решение №12-226/2011 об отмене постановления судьи Мотовилихиснкого районного суда и возврате на новое рассмотрение



7-493-2011

РЕШЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Швецов К.И., рассмотрев 18 июля 2011 года дело о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.4, ст. 6.3 КоАП РФ, производством в отношении индивидуального предпринимателя СЫРОПЯТОВОЙ Н. А. по жалобе начальника отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на постановление Мотовилихинского районного суда г. Перми от 09.06.2011 года о прекращении производства по настоящему делу,

УСТАНОВИЛ:

В результате проведения 28.03.2011 года Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю внеплановой проверки деятельности индивидуального предпринимателя Сыропятовой Н.А. на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в месте нахождения магазина по реализации пищевых продуктов, расположенного по адресу: ****, обнаружено совершение указанным лицом административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.4, ст. 6.3 КоАП РФ, о чем составлен соответствующий протокол, который вместе с другими материалами дела направлен на рассмотрение в районный суд.

Как было установлено должностным лицом административно-надзорного органа, настоящим предпринимателем, арендующим здание магазина «***», расположенное по адресу ****, по состоянию на 28.03.2011 года в процессе реализации пищевых продуктов населению допущены следующие нарушения санитарных требований:

1. Загрузка пищевых продуктов осуществляется с торца жилого здания, имеющего окна жилых квартир, чем нарушаются требования п. 2.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» {далее по тексту СП 2.3.6.1066-01); п. 2.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее - СП 2.3.6.1079-01);

2. Отсутствие навеса над загрузочным входом (п. 5.6 СП 2.3.6.1079-01);

3. Объединение сети бытовой канализации магазина с сетью канализации жилого дома в туалете магазина (п. 3.7 СП 2.3.6.1066-01);

4. Отведение производственных сточных вод цеха в систему хозяйственно-бытовую канализацию жилого дома (п. 3.7, п. 3.11 СП 2.3.6.1079-01);

5. Отсутствует оборудование раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды со смесителем в производственном помещении цеха (п. 3.3 СП 2.3.6.1079-01);

6. Бытовая моечная ванна для мытья производственного инвентаря присоединена к канализационной сети без воздушного разрыва (п. 3.8 СП 2.3.6.1079-01);

7. Оборудование в тамбуре туалета для персонала крана со смесителем не на уровне 0,5 м от пола для забора воды для мытья полов (п. 3.8 СП 2.3.6.1066-01);

8. Нет защитных плафонов у светильников в помещениях для хранения пищевых продуктов (складе, холодильных камерах, в производственном помещении), чем нарушены требования п. 4.8. СП 2.3.6.1066-01, п. 3.15 СП 2.3.6.1079-01;

9. Нет локальных вытяжных систем с вытяжкой в зоне максимального загрязнения от моечной ванны, электроплит в производственном цехе (п.4.5 СП 2.3.6.1079-01);

10. При изготовлении полуфабрикатов существующий набор помещений цеха: не позволяет соблюдать поточность технологических процессов, не исключает пересечения сырья и готовой продукции (мясное, овощное сырье, мука поступают в цех через коридор, в котором хранятся пищевые продукты (хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия, крупы). Здесь же в коридоре напротив стеллажа с пищевыми продуктами организована раздевалка и хранение личной верхней одежды персонала магазина. В цехе рядом с участком разделки сырой птицы осуществляется приготовление кулинарных изделий (жарка чебуреков); для изготовления продукции используется овощное сырье (лук, капуста) однако помещения или участка для его обработки нет (п.п. 5.1, 5.2, 8.4 СП 2.3.6.1079-01;

11. Приготовление полуфабрикатов из мяса птицы осуществляется без предварительной его обработки, в том числе при отсутствии в цехе необходимой для этого ванны (п. 8.9 СП 2.3.6.1079-01);

12. Отсутствуют условия для обработки яиц, которые используются для приготовления полуфабрикатов (п. 8.19 СП 2.3,6.1079-01);

13. Не обеспечено ежедневное проведение оценки качества полуфабрикатов и кулинарных изделий (п. 9.1 СП 2.3.6.1079-01);

14. Допущено наличие лестниц на пути загрузки сырья и пищевых продуктов в производственное помещение цеха из коридора (п. 5.6 СП 2.3.6.1079-01);

15. Холодильные камеры размещены непосредственно под жилыми помещениями квартир (п. 5.1 СП 2.3.6.1066-01);

16. Не обеспечена поточность при хранении и реализации сырых, а также готовых пищевых продуктов (допустила совместное их хранение, допустила их реализацию одним продавцом), чем нарушены требования п.5.2 СП 2.3.6.1066-01;

17. Фасовка пищевых продуктов (печенье в ассортименте, вафли, зефир, сушки, рыба вяленая, макаронные изделия, сахар) осуществляется в торговом зале, а не в специально предусмотренном фасовочном помещении, оборудованном двухгнездной моечной ванной с подводкой горячей и холодной воды через смеситель и раковиной для мытья рук. На момент проверки в торговом зале на витринах реализовались предварительно расфасованные в пакеты печенье, зефир, вафли, макаронные изделия, сахар, а также упакованная в пленку вяленая рыба (п. 5.4 СП 2.3.6.1066-01);

