Решение № 7-761-2011 об отмене постановления Свердловского районного суда города Перми и прекращении производства по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 6.16 КоАП РФ.



7-761-2011

РЕШЕНИЕ

Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев 24 октября 2011 года жалобу законного представителя МУЗ *** на постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 04 октября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.16 КоАП РФ,

установил:

16 сентября 2011 года начальником *** ОКЛОН Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Пермскому краю в отношении МУЗ *** был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.16 КоАП РФ, в соответствии с которым 25 августа 2011 года при проведении проверки в муниципальном учреждении здравоохранения *** выявлены следующие нарушения:

в помещении третьей категории (литера Б № 11 площадью 1,3 кв.м) входная дверь не соответствует 3 классу защиты от разрушающих воздействий, входная дверь имеет 2 запирающих устройства, не соответствующих 3 классу защиты от разрушающих воздействий, установлен металлический шкаф, который не соответствует 3 классу устойчивости к взлому, в договоре с охранной организацией не определен уровень инженерной и технической укрепленности помещения, металлический шкаф не опечатывается, что является нарушением требований п. 7, 11 Правил хранения наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1148 от 31.12.2009 г.;

выявлены нарушения правил хранения наркотического средства морфин 1% шести ампул с 17.06.2010г. по 21.06.2010 г., и с 26.07.2011г. по 10.08.2011г. семи ампул морфина 1%, нарушены правила перевозки морфина 1% в количестве 7 ампул 10.08.2011г., правила учета и использования 20 ампул морфина 1 % 22.07.2001г. Получение, хранение, учет и перевозка 7 ампул наркотического средства морфина 1% в РИД *** с 26.07.2011г. по 10.08.2011г. осуществлялась без лицензии на право осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств Списка 2 в нарушение ст.8, 20, 21 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.1998г., положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 648 от 4.11.2006 г.;

- у лечебного учреждения отсутствует заключение органов наркоконтроля об отсутствии судимости и заключение главного врача на допуск к наркотическим средствам и психотропным веществам на В., К., Х., В1., Л., Л1., чьи подписи имеются в листе ознакомлений с приказом № 17 от 11.01.2011г., что является нарушением требований ст. 10 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», п.п. 2,4,6 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6.08.1998 г. № 892;

- допущены нарушения в учете, хранении и обороте специальных рецептурных бланков: был выписан рецепт ** больному (амбулаторная карта № **) врачом С. на 20 ампул морфина 1% для использования после истечения срока действия лицензии в нарушение требований ст. 25 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.1998 г. В данной амбулаторной карте не указан номер рецепта на выписанный наркотический препарат в нарушение п. 2.7 приказа № 110 Минздравсоцразвития России;

- на день проверки не постановлены на учет 5 штук специальных бланков, полученных 30.06.2011г., из которых 3 рецепта хранились и использовались после прекращения действия лицензии, хранение рецептов осуществляется в металлическом шкафу, а не в сейфе, в нарушение требований ст. 25 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.1998г., п.3, 4 приложения 15 к приказу № 110 от 12.02.2007г. Минздравсоцразвития России «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов питания». Обнаружен испорченный рецепт № ** от 21.07.2011г. на морфин 20 ампул больному (амбулаторная карта № **), который должен быть уничтожен в присутствии комиссии. Рецепт зарегистрирован в журнале учета неиспользованных рецептурных бланков и неиспользованных ампул с наркотическими средствами, сданными родственниками больного. Не представлены акты проверок комиссией состояния хранения, учета и фактического расхода специальных рецептурных бланков, которая назначена приказом главного врача № 17 от 11.01.0211г., в нарушение требований п. 5 приложения 15 к приказу Минздравсоцразвития России № 110 от 12.02.2007г.;

- нарушается порядок уничтожения пустых ампул из под наркотических средств: больным (амбулаторная карта № **) сдано 80 ампул из под промедола 2%, а по актам уничтожено 70 штук. В акте об уничтожении пустых ампул от 27.07.2011г. указано, что уничтожено 35 штук, в таблице указано - 25 штук, что нарушает требования приказа № 330 от 12.11.1997г. Минздрава РФ «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ».

Определением начальника Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Пермскому краю от 16 сентября 2011 года материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения по подведомственности в Свердловский районный суд г.Перми.

