о взыскании недополученной пенсии и морального вреда



ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ

СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2011 г. г. Орёл

Орловский областной суд в составе:

Председательствующего судьи областного суда Циркуновой О.М.

Адвоката Скурихина С.В., представившего ордер № 49 от 13.05.2011г.

при секретаре: Камаловой А.В.

рассмотрел в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабузова Г.С. к Военному комиссариату Орловской области о взыскании недополученной пенсии и морального вреда

У С Т А Н О В И Л :

Лабузов Г.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Орловской области о взыскании суммы недополученной пенсии и денежной компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указывал, что в декабре <дата> он был уволен в запас из военного представительства Министерства обороны РФ. С указанного времени ему была назначена и выплачивается пенсия по выслуге лет.

Однако в период с 1 января 1993 года по 1 июля 2002 года пенсия ему выплачивалась в меньшем размере, чем было предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии с Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации №65 от 27 января 1993г. Министерству обороны было предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов внутренних дел применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением.

Согласно указанному Постановлению, Министром обороны 27 января 1993г. был издан приказ №020, пунктом 9 которого было предусмотрено произвести перерасчет с 1 января 1993г. пенсий, ранее назначенных лицам офицерского состава, прапорщикам мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, военнослужащим-женщинам и их семьям, исходя из увеличенного в соответствии с настоящим приказом денежного содержания военнослужащих, состоящих на действительной военной службе.

Во исполнение приказа Министра обороны ранее занимаемой истцом должности «начальник группы» был присвоен 17 тарифный разряд с должностным окладом в размере <...>.

Однако в нарушение закона, Военным комиссариатом Орловской области размер пенсии ему исчислялся исходя из должностного оклада соответствующего 12 тарифному разряду. В связи с чем, перед ним у ответчика образовалась задолженность, размер которой с учетом индексации составляет <...>.

Поскольку Военный комиссариат Орловской области необоснованно отказывал в перерасчете пенсии, он в течение этих лет испытывал стрессовое состояние, поэтому просил также суд взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере <...>.

Помимо того, истец Лабузов Г.В. просил суд взыскать в его пользу понесенные им расходы на оплату услуг представителя в размере <...>.

Определением суда от 31 мая 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

В судебном заседании Лабузов Г.С. и его адвокат Скурихин С.В. по указанным основаниям в полном объеме поддержали заявленные требования.

Представитель Военного комиссариата Орловской области, представляющая также интересы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Министерства обороны РФ Сапунова Т.В. заявленные исковые требования не признала, указывая, что в спорный период времени пенсия Лабузову Г.С. была назначена и выплачивалась в строгом соответствии с действующим законодательством.

Расчет пенсии Лабузова Г.С. и её индексация производилась исходя из должностного оклада истца в размере <...> по последней занимаемой им должности.

Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации №65 от 27 января 1993г. были определены размеры должностных окладов по типовым должностям, и п.2 названного Постановления Министру обороны было предписано установить размеры должностных окладов всем остальным категориям военнослужащих, а также привести пенсии пенсионерам Минобороны в соответствие с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий. Такой порядок был определен приказом Министра обороны РФ №020 от 27 января 1993г. «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты». Для перерасчета пенсий в соответствии с должностными окладами действующих военнослужащих соответствующих категорий и но нормам нового Закона были разработаны специальные Указания Главного Управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, которые предусматривали порядок перерасчета пенсии в связи с переходом с 01 февраля 1993года на новый пенсионный Закон РФ №4468-1 от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Так как в личных делах пенсионеров имелись сведения о размере должностного оклада на перерасчет августа 1992 года, в котором были применены размеры должностных окладов по состоянию на июнь 1992 года, а оклады по воинским званиям на 1 августа 1992 года, то в полном соответствии с названным приказом по размерам должностных окладов с июня 1992 года были установлены размеры должностных окладов на 1 января 1993г.