18. Допускается хранение стеклянных предметов (новогодние игрушки, гирлянды, люминесцентные лампы) в производственном помещении (п. 5.10 СП 2.3.6.1079-01);

19. Не обеспечивается содержание в чистоте помещений цеха (текущая и генеральная уборка проводятся не качественно; в оконных проемах и у вентиляционной решетки паутина; на стенах вдоль изоляционных коробов для электропровода имеются следы экскрементов насекомых; тумба, на которой установлена электроплитка, производственные столы для разделки птицы, приборы отопления, плинтуса помещения не промыты от грязи и слоев жира), чем нарушены требования п.п. 5.11, 5.12 СП 2.3.6.1079-01;

20. Не обеспечивается содержание в чистоте всех помещений магазина (генеральная уборка своевременно не проводится; на стенах вдоль изоляционного короба для электропровода имеются следы экскрементов насекомых; приборы отопления, плинтуса помещений магазина не промыты от грязи; в помещениях магазина хранятся не нужные вещи (доски на холодильных камерах, вентилятор, канистра, гофрокоробки); на батарее в складском помещении рядом с пищевыми продуктами сушится обувь, одежда персонала), чем нарушены требования п.п. 10.1, 10.2 СП 2.3.6.1066-01;

21. Нет в наличии достаточного количества производственного оборудования, поверхность которого была бы выполнена из материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами, и подвергалась бы легкой обработке моющими и дезинфицирующими средствами. В частности, для приготовления пельменей используются столы, поверхность которых нарушена, стеллаж для хранения обработанного гигиенического покрытия (п.п. 6.1, 6.2 СП 2.3.6.1079-01);

22. Текущий ремонт не проводится по мере необходимости (на стенах торгового зала, склада местами отсутствует кафельная плитка; в туалете стены не имеют отделки), чем нарушены требования п. 5.9, п.10.8 СП 2.3.6.1066-01);

23. Полы в помещениях магазина (торговый зал, тамбур при входе для посетителей) с выбоинами и неровностями (п. 5.10 СП 2.3.6.1066-01);

24. Отсутствуют измерительные приборы для контроля температуры в низкотемпературных холодильных установках (п. 6.2 СП 2.3.6.1066-01);

25. Отсутствует психометр для контроля температурно-влажностного режима в помещении склада, где осуществляется хранение макаронных изделий, сахара, безалкогольных напитков, питьевой воды (п. 6.4 СП 2.3.6.1066-01);

26. Пищевые продукты хранятся на полу, подоконниках торгового зала (пиво, безалкогольные напитки, вода питьевая, семечки, сухарики, специи, приправы) и в складском помещении на полках: при высоте 2 см от пола (пиво, безалкогольные напитки, вода питьевая), а также изготовленных из материалов, не поддающихся легкой обработке (износ поверхности), чем нарушены требования п. 7.8 СП 2.3.6.1066-01;

27. Хранение хлеба, хлебобулочных изделий допускается вплотную к стене (п. 7.11 СП 2.3.6.1066-01);

28. Хранение хлеба, хлебобулочных изделий, макаронных изделий и круп допускается вне складских помещений, в коридоре напротив вешалок для хранения верхней одежды персонала (п.7.8, п.7.11 СП2.3.6.1066-01);

29. В производственном помещении цеха хранятся предметы, вещи, не относящиеся к пищевым продуктам и не используемые при их производстве (провода, вентилятор, грязные мешки, раскладушка, лампы, бумаги товароведа, запчасти для оборудования, неработающая мясорубка (п. 6.1 СП 2.3.6.1079-01);

30. Отсутствует маркировка на разделочном инвентаре (п. 6.5 СП 2.3.6.1079-01; п. 8.5 СП 2.3.6.1066-01);

31. В магазине нет моечных ванн, полок, решеток для мытья торгового инвентаря (разделочных досок, ножей) и его просушивания (п.10.5 СП 2.3.6.1066-01);

32. Не подвергается санитарной обработке технологическое оборудование цеха по окончанию работы (в холодильной камере на полу храниться съемная часть мясорубки с остатками мясного фарша), чем нарушены требования п. 6.4 СП 2.3.6.1079-01;

33. Отсутствует инструкция для обработки инвентаря, оборудования (п. 6.21 СП 2.3.6.1079-01);

34. Используется губчатый материал для обработки посуды и инвентаря (п. 6.19 СП 2.3.6.1079-01);

35. Уборочный инвентарь для туалета и иных помещений хранится в туалете, уборочный материал не промаркирован (п. 10.6 СП 2.3.6.1066-01; п. 5.13 СП 2.3.6.1079-01);

36. В гардеробе для персонала осуществляется хранение личной верхней одежды, обуви, санитарной одежды совместно с пищевыми продуктами (п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01);

37. Продавцы не обеспечены головными уборами, не подбирают волосы под колпак или косынку (п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01).

