7-656-2011 РЕШЕНИЕ Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е., рассмотрев 27 сентября 2011 года жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «***» на постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 17 августа 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил: 20 мая 2011 г. оперуполномоченным отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков Управления ФСКН России по Пермскому краю С. в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «***» (далее - ФГУП «***») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 19 мая 2011 года в ФГУП «***», расположенном по адресу: г. Пермь, ****, выявлены нарушения правил хранения, учёта, использования прекурсоров ангидрида уксусной кислоты, ацетона, кислоты серной, соляной, толуола, кислоты уксусной ледяной, эфира этилового; оборот с 01.07.2010 года по 20.05.2011 года составил: ангидрид уксусной кислоты - 5 л. Также ФГУП «***» не был представлен годовой отчет о количестве использованного прекурсора (ангидрида уксусной кислоты), внесенного в таблицу I Списка IV Перечня в УФСКН России по Пермскому краю, в соответствии с п.п. «г» п. 2 Правил представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года № 419 в установленные законом сроки (до 20 февраля 2011 г.) У ФГУП «***» отсутствует лицензия на право осуществления деятельности, связанной с приобретением, хранением, использованием ангидрида уксусной кислоты. Определением начальника Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Пермскому края от 20 мая 2011 года материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения по подведомственности в Кировский районный суд г.Перми. В судебном заседании в районном суде защитник Федерального государственного унитарного предприятия «***» Кофанова С.Ю. указала, что при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, поскольку определение о возбуждении дела от 16 мая 2011 года не содержит сведения о лице, его составившем, протоколы осмотра помещений от 19 мая 2011 года являются недопустимыми доказательствами, поскольку осмотр проводился в отсутствие законного представителя юридического лица, материалы не содержат сведений о принадлежности помещений ФГУП «***», о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФГУП «***» не было уведомлено, оснований для проведения административного расследования не имелось, о проведении проверки ФГУП «***» не было уведомлено надлежащим образом, проверка проводилась с нарушениями. Пояснила, что на момент рассмотрения дела издан приказ о назначении лиц, ответственных за хранение прекурсоров, из УФСКН получен список лиц, которые могут иметь доступ к работе с ангидридом. Полагала, что учет отпускаемых прекурсоров велся надлежащим образом, записи в журналах регистрации велись ответственным лицом Ж. Полагала, что ФГУП «***» возможно освободить от административной ответственности за малозначительностью деяния. В судебном заседании представитель Управления ФСКН по Пермскому краю С. пояснила, что ФГУП «***» до 20.02.2011 г. не предоставило отчет о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в таблицы 1 и III Списка IV Перечня наркотических средств. психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю. Вместе с тем имелась информация о том, что на предприятии используются прекурсоры ангидрида уксусной кислоты, ацетона, кислоты серной, соляной, толуола, кислоты уксусной ледяной, эфира этилового. Деятельность по использованию прекурсоров подлежит лицензированию, люди, работающие с прекурсорами, должны иметь допуск к работе с ними. 16.05.2011 г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, на основании которого проводилась проверка, в ходе которой установлено, что на предприятии используются прекурсоры, выявлены нарушения правил их хранения, учета, использования, отсутствовал приказ генерального директора о назначении лиц, ответственных за хранение прекурсоров, за порядок хранения ключей от помещений, печатей, отсутствовало заключение УФСКН на лиц, имеющих непосредственный доступ к работе с ангидридом уксусной кислоты, записи в журналах производятся лицами, фактически не отпускающими прекурсоры. Постановлением судьи Кировского районного суда г. Перми от 17 августа 2011 года Федеральное государственное унитарное предприятие «***» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей. В направленной в краевой суд жалобе ФГУП «***» просит постановление судьи районного суда отменить, освободить предприятие от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление вынесено без учета всех обстоятельств по делу, не учтено, что приняты все меры по устранению допущенных нарушений, совершенное правонарушение является малозначительным, вред, причиненный правонарушением, крайне мал. ФГУП «***» и его защитник Кофанова С.Ю. извещены судом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебном заседании законный представитель юридического лица и его защитник участия не принимали. Представитель Управления по Пермскому краю Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков направил возражения на жалобу, в которых просил об оставлении жалобы без удовлетворения. Рассмотрев материалы административного дела, доводы жалобы, обозрев л.д.3-6, 7. 