решение №12-256/2011 об оставлении без изменения постановления судьи Кировского районного суда (ст.6.16 КоАП РФ)



7-563-2011

РЕШЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Швецов К.И., рассмотрев 08 августа 2011 года дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.16 КоАП РФ, производством в отношении Федерального казенного предприятия «***» по жалобе данного юридического лица на постановление Кировского районного суда г. Перми от 01.07.2011 года о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

В связи с непредставлением ФКП «***» (далее по тексту - Завод) в установленный законом срок в Управление ФСКН России по Пермскому краю, не позднее 20.02.2011 года, отчета о количестве использованных Предприятием прекурсоров за 2010 год, внесенных в Таблицу 1 Списка 4 Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в отношении указанного юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ.

В ходе проведения административного расследования обнаружены следующие нарушения Заводом установленных законом и иными нормативными правовыми актами требований, предъявляемых к обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (ангидрида уксусной кислоты - 4 кг; ацетона - 16 4 04 кг; серной кислоты - 24 5, 4 кг; соляной кислоты - 312,4 кг; толуола 259 489 кг):

1. Отсутствует приказ генерального директора о назначении лиц, ответственных за хранение прекурсоров, порядок хранения ключей от помещений, печатей (пункт 9 Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 г. № 640);

2. Для лиц, имеющих непосредственный доступ к работе с ангидридом уксусной кислоты, не получено соответствующее заключение органов ФСКН (пункт 6 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства от 06.08.1998 г № 892);

3. При работе центрального склада, в помещении которого осуществляются операции по изменению количества прекурсоров (оборот серной кислоты в концентрации не менее 92,5%, соляной кислоты в концентрации не менее 31,5 %, толуола в концентрации не менее 99,5%, ацетона технического в концентрации не менее 99%), отсутствовал специальный журнал регистрации операций с ними за 2 010-ый, 2011-ый года (пункты 3, 5 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 года № 644 (далее - Правила № 644) ; пункт 2 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 года № 419(далее - Правила № 419);

4. Регистрация проводимых в 2010-ом году операций по каждому наименованию прекурсоров осуществлялась на одном развернутом листе журнала с указанием: центрально-заводская лаборатория, ответственная - инженер по подготовке производства - Е. (пункт 4 Правил № 644; пункт 3 Правил № 419);

5. Журналы регистрации названных операций заверены подписью неуполномоченного на совершение данных действий должностного лица - начальника центральной заводской лаборатории (пункт 6 Правил № 644; пункт 4 Правил № 419);

6. Не издавался приказ на 2010-ый год генерального директора ФКП «***», о назначении лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, хранимых в помещении центрального склада под ответственность кладовщика С. (пункт 7 Правил № 64 4; пункт 5 Правил № 419);

7. Записи в журналах за 2010-ый год произведены лицом, ответственным за их ведение и хранение, но фактически не отпускающим прекурсоры - инженером по подготовке производства - Е. (пункт 8 Правил № 644; пункт 6 Правил № 419).

С учетом изложенного в деянии указанного юридического лица должностными лицами Управления ФСКН России по Пермскому краю обнаружены признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.16 КоАП РФ, о чем составлен соответствующий протокол, который был направлен вместе с другими материалами дела в районный суд для рассмотрения по подведомственности.

Постановлением судьи Кировского районного суда г. Перми от 01.07.2011 года ФКП «***» (далее по тексту Завод) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.16 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 100 000 (сто тысяч) рублей. Из установленных судом при рассмотрении дела об административном правонарушении обстоятельств,-

по состоянию на 17.05.2011 года указанным Заводом допущены приведенные выше нарушения порядка оборота с 01.07.2010 года по 17.05.2011 года используемых в производстве прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (ангидрида уксусной кислоты - 4 кг; ацетона - 16 404 кг; серной кислоты - 245, 4 кг; соляной кислоты - 312,4 кг; толуола - 259 489 кг).