Для автоматизации перерасчета пенсий для пенсионеров были введены машинные коды должностей, состоящие из 4 цифр, первые две цифры означали тарифный разряд, а две последующие от 01 до 10 «шаг тарифного разряда». При этом установление кода не означало присвоение пенсионеру тарифного разряда, поскольку действующим законодательством тарифные разряды на тот период времени не утверждались.

В соответствии с таблицами перерасчета, являющимися приложениями к названым Указаниям с 01 февраля 1993г. истцу был произведен перерасчет пенсии исходя из должностного оклада, соответствующего <...>, который впоследствии индексировался.

Соответствующие изменения в порядок установления должностных окладов военнослужащих и их тарификации были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года №462, которым с 01 июля 2002 года были предусмотрены новые единые подходы к установлению окладов по воинским должностям, когда истцу и был произведен перерасчет пенсии исходя из 24 тарифного разряда, соответствующего ранее занимаемой им должности.

С учетом изложенного, просила истцу в удовлетворении заявленных исковых требований о перерасчете пенсии и взыскании задолженности отказать.

Полагала, также не основанными на действующем законодательстве требования истца о взыскании денежной компенсации морального вреда, поскольку в данном случае Лабузовым Г.С. заявлены требования имущественного характера, обстоятельств, подтверждающих причинение истицу физических или нравственных страданий в связи с неправильным исчислением пенсии установлено не было.

В связи с тем, что оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имелось, то считала необходимым отказать и в удовлетворении требований истца Лабузова Г.С. о взыскании расходов на оплату услуг представителя.

Выслушав объяснения истца Лабузова Г.С. и его адвоката Скурихина С.В., поддержавших заявленные требования, возражения представителя Военного комиссариата Орловской области и третьего лица –Министерства обороны Российской Федерации –Сапунову Т.В., показания свидетелей, исследовав представленные суду документы и материалы гражданского дела, суд считает, что требования Лабузова Г.С. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) устанавливалось, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Порядок исчисления пенсий военнослужащим установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 941 от 22 сентября 1993 г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 9 которого в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным с военной службы военнослужащим включается, в том числе оклад по последней штатной должности.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. №65 с 1 января 1993 г. были установлены размеры должностных окладов военнослужащих, проходящих службу, в том числе должностные оклады лиц офицерского состава по основным типовым должностям в пределах от минимума до максимума. Министру обороны Российской Федерации предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих, применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением.

Исходя из положений указанного Постановления конкретный персональный оклад по воинской должности устанавливался командиром соответствующего воинского подразделения каждому военнослужащему индивидуально, и вносился в расчетную книжку военнослужащего, содержащую сведения о размере должностного оклада на день увольнения.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 января 1993г. № 020 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты» определен порядок установления тарифных разрядов и соответствующих им окладов по должностям офицерского состава воинских частей, в соответствии с которым установлены размеры должностных окладов военнослужащих с 1 февраля 1993 г.

Письмом начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации В.Воробьева от 25 февраля 1993г. №180/13/1-91 начальникам финансовой службы военных округов, военным комиссарам Республик в составе Российской Федерации, областным, Московскому и Санк-Петербургскому городским военным комиссарам были даны письменные разъяснения «О порядке пересмотра пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1993г. №65. В пункте 2 названного письма указывалось, что должностные оклады соответствующих категорий военнослужащих, принимаемые в расчет для перерасчета с 1 февраля 1993г. пенсий, выплачиваемых пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, определяются на основании схем окладов, установленных с 1 января 1993г., которые приведены в приказе Министра обороны Российской Федерации 1993 года №020. При этом для облегчения работы могут быть использованы данные об изменении должностных окладов военнослужащих, приведенные в приложении №1 к настоящим Указаниям. В этом приложении приведены должностные оклады по состоянию на 1 июня 1992г, пенсии военнослужащим и их семьям, должностные оклады, существовавшие с 1 ноября 1992г и принимаемые в расчет при назначении с этого времени пенсий, и соответствующие им должностные оклады, установленные с 1 января 1993г, исходя из которых подлежат перерасчету выплачиваемые пенсии. Пользуясь разделом 1 приложения, необходимо иметь в виду, что содержащиеся в нем примечания 1-5,13,14 и 20 касаются только тех пенсионеров из числа указанных в примечаниях офицеров и членов их семей, пенсии которым были назначены до 1991 года, а в последующем неоднократно пересматривались с определением должностных окладов в расчетном порядке.