61 дела об административном правонарушении № 5-65/2011, судья краевого суда не находит оснований к отмене обжалуемого постановления. В соответствии со ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения. учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой. В соответствии с частями 2, 5, 6, 7, 12 ст.30 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» оборот прекурсоров, внесенных в Список IV, регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К особым мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу 1 Списка IV, относятся: лицензирование деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров, в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; установление ограничений на допуск лиц к работе, непосредственно связанной с прекурсорами; установление правил производства, переработки. хранения, реализации, приобретения, использования и уничтожения прекурсоров; установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами. Допуск лиц, страдающих заболеваниями наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, а также имеющих непогашенную или неснятую судимость за пресгупление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, внесенными в Таблицу 1 Списка IV, запрещается. Перечень лиц, имеющих допуск к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, внесенными в Таблицу 1 Списка IV, утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в таблицу 1 Списка IV. с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона при наличии следующих документов: справки, выданные учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения, об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе, совершенное за пределами Российской Федерации. При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 года № 681 утвержден Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. В Таблицу 1 и III Списка IV прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации включены, в том числе, следующие прекурсоры: ангидрида уксусной кислоты, ацетона, кислоты серной, соляной, толуола, кислоты уксусной ледяной, эфира этилового. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года № 419 были утверждены Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии с п.4 указанных Правил журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. Согласно п.5 Правил руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов. В соответствии с п.6, 7 Правил записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции. Документы, подтверждающие совершение операции, или их копии, заверенные в установленном порядке, подшиваются в отдельную папку, которая хранится вместе с соответствующим журналом. Положение пункта 6 настоящих Правил не распространяется на случаи регистрации операций по отпуску, реализации, приобретению или использованию диэтилового эфира (этилового эфира, серного эфира) в концентрации 45 процентов или более или перманганата калия в концентрации 45 процентов или более массой, не превышающей 10 килограммов, ацетона (2-пропанон) в концентрации 60 процентов или более, метилэтилкетона (2-бутанон) в концентрации 80 процентов или более, толуола в концентрации 70 процентов или более, серной кислоты в концентрации 45 процентов или более, соляной кислоты в концентрации 15 процентов или более или уксусной кислоты в концентрации 80 процентов или более массой, не превышающей 100 килограммов, а также смесей, содержащих только указанные вещества. При этом запись в журнале о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных указанных веществ производится ежемесячно и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется. Согласно п. 10 указанных Правил запись в журналах каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов. В соответствии с п.9 Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки, и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 г. № 640 руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) назначаются лица, ответственные за хранение прекурсоров (для прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV перечня, - из числа допущенных к работе с прекурсорами), устанавливается порядок хранения ключей от помещений, а также печатей (пломбировочных устройств). В соответствии с п.6 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 г. № 892 для получения справок, предусмотренных абзацем четвертым пункта 3 статьи 10 и (или) абзацем вторым пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель выдает лицу, оформляемому на работу с наркотическими средствами, психотропными веществами, а также для осуществления деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, направления в медицинские организации для прохождения в установленном порядке предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) и обязательного психиатрического освидетельствования. Для получения заключений, предусмотренных абзацем пятым пункта 3 статьи 10 и (или) абзацем третьим пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", руководитель организации (лицо, его замещающее) или индивидуальный предприниматель направляет в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ запрос с приложением анкеты указанного лица по формам и в порядке, которые установлены Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Порядок и сроки представления отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенный в список IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998г. № 681. Согласно п.2 ст.8 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подлежит лицензированию и осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Собранные по делу доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что ФГУП «***» осуществляет деятельность, связанную с приобретением, хранением, отпуском, использованием прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ: ангидрида уксусной кислоты, ацетона, кислоты серной, соляной, толуола, которые включены в Таблицы I и III Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 30.06.1998 г. № 681. Па момент проверки ФГУ «***» имелись нарушения правил хранения, учёта, использования прекурсоров ангидрида уксусной кислоты, ацетона, кислоты серной, соляной, толуола, кислоты уксусной ледяной, эфира этилового; оборот с 01.07.2010 года по 20.05.2011 года ангидрида уксусной кислоты составил 5 л. В нарушение п.9 Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 г. № 640, отсутствовал приказ генерального директора о