ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА г. Орёл 15 сентября 2011 года Президиум Орловского областного суда в составе: Председательствующего : членов Президиума: Волкова В.Н. Дорохина В.Г. Рогачевой В.Н. Некрасовой Н.А. при секретаре Минайчевой О.А. рассмотрел гражданское дело по заявлению Маркина Владислава Геннадьевича к администрации г. Орла о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство в связи с надзорной жалобой Маркина Владислава Геннадьевича на основании определения судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И. о передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции по существу. Заслушав дело по докладу судьи Орловского областного суда Циркуновой О.М., заслушав представителей Маркина В.Г.- Волобуева В.В. и Маркина М.Г., поддержавших доводы надзорной жалобы, возражения представителя администрации г.Орла Канатниковой Е.М., Президиум Орловского областного суда УСТАНОВИЛ: Маркин В.Г. обратился в суд с заявлением к администрации г. Орла о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство. В обоснование требований указывал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по адресу: г. Орёл, ул. ... С учётом условий, указанных в договоре аренды, он получил проектную и рабочую документацию на строительство объекта торговли. Вопрос о проведении данного строительства на указанном участке был согласован с Управлением культуры администрации г. Орла, Комитетом по строительству, архитектуре и землепользованию городского Совета народных депутатов, Департаментом образования, культуры и спорта Орловской области, Природоохранной прокуратурой. Однако при обращении в администрацию г. Орла для выдачи разрешения на строительство данного объекта торговли, ему было отказано со ссылкой на то, что эскизный проект фасада здания общественного назначения не был одобрен городским Советом народных депутатов, как это предусмотрено Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 15.03.2002года №46/870-ОС «О заповедной зоне г. Орла». Данный отказ заявитель считает незаконным, поскольку указанное Постановление Орловского областного Совета народных депутатов в части необходимости согласования с городским Советом народных депутатов вопроса о проведении работ по новому строительству в заповедных зонах противоречит федеральному законодательству, в соответствии с которым такое строительство возможно после согласования лишь с государственными органами охраны памятников культуры. Решением Советского районного суда г. Орла от 15 июля 2011г. постановлено: «Маркину Владиславу Геннадьевичу в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство -отказать». Определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 августа 2011 года решение Советского районного суда г. Орла от 15 июля 2011 года оставлено без изменения. В надзорной жалобе Маркин В.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, как незаконных. Указывает на то, что выводы суда о том, что для выдачи разрешения на строительство нового объекта в заповедной зоне необходимо согласование с представительным органом местного самоуправления, противоречат действующему федеральному законодательству, которое не предусматривает такого согласования. Полагает, что администрация г. Орла отказала ему в выдаче разрешения на строительство по основанию, не предусмотренному законом (ст. 51 ГрК РФ). Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и определение судьи областного суда, президиум находит, что жалоба подлежит удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене как постановленные с нарушением норм материального права. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным отказа администрации г. Орла в выдаче разрешения на строительство объекта недвижимости, суд исходил из того, что процедура согласования эскиза фасада возводимого объекта торговли с Орловским городским Советом народных депутатов, является обязательной. При этом суд при принятии решения руководствовался Постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 15.03.20002г. №46/870 ОС «О заповедной зоне города Орла». С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд кассационной инстанции. Между тем, с состоявшимися по делу судебными постановлениями нельзя согласиться, поскольку они вынесены с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным Законом (ст. 2 ФЗ от 25.06.2002г. №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Статьёй 9.3 вышеуказанного Федерального Закона определены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым относится, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. В силу п. 8, п. 13 ч. 2 ст. 33 названного Федерального Закона государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, кроме прочего, выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ; иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия. Статьёй 35 Закона №73-ФЗ определено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются: в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. В Орловской области принят и действует Закон №931-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Орловской области». Частью 2 статьи 13 указанного Закона предусмотрено, что характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются органом специальной компетенции области в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного значения. В соответствии с ч. 3 названной статьи Закона установлено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта культурного наследия осуществляется: в отношении объекта культурного наследия регионального значения по согласованию с органом специальной компетенции области; в отношении объекта культурного наследия местного значения - по согласованию с органом специальной компетенции области и с соответствующим органом местного самоуправления, на территории которого находится объект культурного наследия. Исходя из системного анализа вышеуказанных правовых норм, а также во взаимосвязи с положениями ст. ст. 12, 33 Устава г. Орла, принятого постановлением Орловского городского Совета народных депутатов №72/753-ГС от 22.06.2005г., определивших полномочия представительного и исполнительного органов местного самоуправления, согласование строительных работ на территории достопримечательного места не относится к компетенции представительного органа местного самоуправления. Согласно ст. 33 Устава г. Орла администрация города осуществляет все мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия на территории муниципального образования. Органом специальной компетенции исполнительного органа местного самоуправления является Управление культуры города, основными задачами которого в соответствии с Положением «Об управлении культуры администрации города Орла» в редакции, утверждённой постановлением №694 от 10.03.2009г., являются, в том числе, сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального значения), расположенных в границах города Орла. Как видно из материалов гражданского дела, Маркин В.