В судебном заседании в районном суде законный представитель МУЗ *** - главный врач К. с протоколом об административном правонарушении согласился, пояснил, что в настоящее время все выявленные нарушения устранены, проводится оформление документов для получения лицензии на деятельность с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Постановлением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 04 октября 2011 года МУЗ *** признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.16 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.

В направленной в краевой суд жалобе законный представитель МУЗ *** К. ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, указав, что при назначении наказания не было учтено, что выявленное правонарушение совершено впервые, вред или угроза возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей отсутствует. На момент рассмотрения дела больницей приняты исчерпывающие меры к устранению допущенных нарушений: приведены в надлежащее состояние помещения для хранения наркотических средств и учетная документация, получены все требуемые справки для допуска лиц к работе с наркотическими средствами, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ больницей прекращена. Поскольку медицинское учреждение является бюджетным учреждением,

денежные средства на уплату штрафа не предусмотрены, то их перераспределение приведет к ущемлению прав работников и пациентов больницы.

В судебное заседание в краевой суд законный представитель МУЗ ***, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела, не явился.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья краевого суда находит постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми подлежащим отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

В соответствии со ст. 6.16 КоАП РФ нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой.

Признавая МУЗ *** г. Перми виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.16 КоАП РФ, судья районного суда посчитал установленным факт нарушения юридическим лицом требований нормативных документов, регулирующих хранение, учет, отпуск, реализацию, использование и уничтожение наркотических средств. В обоснование вывода о виновности медицинского учреждения судья сослался на протокол об административном правонарушении от 16 сентября 2011 года, акт обследования помещений учреждения от 25 августа 2011 года, протокол осмотра принадлежащих учреждению помещений и документов от 25 августа 2011 года и другие документы, составленные должностными лицами УФСКН России по Пермскому краю. При этом судья не учел, что в силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении могут быть признаны, в том числе, протокол об административном правонарушении и иные документы лишь в том случае, если они получены с соблюдением закона, в том числе закона, регулирующего проведение проверок в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При рассмотрении данного дела судья районного суда требования статей 1.6, 26.2 КоАП РФ не исполнил, поскольку им не была проверена законность действий должностного лица УФСКН России по Пермскому краю по составлению 16 сентября 2011 года протокола об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что обследование принадлежащих МУЗ *** помещений и документов проводилось 25 августа 2011 года должностными лицами УФСКН России по Пермскому краю на основании заявления главного врача медицинского учреждения от 15 августа 2011 года о выдаче заключения о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны.

Между тем, соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, может являться предметом проверок органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проводимыми на основании Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающего требования к порядку и организации проведения проверок.

Согласно частям 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В силу ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям,окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Статьями 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ установлено, что плановые и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт содержит информацию о дате, времени и месте его составления; наименовании органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля; дате и номере распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; фамилии, имени, отчестве и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; наименовании проверяемого юридического лица, а также фамилии, имени, отчестве и должности руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки; дате, времени, продолжительности и месте проведения проверки; сведениях о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Из материалов дела не следует, что в отношении МУЗ *** проводилась плановая, то есть включенная в ежегодный план проверок УФСКН России по Пермскому краю юридических лиц на предмет соблюдения обязательных требований законодательства, регулирующего оборот наркотических средств и психотропных веществ.

В заявлении главного врача медицинского учреждения от 15 августа 2011 года отсутствует какая-либо информация, предусмотренная подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, которая могла послужить основанием для проведения внеплановой проверки.

Отсутствует распоряжение руководителя либо заместителя руководителя УФСКН России по Пермскому краю о проведении проверки медицинского учреждения, не составлен акт по результатам проверки.

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 20 данного Федерального закона к грубым нарушениям отнесено нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки) статьи 9, пунктом 2 части 2 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.

Принимая во внимание, что протокол об административном правонарушении от 16 сентября 2011 года и иные документы, имеющиеся в материалах деда, не могут служить доказательствами, подтверждающими совершение МУЗ *** правонарушения, предусмотренного статьей 6.16 КоАП РФ, поскольку они были получены с грубым нарушением положений Федерального закона № 294-ФЗ, постановление судьи районного суда подлежит отмене ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено, с прекращением производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 04 октября 2011 года отменить.

Прекратить в отношении МУЗ *** производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья - подпись – Спиридонов Е.В.