Дело №7-787/12-312/2012
РЕШЕНИЕ
г. Пермь 29 августа 2012 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу муниципального бюджетного медицинского учреждения «Название» в лице законного представителя /должность/ В. на постановление судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 31.07.2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении МБМУ «Название», местонахождение: Пермский край, с. ****,
установила:
29.06.2012 г. главным специалистом сектора по лицензированию фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений Министерства здравоохранения Пермского края К. в отношении муниципального бюджетного медицинского учреждения «Название» (далее МБМУ «Название») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении с 11.05.2012 г. по 05.06.2012 г. в ходе проведения должностными лицами Управления Росздравнадзора по Пермскому краю плановых мероприятий по контролю выполнения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации к контролю за качеством лекарственных средств при гражданском обороте, по государственному контролю при обращении лекарственных средств, к контролю за уничтожением лекарственных средств, к контролю за использованием наркотических средств и психотропных веществ в отношении МБМУ «Название» (лицензия на осуществление медицинской деятельности №** от 19.08.2008 г. выдана Министерством здравоохранения Пермского края; лицензия на осуществление фармацевтической деятельности №** от 31.05.2011 г. выдана Министерством здравоохранения Пермского края), по адресам: ****, Пермский край, Кишертский район, с. ****; ****, Пермский край, Кишертский район, с. **** (фельдшерско-акушерский пункт), ****, Пермский край, Кишертский район, с. **** (фельдшерско-акушерский пункт) обнаружены нарушения, которые отражены в акте проверки от 05.06.2012 г. №**:
1. В фельдшерско-акушерском пункте (ФАП), расположенном по адресу:
****, Пермский край, Кишертский район, с. ****:
1.1. Нарушаются правила хранения лекарственных средств:
- в фельдшерско-акушерском пункте шкафы и полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, не идентифицированы;
- отделка помещения для хранения лекарственных средств негладкая (поверхность стен наполовину покрыта известкой) и не допускает возможность проведения влажной уборки, что является нарушением п.п. 6, 10 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств», ст. 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п. 5з Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 №1081.
1.2. Не соблюдается порядок отпуска лекарственных препаратов: в **** ФАПе отсутствует штамп «Лекарство отпущено». При проверке 11.05.2012 г. был установлен факт отпуска лекарственного препарата «Феназепам» таблетки 1 мг № 50 в количестве 3 упаковок по рецепту, который в дальнейшем был возвращен больному на руки без погашения штампом «Лекарство отпущено», что является нарушением п. 2.18 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2005 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств», п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 73 5н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации», п. 14 «Порядка розничной продажи в обособленных подразделениях медицинских организаций» Министерства здравоохранения Пермского края от 21.02.2012 № **, п. 5г Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081.
2. В МБМУ «Название» не соблюдаются правила хранения лекарственных средств:
2.1. Выявлены нарушения, связанные с идентификацией мест хранения и идентификацией хранящихся лекарственных средств.
В помещениях хранения главной медицинской сестры МБМУ «Название» (по плану БТИ и экспликации помещения № ** площадью 10,5 кв.м. (кабинет старшей медсестры), № ** площадью 6,2 кв.м. (склад медикаментов), № ** площадью 5,1 кв.м. (склад медикаментов), № ** площадью 3,1 кв.м. (помещение хранения наркотических средств и психотропных веществ - далее по тексту НСиПВ)):
- отсутствует идентификация на оборудование, используемое для хранения лекарственных средств - не идентифицированы - холодильники, сейфы, металлические и деревянные шкафы и полки оборудования, предназначенные для хранения лекарственных средств;
- отсутствуют стеллажные карты на хранящиеся лекарственные средства, что является нарушением п. 10 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», ст.58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61 -ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п.5б Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291.
2.2. Для регистрации параметров воздуха используются контролирующие приборы, не имеющие документов подтверждающих проведение поверки в установленном порядке, и приборы в нерабочем состоянии:
В помещении поста хирургического отделения (по плану БТИ помещение 29, в котором осуществляется, в том числе и хранение НСиПВ) отсутствуют документы:
- подтверждающие поверку гигрометра ВИТ-1 (заводской номер Б015),
- подтверждающие поверку термометра в термоконтейнере, где хранится промедол 2% 1,0 серия 160907 в количестве 6 (шесть) ампул;
В помещении хранения главной медицинской сестры (по плану БТИ и экспликации помещения № ** площадью 10,5 кв.м. (кабинет старшей медсестры) отсутствуют документы, подтверждающие поверку термометра ТС-7-М1 исп.6 № 41441, находящегося в холодильнике «Полюс», данный термометр также находится в нерабочем состоянии —расслоился столбик на шкале для измерения, что является нарушением п.7 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», п.9 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.05.2011 № 397н, ст.58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п.56 «Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.