Постановлением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 09.06.2011 года производство по настоящему делу прекращено в связи с наличием по одному и тому же факту совершения ИП Сыропятовой Н.А. противоправных действий, охватываемых диспозициями ч. 2 ст. 14.4, ст. 6.3 КоАП РФ, постановлений о назначении административных наказаний.

Обратившись с жалобой в Пермский краевой суд, начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю просит отменить настоящее постановление как незаконное, указывая, что одно противоправное деяние может образовывать составы нескольких административных правонарушений, предусмотренных главами 6 и 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Объективная сторона правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.3 и ст. 14.4 ч. 2 КоАП РФ, различна. Выявленные нарушения имели разные предметы и заключались в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований при производстве пищевых продуктов, которые были квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ, а также несоблюдении санитарно -эпидемиологических требований при продаже пищевых продуктов, которые были квалифицированы по ст. 14.4 ч. 2 КоАП РФ.

Как совокупность нарушений санитарных правил и гигиенических нормативов, так и одно из них может образовать самостоятельный состав одного из указанных административных правонарушений в зависимости от предъявляемых к деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица санитарно-эпидемиологических требований.

Изначально в отношении Сыропятовой Н.А. было составлено два протокола по ст. 6.3 КоАП РФ - от 29.03.2011 года и от 27.04.2011 года соответственно, которыми были вменены отличающиеся друг от друга объективной стороной правонарушения. Протокол от 29.03.2011 года был рассмотрен в Управлении, по результатам рассмотрения которого названный предприниматель подвергнут административному штрафу в размере 500 рублей на основании постановления № ** от 31.03.2011 года. Другой протокол от 27.04.2011 года был передан на рассмотрение в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности производственного цеха. В данном случае лицом совершено два самостоятельных правонарушения, подпадающих под действие ст. 6.3 КоАП РФ. Каждое из них содержит в себе несколько эпизодов конкретных нарушений санитарных правил и нормативов, т.к. предпринимателем допущены разные по своей направленности бездействия (действия), в том числе создающие угрозу наступления вредных для здоровья населения последствий.

В аналогичном порядке Сыропятова Н.А. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 14.4 КоАП РФ на основании протокола от 29.03.2011 года за несколько самостоятельных эпизодов противоправного деяния, связанного с несоблюдением санитарно эпидемиологических требований при продаже пищевых продуктов населению с назначением наказания в виде штрафа (постановление № ** от 31.03.2011 года). Остальные эпизоды, охватываемые диспозицией данной нормы закона, переданы на рассмотрение в районный суд по подведомственности для назначения наказания в виде приостановления деятельности.

Прекращение районным судом производства по настоящему делу при наличии изложенных обстоятельств, а также множества самостоятельных нарушений индивидуальным предпринимателем санитарно-эпидемиологических требований, отраженных в протоколе от 18.05.2011 года, является необоснованным, не достигшим целей административного производства, не решающим проблему по существу, а наоборот, приводящим к нарастанию угрозы жизни и здоровью населения.

Заслушав в судебном заседании представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, представителя лица, привлеченного к административной ответственности, потерпевших Г. , Т. , ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела, судья Пермского краевого суда находит постановление Мотовилихинского районного суда г. Перми от 09.06.2011 года подлежащим отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению только при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п.4 ч.1 ст.30.7 настоящего Кодекса).

Прекращая производство по делу о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.4, ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Сыропятовой Н.А., суд первой инстанции посчитал, что ранее она привлекалась к административной ответственности за совершение тех же противоправных действий, о чем указано в постановлениях должностного лица Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 31.03.2011 года под номерами № ** и **.

С данным выводом нельзя согласиться, поскольку из содержания этих постановлений следует, что лицо не подвергалось административному штрафу за допущенные нарушения санитарных правил СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» и СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», в количестве 37-ми приведенных выше эпизодов, отмеченных в протоколе об административном правонарушении от 18.05.2011 года.

Статья 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делу об административном правонарушении относит всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления. Вместе с тем иное противоправное поведение Сыропятовой Н.А, охватываемое диспозициями ч. 2 ст. 14.4 и ст. 6.3 КоАП РФ, не подвергалось правовой оценке со стороны районного суда, что противоречит положениям статьи 24.1 КоАП РФ и в целом задачам административного законодательства по охране здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Самостоятельные по своему содержанию нарушения санитарных правил, указанные в представленном суду первой инстанции на рассмотрение протоколе от 18.05.2011 года, не являются повторяющимися по смыслу п.7 4.1 ст. 24.5 КоАП РФ, которые не послужили основанием для привлечения Сыропятовой Н.А. к административной ответственности при вынесении должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю постановлений от 31.03.2011 года №№ ** и **.

Руководствуясь п. 4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда

РЕШИЛ:

Постановление судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 09.06.2011 года отменить, дело о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.4, ст. 6.3 КоАП РФ, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя СЫРОПЯТОВОЙ Н. А. с момента составления протокола об административном правонарушении от 18.05.2011 года, возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.

Судья - подпись - Швецов К.И.