назначении лиц ФГУП «***», ответственных за хранение прекурсоров, порядок хранения ключей от помещений, печатей. В нарушение п. 6 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 г. № 892 отсутствовали заключения органов ФСКН на лиц, имеющих непосредственный доступ к работе с ангидридом уксусной кислоты. В нарушение п. 4 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года № 419 (до 22.07.2010 года - п. 6 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 года № 644), журналы регистрации операций лаборатории № ** были заверены подписью начальника лаборатории, журналы центрального склада опечатаны печатями коммерческого управления. В нарушение п. 5 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года № 419 (до 22.07.2010 года - п.7 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 года № 644), в период 01.07.2010 года приказами генерального директора не были назначены лица ФГУП «***», ответственные за ведение и хранение журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ: в центральном складе ответственный - /должность/ С1., и.о. /должность/ -Т. в лаборатории № **. В нарушение п.п. 6,7 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года № 419 (до 22.07.2010 года - п. 8,9 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 года № 644), записи в журналах производились лицом, ответственным за ведение и хранение, фактически не отпускающим прекурсоры - /должность1/ коммерческого управления Ж., у ответственных лиц на центральном складе в ФГУП «***» отсутствовали документы или их копии, подтверждающие совершение операций с прекурсорами, превышающими 100 килограмм, а именно, на центральном складе с ацетоном техническим в концентрации не менее 99 %, приход: 21.07.2010 г. - ** кг. 26.10.2010г. - ** кг, 28.12.2010 г. - ** кг, 21.03.2011г. - ** кг, 26.04.2011г.- ** кг, в отдельную папку не подшиты пять документов, подтверждающих совершение операций. В нарушение п. 10 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года № 419 (до 22.07.2010 года - п. 12 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 года № 644), записи в журналах не заверялись подписью лица, ответственного за их ведение и хранение (центральный склад, лаборатория №**). ФГУП «***» не был своевременно представлен годовой отчет о количестве использованного прекурсора (ангидрида уксусной кислоты), внесенного в таблицу I Списка IV Перечня в УФСКН России по Пермскому краю, в соответствии с п.п. «г» п. 2 Правил представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 года № 419 в установленные законом сроки (до 20 февраля 2011 г.) На момент проверки у ФГУП «***» отсутствовала лицензия на право осуществления деятельности, связанной с приобретением, хранением, использованием ангидрида уксусной кислоты. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 20.05.2011 года № **, обороти о-сальдовой ведомостью на ангидрид уксусной кислоты, товарно-транспортными накладными, приказом № ** от 10.11.2009 года о назначении ответственных лиц за порядком ведения и хранения специального журнала регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров, журналами регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, другими собранными по делу доказательствами. При таком положении судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. То обстоятельство, что постановлением судьи Кировского районного суда Пермского края от 8 июля 2011 года в отношении ФГУП «***» было прекращено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения, правового значения для данного дела не имеет. Судья пришел к выводу о том, что ФГУП «***» не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К объективной стороне правонарушения, за которое юридическое лицо привлечено к административной ответственности в рамках данного дела, относится нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. В соответствии с действующим законодательством оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежит лицензированию. На момент проверки у ФГУП «***» отсутствовала лицензия на право осуществления деятельности, связанной с приобретением, хранением, использованием ангидрида уксусной кислоты. В связи с указанными обстоятельствами вывод судьи районного суда о наличии в действиях ФГУП «***» состава вмененного административного правонарушения является правильным. Оснований для исключения из состава инкриминируемого деяния отсутствие указанной выше лицензии не имелось. Наказание ФГУП «***» назначено с учетом характера административного правонарушения. При назначении наказания судья районного суда учел в качестве смягчающих вину обстоятельств: привлечение к административной ответственности за нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров впервые, устранение части установленных нарушений на момент рассмотрения дела районным судом, принятие мер по получению лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсора - ангидрида уксусной кислоты, отсутствие тяжких последствий. С учетом указанного ФГУП «***» назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 6.16 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФГУП «***» допущено не было. Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения не влекут отмены постановления, поскольку наступление негативных последствий правонарушения, на отсутствие которых ссылается заявитель жалобы, не является обязательным признаком состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выявленное нарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в области охраны здоровья населения. На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда решил: Постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 17 августа 2011 года оставить без изменения, жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «***» - без удовлетворения. Судья- подпись - Хрусталева Л.Е.