Обратившись с жалобой в Пермский краевой суд, ФКП «***» просит настоящее постановление отменить, указывая, что нарушены порядок и отсутствовали основания привлечения юридического лица к административной ответственности. Перед составлением протокола о совершении юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.16 КоАП РФ, его законный представитель административно-надзорным органом не уведомлялся. Уведомление от 16.05.2011 г. № ** относится к протоколу, составленному в отношении Завода должностным лицом УФСКН России по Пермскому краю по статье 19.7 КоАП РФ. В результате нарушено право законного представителя юридического лица, привлеченного в качестве правонарушителя по делу, мотивированно возражать против доводов административно-надзорного органа, представлять доказательства, подавать замечания на протокол (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ). Помимо этого, доверенность от 18.05.2011 г. № ** на имя В. с целью представления интересов Завода была выдана только на случай составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ.

Фактически в отношении ФКП «***» проводилась внеплановая выездная проверка, а не административное расследование, представляющее собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. После того, как 20.05.2011 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП РФ, было прекращено, никаких процессуальных действий по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.16 КоАП РФ, требующих значительных временных затрат, УФСКН России по Пермскому краю не проводилось. Между тем проведение внеплановой выездной проверки имело место без соответствующего приказа (распоряжения), оснований ее проведения и составления итогового документа (акта проверки). В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2018 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.

Заслушав в судебном заседании представителя заявителя, который настаивал на удовлетворении указанной жалобы, оценив изложенные в ней доводы, проверив материалы дела, судья Пермского краевого суда не находит оснований для отмены постановления судьи Кировского районного суда г. Перми от 01.07.2011 года.

В соответствии с п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно статье 6.16 КоАП РФ, нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой.

Как указано в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее по тексту - Федеральный закон о НС и ПВ), наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее -Перечень), ив зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в определенные списки.

Список IV - включает в себя прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В Таблице I - приведены прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля, в их числе - ангидрид уксусной кислоты.

В Таблице III приведены прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля, в их числе - ацетон, серная и соляная кислота, толуол.

Руководствуясь положениями пунктов 1, 2 и 4 статьи 30 Федерального закона о НС и ПВ, оборот прекурсоров, внесенных в Список IV, регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К особым мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, относятся:

установление ограничений на допуск лиц к работе, непосредственно связанной с прекурсорами;

установление правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования и уничтожения прекурсоров;

установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.

К мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, относятся:

установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;

регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.

Согласно пункту 9 Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 г. № 640, руководителем юридического лица назначаются лица, ответственные за хранение прекурсоров (для прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV перечня, - из числа допущенных к работе с прекурсорами), устанавливается порядок хранения ключей от помещений, а также печатей (пломбировочных устройств).

Исходя из пункта 6 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства от 06.08.1998 г № 892, для получения заключений, предусмотренных абзацем пятым пункта 3 статьи 10 и (или) абзацем третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", руководитель организации (лицо, его замещающее) направляет в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ запрос с приложением анкеты указанного лица по формам и в порядке, которые установлены Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Пунктом 2 Правил предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 419,

на юридических лиц, осуществляющих в установленном порядке производство прекурсоров, внесенных в список IV перечня, а также реализацию и использование прекурсоров, внесенных в таблицы I и II списка IV перечня, возложена обязанность по представлению в территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по месту нахождения юридического лица или по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя годового отчета:

- о количестве каждого реализованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме согласно приложению N 3;

- о количестве каждого использованного прекурсора, внесенного в таблицы I и II списка IV перечня, - ежегодно, не позднее 20 февраля, по форме согласно приложению N 4.

Пунктами 2, 3, 4, 5 и 6 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных тем же постановлением, предусмотрено, -

при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций;

регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале;

журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица и скреплены его печатью;

руководитель юридического лица назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов;

записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции. Документы, подтверждающие совершение операции, или их копии, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом.

Аналогичные правила оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 г. № 644.

Невыполнение ФКП «***» приведенных выше требований федерального законодательства и иных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации подтверждается собранными по настоящему делу доказательствами, на основании которых установленным по делу обстоятельствам судом первой инстанции дана правильная правовая оценка.