Г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по адресу: г. Орёл, ул. ..., рядом с кинотеатром ..., находящегося в «заповедной зоне». В соответствии с соглашением к Договору аренды земельного участка, заключённым между заявителем и Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области от .... указанный земельный участок предоставлен ему для строительства объекта торговли (л.д. 24-30). До заключения договора Маркиным В.Г. были получены соответствующие заключения (градостроительное, технические условия на подключение к газораспределительной сети, к сетям коммунального водоснабжения, и др.), а также согласования Управления культуры администрации г. Орла и Департамента образования, культуры и спорта о возможности размещения объекта на территории, прилегающей к объекту культурного наследия муниципального значения - кинотеатру ... (л.д. 31-46). Между тем, администрация г. Орла отказала ему в выдаче разрешения на строительство объекта в связи с отсутствием согласования эскизного проекта здания с Орловским городским Советом народных депутатов, предусмотренного постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 15.03.2002г. «О заповедной зоне г. Орла» (л.д. 8). При разрешении заявленных требований судом установлено, что до вынесения администрацией г. Орла решения об отказе Маркину В.Г. в выдаче разрешения на строительство объекта вопрос о согласовании эскизного проекта фасада здания рассматривался на заседании Орловского городского Совета народных депутатов 26.05.2011г., однако положительного решения депутатами принято не было (л.д. 102). В силу ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К заявлению о выдаче должен быть приложен определённый перечень документов, предусмотренный данной статьёй. Истребование дополнительных документов не допускается. Материалами дела установлено, что все предусмотренные указанной нормой права документы Маркиным В.Г. были представлены администрации г. Орла. Ссылка на Положение о заповедной зоне г. Орла (историко-культурном заповедном месте), утверждённое постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 15.03.2002 г. №46/870-ОС «О заповедной зоне города Орла», является несостоятельной. Указанное Положение было принято в соответствии с ранее действующим Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15.12.1978г., который утратил силу в связи с принятием Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002г., за исключением статей 20.31, 34, 35,40, 42. Из действующих две статьи регламентируют порядок согласований, а именно: в соответствии со ст. 40 Закона проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Согласно ч. 2 ст. 42 проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры. В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" впредь до начала проведения историко-культурной экспертизы в порядке, установленном данным Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года, сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленные статьями 31, 34, 35, 40, 42 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Между тем, в силу статьи 34 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" при установлении зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения предусматривается согласование только с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Следовательно, указанный порядок предусматривает согласование с государственными органами охраны памятников, Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Таким образом, ни в одном из приведенных действующих законов не предусмотрено согласование проекта, в том числе эскизного фасада здания, с представительным органом местного самоуправления. Вышеуказанное Положение «О заповедной зоне города Орла» не является законом субъекта Российской Федерации. В силу ст. 19 Федерального №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными правовыми актами не допускается. Исходя из смысла вышеприведенных правовых норм, согласование эскизного проекта фасада нежилого здания, которое намерен возвести Маркин В.Г. в «заповедной зоне» г. Орла возле кинотеатра ..., с городским Советом народных депутатов не требуется. При таких обстоятельствах, решение Советского районного суда г. Орла от 15 июля 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 августа 2011 года нельзя признать законными и обоснованными. Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но неправильно применен материальный закон, президиум Орловского областного суда полагает возможным, не передавая дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Маркина В.Г. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387-388 ГПК РФ, президиум Орловского областного суда, ПОСТАНОВИЛ: Решение Советского районного суда г. Орла от 15 июля 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 10 августа 2011 года отменить. Заявление Маркина Владислава Геннадьевича удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации г. Орла в выдаче разрешения на строительство от ... года за № .... Обязать администрацию г. Орла рассмотреть заявление Маркина В.Г. о выдаче разрешения на строительство в строгом соответствии с действующим законодательством. Взыскать с администрации г. Орла в пользу Маркина В.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере ... рублей». ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЩИЙ: В.Н. ВОЛКОВ