Об оспаривании постановления главы поселковой администрации



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

г. Орел 23 декабря 2010 года

Президиум Орловского областного суда в составе:

Председательствующего: Волкова В.Н.

членов Президиума: Дорохина В.Г.

Саниной Л.Л. Некрасовой Н.А. Шевченко Э.Н.

при секретаре: Шоренко М.А.

рассмотрел гражданское дело по заявлению Грызловой Н.В. о признании незаконным постановления главы администрации Судбищенского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области <данные изъяты>, на основании определения судьи областного суда Сабаевой И.Н. о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу.

Заслушав дело по докладу судьи Орловского областного суда Саниной Л.Л., Президиум Орловского областного суда

УСТАНОВИЛ:

Грызлова Н.В. 25 февраля 2010 года обратилась в суд с заявлением о признании постановления главы администрации Судбищенского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области <данные изъяты> незаконным и об обязании администрации Судбищенского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указывала, что проживает в <данные изъяты> в трехкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> в которой ей принадлежит 1/5 доля в праве общей долевой собственности, что составляет 18,16 кв.м.

Поскольку в данной квартире, кроме неё, зарегистрированы и проживают ещё семь человек, она обратилась в администрацию Судбищенского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако ей было в этом отказано по тем основаниям, что она умышленно ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировав на своей жилой площади мужа - <данные изъяты>

Заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку <данные изъяты> постоянно проживает вместе с ней в <данные изъяты> с 2003 года, то есть с момента регистрации брака.

Решением Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 04 марта 2010 года постановлено:

«В удовлетворении заявления Грызловой Натальи Владимировны о признании незаконным постановления главы администрации Судбищенского сельского поселения Новодеревеньковского района Орловской области <данные изъяты> отказать».

Определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 14 апреля 2010 года решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 04 марта 2010 года оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Грызлова Н.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как незаконных.

Указывает на то, что выводы суда о том, что она умышленно ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировав на своей жилой площади мужа -Грызлова Н.С. не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку <данные изъяты> хотя и был зарегистрирован в <данные изъяты> в доме своих родителей, однако постоянно с 2003 года проживает вместе с ней и ребенком в <данные изъяты>.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и определение судьи областного суда, выслушав Грызлову Н.В. и её представителя Чернову Е.В., поддержавших доводы жалобы, Президиум Орловского областного суда находит, что решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 04 марта 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 14 апреля 2010 года подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как следует из ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами Республик в составе Российской Федерации.

Из материалов гражданского дела усматривается, что Грызлова (Шишова) Н.В. вместе с членами семьи - мужем <данные изъяты> и сыном <данные изъяты> проживает в трехкомнатной квартире по адресу: <данные изъяты>

Кроме них по указанному адресу проживают и зарегистрированы: <данные изъяты>

Грызловой (Шишовой) Н.В. принадлежит на праве собственности 1/5 доля в праве на квартиру <данные изъяты>

<данные изъяты> 13 ноября 2009 года был зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>

Вместе с тем при рассмотрении дела судом установлено и не оспаривалось сторонами, что <данные изъяты> постоянно проживает по указанному адресу с 2003 года.

Указанное обстоятельство также подтверждается:

справкой администрации Судбищенского сельского поселения от <данные изъяты> из которой следует, что <данные изъяты> с <данные изъяты> по <данные изъяты> проживал без регистрации по адресу: <данные изъяты>, а 13 ноября 2009 года был зарегистрирован по указанному адресу <данные изъяты>

справкой администрации Судбищенского сельского поселения от <данные изъяты>, в которой указано, что Грызлова Н.В. ведет совместное хозяйство вместе с мужем <данные изъяты> с августа 2003 года по день выдачи справки <данные изъяты>

показаниями допрошенных судом свидетелей <данные изъяты>

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

С учетом изложенного выше, а также норм материального права, действия по регистрации на принадлежащей Грызловой (Шишовой) Н.В. жилой площади супруга <данные изъяты> нельзя признать недобросовестными и направленными на создание искусственного ухудшения жилищных условий, поскольку в результате таких действий <данные изъяты> был только зарегистрирован по месту своего постоянного проживания.

Таким образом, районный суд и суд кассационной инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Грызловой (Шишовой) Н.В., пришли к ошибочному выводу о том, что заявитель намеренно ухудшила свои жилищные условия для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно ч.2 ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с п.2 ч.1 и ч.2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

По данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию является выяснение обстоятельств, свидетельствующих об обеспеченности семьи заявителя площадью жилого помещения в соответствии с учетной нормой, установленной представительным органом местного самоуправления, а также выяснение наличия жилых помещений занимаемых заявителем и членами его семьи по договорам социального найма и принадлежащих им на праве собственности.

Именно от этих обстоятельств зависит решение вопроса о постановке Грызловой (Шишовой) Н.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Между тем, суд данные обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, оставил без внимания, в то время как они нуждаются в проверке и оценке судом в соответствии с требованиями закона.

Из материалов дела усматривается, что 1/5 доля в праве собственности на квартиру принадлежащая Грызловой (Шишовой) Н.В., в которой она проживает вместе с членами семьи - мужем <данные изъяты> и сыном <данные изъяты> составляет 18,16 кв.м. общей жилой площади <данные изъяты>

Решением Судбищенского сельского Совета народных депутатов от <данные изъяты> установлено, что в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях учетная норма составляет 12 кв.м. общей площади помещения на одного гражданина (<данные изъяты>

С учетом всех членов семьи- Грызловой (Шишовой) Н.В., <данные изъяты> и <данные изъяты>, общая жилая площадь на одного человека составляет -

18,16 кв.м. : 3 = 6,05 кв.м.

Вместе с тем, для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи заявителя, с учетом положений ч.2 ст.51 ЖК РФ, необходимо выяснить имеются ли у Грызловой (Шишовой) Н.В., её мужа <данные изъяты> и несовершеннолетнего сына <данные изъяты> помещения, занимаемые ими по договорам социального найма или принадлежащие им на праве собственности, включая жилые помещения, находящиеся в других населенных пунктах.

Таким образом, решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 04 марта 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 14 апреля 2010 года нельзя признать законными.

В связи с допущенными существенными нарушениями норм процессуального права они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в районный суд.

Руководствуясь ст.ст. 387-388 ГПК РФ, Президиум Орловского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 04 марта 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 14 апреля 2010 года отменить.

Дело на новое рассмотрение направить в Новодеревеньковский районный суд Орловской области.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ


В.Н. ВОЛКОВ