По состоянию на 17.05.2011 года порядок оборота используемых Заводом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (ангидрида уксусной кислоты - 4 кг; ацетона - 16 404 кг; серной кислоты - 245, 4 кг; соляной кислоты - 312,4 кг; толуола - 259 489 кг) был нарушен отсутствием:

- приказа генерального директора о назначении лиц, ответственных за хранение прекурсоров, а также установлении порядка хранения ключей от помещений и печатей;

- заключения органа ФСКН для лиц, имеющих непосредственный доступ к работе с ангидридом уксусной кислоты;

- специального журнала регистрации операций с указанными прекурсорами за 2010-ый, 2011-ый года при работе центрального склада, в помещении которого осуществляются операции по изменению количества прекурсоров;

- надлежащей регистрации проводимых в 2010-ом году операций по каждому наименованию прекурсоров;

- надлежащего оформления журналов регистрации названных операций;

- приказа генерального директора на 2010-ый год о назначении лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации операции, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, хранимых в помещении центрального склада;

- записей в журналах за 2010-ый год, произведенных лицом, отпускающим прекурсоры, ответственным за их ведение и хранение.

На существование отмеченных недостатков указывают документы, приведенные районным судом в обжалуемом постановлении о привлечении ФКП «***» к административной ответственности, письменные объяснения работников завода, а также добровольные действия казенного предприятия по их устранению.

Таким образом, в указанном деянии названного юридического лица присутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.16 КоАП РФ, в связи с совершением которого правонарушителю назначено наказание в пределах санкции, установленной данной нормой закона, и без нарушения требований статьи 4.1 настоящего Кодекса.

Доводы жалобы не опровергают правильность вынесенного судом первой инстанции постановления по настоящему делу.

Предусмотренный законом порядок получения доказательств совершения юридическим лицом административного правонарушения не был нарушен.

Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 2 94-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в отношении юридических лиц, не применяются к действиям административно-надзорного органа, проводившего административное расследование.

Доказательства противоправного деяния ФКП «***» получены в ходе производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в форме административного расследования.

Состав выделенного определенной нормой КоАП РФ административного правонарушения, указанный в постановлении о возбуждении по этому поводу дела, не признается в соответствии с законом неизменным при окончательной квалификации противоправного деяния (действий или бездействия) правонарушителя. В протоколе об административном правонарушении, составляемом по окончании проведения административного расследования, дается объективная правовая оценка данному деянию, которая может не соответствовать первоначальной, или повлечь прекращение производства по делу (часть 6 статьи 28-7 КоАП РФ).

Выявление рассматриваемого административного правонарушения состоялось в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, требовало проведения дополнительных процессуальных действий с целью выяснения всех обстоятельств, обосновывающих его совершение.

Существование административного расследования в силу закона не ограничивается его незначительной продолжительностью и лишь в исключительных случаях может продлеваться на срок до шести месяцев. О таком расследовании указано в постановлении начальника Управления ФСКН России по Пермскому краю о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.05.2011 года, содержащем предварительную квалификацию противоправного деяния юридического лица. Фактическое его проведение подтверждается собранными и приобщенными к материалам дела документами, полученными от работников завода объяснениями. В результате подтвердилось совершение лицом правонарушения, предусмотренного статьей 6.16 КоАП РФ, при этом исключено правонарушение, охватываемое диспозицией статьи 19.7 настоящего Кодекса, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Вывод представителя ФКП «***» о проведении административно-надзорным органом в отношении юридического лица внеплановой выездной проверки основан не более чем на предположениях.

Вместе с тем нельзя согласиться с утверждением представителя ФКП «***» о составлении в отношении данного юридического лица 18.05.2011 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.16 КоАП РФ, без соблюдения требований частей 4 и 4.1 статьи 28.2 настоящего Кодекса.

Перед составлением данного документа руководителем предприятия получено уведомление об этом от 16.05.2011 г. № **, из текста которого не следует присутствие обязательной квалификации вменяемого лицу правонарушения по статье 19.7 КоАП РФ. Между тем в обязанности административно-надзорного органа не входит предупреждение лица, привлекаемого к административной ответственности, о применении в отношении него при этом конкретной нормы административного законодательства. Участие законного представителя юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении, если он извещен о совершении данного процессуального действия надлежащим образом, в силу положений части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ не является для должностного лица органа государственной власти обязательным. Вопрос объема предоставленных доверенностью представителю юридического лица полномочий не может послужить основанием для отмены выполнения соответствующего процессуального действия.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда

РЕШИЛ:

Постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 01.07.2011 года оставить без изменения, жалобу Федерального казенного предприятия «***» - без удовлетворения.

Судья - подпись - Швецов К.И.