛ:

Постановление судьи Юсьвинского районного суда Пермского края от 06.04.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении муниципального медицинского учреждения «Организация » - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судья Пермского краевого суда