2.3. В МБМУ «Название» неудовлетворительно организован контроль за сроками годности лекарственных препаратов: для лечебного процесса и для оказания медицинской помощи используются лекарственные препараты с истекшим сроком годности. При проверке выявлены препараты с истекшим сроком годности:
- в кабинете главной медицинской сестры в холодильнике «Полюс», из которого осуществляется выдача препаратов для использования в лечебном процессе и для оказания медицинской помощи, находился лекарственный препарат листенон раствор для внутривенного и внутримышечного введения 20мг/мл ампулы по 5,0мл № 5 серия 10454516 дата изготовления апрель 2009г. в количестве 2 упаковок производства Никомед Австрия ГмбХ, Австрия со сроком годности до апреля 2012 года. Препарат был получен МБМУ «Название» от ООО «****» по счету-фактуре № ** от 01.03.2010г., счету №** от 01.03.2012 г., товарной накладной №** от 01.03.2010 г. в количестве 5 шт. по цене 171,73 руб. за упаковку.
- в кабинете главной медицинской сестры на стеллаже, с которого осуществляется выдача препаратов для использования в лечебном процессе и для оказания медицинской помощи, находился лекарственный препарат Аевит капсулы 0,2г №10 производства ООО «ЛЮМИ» серия 020110 в количестве 11 упаковок со сроком годности до февраля 2012г., серия 050210 в количестве 10 упаковок со сроком годности до марта 2012 года. Препарат был получен МБМУ «Название» от ООО «****»: серии 020110 по счету-фактуре № ** от 25.08.2010 г., по товарной накладной № ** от 25.08.2010 г. в количестве 50 упаковок по цене 10,86руб. за упаковку; серии 050210 по счету-фактуре № ** от 21.09.2010 г., по товарной накладной № ** от 21.09.2010 г. в количестве 50 упаковок по цене 10,86руб. за упаковку.
- в хирургическом отделении в процедурном кабинете в металлическом шкафу, из которого осуществляется использование препаратов в лечебном процессе и для оказания медицинской помощи, находился лекарственный препарат атропина сульфат 0,1% 1,0мл серия 321206 в количестве 9 ампул производства ОАО «Дальхимфарм» со сроком годности до января 2012 года.
- в хирургическом отделении в процедурном кабинете в холодильнике «Апшерон», из которого осуществляется использование препаратов в лечебном процессе и для оказания медицинской помощи, находились лекарственные препараты:
- димедрол 10мг/мл 1,0мл №10 серия 30107 в количестве 1 упаковки производства ОАО «Мосхимфармпрепараты» со сроком годности до февраля 2012 года.
- дроперидол раствор для инъекций 2,5мг/мл 2,0мл серия 41009 в количестве 2 ампул производства ФГУП «Московский эндокринный завод» со сроком годности до ноября 2011 года. Препарат был получен МБМУ «Название» от аптеки ООО «****» по счету-фактуре № ** от 12.01.2011 г. дроперидол р-р д/и 0,25% 2мл амп № 5 в количестве 1 упаковки по цене 59,84руб. за упаковку.
- налоксон для инъекций 0,4мг/мл 1,0мл серия 02В2008 в количестве 1 ампулы производства ВФЗ Польфа АО со сроком годности до марта 2012 года.
Лекарственные препараты с истекшим сроком годности хранились вместе с остальными препаратами. «Карантинные зоны» в местах хранения лекарственных препаратов отсутствуют.
Данные факты свидетельствуют о нарушении п. 11, п. 12 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», ст.58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п.5б Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291.
2.4. Нарушаются условия хранения лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств».
В помещении хранения главной медицинской сестры (по плану БТИ и экспликации помещение № ** площадью 5,1 кв.м (склад медикаментов)), флаконы спирта этилового хранились не в металлических или деревянных шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня, а в картонных коробках размещенных на деревянных подтоварниках, спирт этиловый 70% 100,0 серия 40312 в количестве 284 флакона и спирт этиловый 95% 100,0 серия 240711 в количестве 119 флаконов (п.70 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», ст.58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п.5б Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291).
В местах хранения лекарственных препаратов главной медицинской сестры (по плану БТИ и экспликации помещения №№ **, № **, № **, № **) в деревянных, металлических шкафах, сейфах, холодильниках часть лекарственных препаратов для медицинского применения во вторичной (потребительской) упаковке не размешены этикеткой (маркировкой) наружу (п.41 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», ст.58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п.56 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291).
Нарушаются условия хранения наркотических средств: на момент проверки З-х-5-тидневный запас термолабильных наркотических лекарственных препаратов в помещении хранения главной медицинской сестры (по плану БТИ № **) хранился с нарушением требований: в незапирающемся холодильнике «Supra» не отделенном от основного места хранения решеткой с запирающейся на замок решетчатой дверью (Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.05.2011 № 397н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», ст.58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61 -ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п.5б Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291).
3. Выявлены нарушения при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ.
3.1 Не имеет допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами /должность/ скорой помощи М., которая осуществляет деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ в части их использования в медицинских целях (Правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 892, п.5б Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений», утвержденного Постановлением Правительства России от 22.12.2011 № 1085, п.5б Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291.
3.2 Предметно-количественный учет лекарственных препаратов ведется с нарушениями: Отсутствуют документы, подтверждающие совершение операции по промедолу 2% 1,0 (запись № ** от 19.04.2012 г.) и по кетамину 5% 2,0 (запись № ** от 03.05.2012 г.) в журнале регистрации операций, связанных с оборотом НСиПВ по хирургическому отделению за 2012 года.
Не подтвержден расход 1 мл фентанила 0,005% ампулы по 2 мл.
Согласно записи № ** от 21.03.2012 в журнале регистрации операций, связанных с оборотом НСиПВ по отделению скорой помощи 2012 года, израсходована 1 ампула фентанила 0,005% по 2 мл на больного Б. Согласно карты вызова скорой помощи и копии карты вызова №** от 20.03.2012 /должность/ М. назначен и введен 1 мл фентанила 0,005% по 2 мл. Неиспользованные остатки фентанила 0,005% в количестве 1 мл /должность/ М. сданы не были.
Данные факты свидетельствует о нарушении п. 8 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 644, п.2 ст. 10 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ, п.5в, п.5т Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений», утвержденного Постановлением Правительства России от 22.12.2011 № 1085, п.5б Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 2291.
4. Для лечения и оказания медицинской помощи больным в МБМУ «Название» осуществляется использование технического кислорода - не являющегося лекарственным средством и не зарегистрированного как лекарственное средство. Больницей принимается от поставщика технический кислород, а не медицинский, являющийся лекарственным средством, с несоответствующими требованиям товарно-сопроводительными документами, в том числе подтверждающими качество. Закупленный технический кислород используется в отделениях, в том числе в реанимации, для лечения и оказания медицинской помощи больным (Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.5б Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291).
В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных п. 5б настоящего Положения, являются грубыми нарушениями. В силу Положения о лицензировании фармацевтической деятельности невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных п.п. «г», «з» п.5 настоящего Положения являются грубыми.
Постановлением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 31.07.2012 г. МБМУ «Название» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с назначенным наказанием, МБМУ «Название» обратилось в краевой суд с жалобой, в которой просит постановление от 31.07.2012 г. отменить, производство по делу - прекратить. По материалам данного дела в большинстве случаев прослеживается вина должностных лиц, а не вина юридического лица - МБМУ «Название». Часть 3 ст.19.20 КоАП РФ предусматривает, в том числе, и административную ответственность должностных лиц. Суд должен был привлечь к ответственности не МБМУ «Название», а ее сотрудников, которые должны были участвовать в данном деле и иметь возможность защищать свои права. По факту пользования МБМУ «Название» техническим кислородом, то в настоящее время на территории Пермского края отсутствуют организации, осуществляющие поставки медицинского кислорода необходимого качества и являющегося лекарственным средством. МБМУ «Название» в силу своих уставных задач вынуждено каждый день использовать кислород в медицинских целях. В противном случае возможна смерть людей. В этом случае данное административное событие, совершенное в силу крайней необходимости, согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением. При рассмотрении дела вопрос о малозначительности административного правонарушения и применения ст. 2.9 КоАП РФ не рассматривался. Дело рассмотрено недостаточно объективно, с нарушением ст.24.1 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель МБМУ «Название» не явился, защитника учреждения не направил.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении за №** (постановление судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 19.06.2012 г.), материалы настоящего дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С учетом примечания к данной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.4 и п.п. «а» и «б» п. 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (п.1 данной нормы: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан...)
В силу п.п. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081, осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.п. «а» - «з» п.5 настоящего Положения.
Подпункты «г», «з» п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности к лицензионным требованиям относят соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций; соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения...
МБМУ «Название» имеет лицензию ** от 19.08.2008 г. на осуществление медицинской деятельности, лицензию ** от 31.05.2011 г. на осуществление фармацевтической деятельности.
Вывод судьи городского суда об осуществлении МБМУ «Название» медицинской и фармацевтической деятельности с грубым нарушением требований соответствующих лицензий должным образом, со ссылкой на требования нормативных актов мотивирован, основан на материалах дела об административном правонарушении, в том числе, на протоколе об административном правонарушении, в котором подробно изложено событие административного правонарушения со ссылкой на нормативные документы, акте проверки №** от 05.06.2012 г., отвечающем требованиям Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Наличие нарушений, перечисленных в ст.20 приведенного закона и влекущих недействительность результатов проверки, не установлено. Заявитель наличие указанных нарушений требований и условий лицензий не оспаривает. Выводы судьи городского суда о совершении МБМУ «Название» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, сделаны в соответствии со ст.26.11КоАПРФ.
Вместе с тем, подлежат исключению следующие нарушения: отсутствие в помещении поста хирургического отделения (по плану БТИ помещение **, в котором осуществляется, в том числе и хранение НСиПВ) документов, подтверждающих поверку гигрометра ВИТ-1 (заводской номер Б015), поверку термометра в термоконтейнере, где хранится промедол 2% 1,0 серия 160907 в количестве 6 (шесть) ампул (п.п.2.2); отсутствие допуска к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами у /должность/ скорой помощи М., осуществляющей деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ в части их использования в медицинских целях (п.п.3.1); отсутствие документов, подтверждающих совершение операции по промедолу 2% 1,0 (запись № ** от 19.04.2012) и по кетамину 5% 2,0 (запись № ** от 03.05.2012 г.) в журнале регистрации операций, связанных с оборотом НСиПВ по хирургическому отделению за 2012 года; неподтверждение расхода 1 мл фентанила 0,005% ампулы по 2 мл (согласно записи № ** от 21.03.2012 г. в журнале регистрации операций, связанных с оборотом НСиПВ по отделению скорой помощи 2012 года, израсходована 1 ампула фентанила 0,005% по 2 мл на больного Б. Согласно карты вызова скорой помощи и копии карты вызова №** от 20.03.2012 /должность/ М. назначен и введен 1 мл фентанила 0,005% по 2 мл. Неиспользованные остатки фентанила 0,005% в количестве 1 мл /должность/ М. сданы не были) (п.п. 3.2).
Установлено, что в период с 11.05.2012 г. по 15.05.2012 г. должностными лицами Министерства здравоохранения Пермского края проведена плановая проверка в отношении МБМУ «Название» по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. По результатам данной проверки в отношении МБМУ «Название» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, постановлением судьи Кунгурского городского суда Пермского края от 19.06.2012 г., оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 09.06.2012 г., МБМУ «Название» привлечено к административной ответственности по указанной норме, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей в связи с фактом выявления в ходе проверки приведенных нарушений. С учетом ч.5 ст.4.1 КоАП РФ указанные нарушения не могут служить основанием для привлечения МБМУ «Название» к административной ответственности по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Однако, исключение части нарушений не влияет на законность постановления от 31.07.2012 г., размер наложенного административного штрафа, поскольку административное наказание назначено в пределах санкции ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ в минимальном размере. Назначение наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи либо ее части, или назначение наказания в размере ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи либо ее части, Кодекс РФ об административных правонарушениях не предусматривает.
Не могут быть приняты во внимание доводы о том, что технический кислород используется в медицинских целях учреждением вынужденно, в состоянии крайней необходимости. В соответствии со ст.2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Указывая на применение МБМУ «Название» технического кислорода, заявитель ссылается на отсутствие в Пермском крае поставщиков кислорода медицинского. Вместе с тем, как следует из материалов дела использование технического кислорода, не являющегося лекарственным средством и незарегистрированного как лекарственное средство, является длительным, сведения о том, что за период с 11.01.2012 г. (дата заключения договора поставки продукции с ИП Р.) учреждением принимались меры для решения вопроса о закупке медицинского кислорода, отсутствуют. Обстоятельства, которые бы свидетельствовали о невозможности приобретения учреждением медицинского кислорода, не приводятся. Отсутствие поставщиков в Пермском крае к таким не относится.
Относительно доводов о том, что нарушения допущены по вине должностных лиц, то в соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обеспечение реальной возможности осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельности в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства является именно обязанностью МБМУ «Название». В ходе производства по делу не было установлено обстоятельств, из которых следовало бы, что у МБМУ «Название» отсутствовала возможность для соблюдения требований и условий лицензии, учреждением были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Ссылка на то, что нарушения допущены должностными лицами, в данном случае правового значения при решении вопроса о привлечении к административной ответственности юридического лица не имеет.
Кроме того, поскольку именно в отношении МБМУ «Название» возбуждено дело об административном правонарушении по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, то с учетом положений ст. 26.1 КоАП РФ привлечение к участию сотрудников учреждения в целях защиты их прав не требовалось.
Административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и вмененное МБМУ «Название», не может быть признано малозначительным с учетом количества выявленных нарушений, их характера, осуществляемой юридическим лицом медицинской деятельностью, возможности угрозы жизни и здоровью пациентов.
Процессуальные нарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые бы повлияли на законность принятого по делу постановления, не установлены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
Постановление судьи Кунгурского районного суда г. Перми от 31.07.2012 г. без изменения, жалобу муниципального бюджетного медицинского учреждения «Название» - без удовлетворения.
Судья- Е.С. Филатова