По делу установлено, что <дата> истец Лабузов Г.С. был уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе с должности начальника группы <...> военного представительства Министерства обороны СССР <...>

Первоначально размер пенсии истцу был исчислен исходя из его должностного оклада <...> (с учетом прибавки взамен продпайка <...>), который в последующем индексировался с учетом действующего законодательства.

Начиная с 1 января 1993г. на основании специальных Указаний Главного Управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации от 25 февраля 1993г., изданными во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации №020 от 27 января 1993г. «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты», пенсия истца была пересчитана в соответствии со специальными таблицами перерасчета. В соответствии с таблицами пересчета должностному окладу истца на 1 января 1993 года соответствовал должностной оклад равный <...>, а код его должности был <...>

То обстоятельство, что всем пенсионерам Министерства обороны расчет пенсии производился в соответствии со специально разработанными таблицами подтвердили суду допрошенные в качестве свидетелей начальник отдела социального обеспечения военного комиссариата Орловской области ФИО10 <...> и начальник отдела по подсчету выслуги лет и контролю за назначением пенсий Федерального бюджетного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г.Москве и Московской области» ФИО11 (<...>

Помимо того, по делу установлено, что ранее занимаемая истцом должность «начальника группы» военного представительства не относилась к типовой, поскольку не была приведена в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 27 января 1993г. № 020 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты».

Тот факт, что в приложении №1 к постановлению Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 27 января 1993года №65, на основании которого и был издан названный приказ, указана должность «начальника группы», никак не может свидетельствовать о том, что эта должность относится к ранее занимаемой истцом, поскольку эта должность отнесена к центральному аппарату Министерства обороны РФ, где истец не служил.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель вправе определять механизм реализации данного конституционного права (статья 39, часть 2), в том числе устанавливать виды пенсий, основания приобретения права на них отдельными категориями граждан и правила исчисления их размеров.

Осуществляя предоставленные ему полномочия, федеральный законодатель в статьях 43 и 49 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» определил, с учетом каких именно составляющих и в каком порядке денежное довольствие лиц, указанных в статье 1 названного Закона (в том числе проходивших военную службу), учитывается для исчисления размеров их пенсий, а также предусмотрел порядок пересмотра назначенных пенсий при увеличении денежного довольствия соответствующих категорий граждан.

Учитывая изложенное, и исходя из того, что порядок перерасчета пенсий военнослужащим был определен на основании специальных Указаний Главного Управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации от 25 февраля 1993г., изданных во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации №020 от 27 января 1993г. «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты», а, также учитывая тот факт, что ранее занимаемая истцом должность не являлась типовой, у суда оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Новые единые подходы к установлению окладов по воинским должностям были на законодательном уровне определены только в 2002 году.

Федеральным законом от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» был изменен порядок определения размеров окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих и установлено, что оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются Министром обороны Российской Федерации применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002г. № 462, принятым во исполнение указанного Федерального закона от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2002 г. № 249 «О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих», Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащих», установлены новые должностные оклады по типовым должностям военнослужащих, проходящих военную службу. Названным постановлением на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность при установлении указанных окладов руководствоваться едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. № 537.

Приказом Министра обороны Российской Федерации №245 от 28 июня 2002 г., установлено выплачивать с 1 июля 2002 г. месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями в размерах в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности.

В соответствии с вышеназванными актами с 1 июля 2002 года пенсия, назначенная истцу, была пересмотрена применительно к 24 тарифному разряду.

При этом вышеприведенные нормы законодательства не содержат указания на возможность распространения такого порядка на правоотношения, возникшие ранее их вступления в законную силу.

В связи с изложенным, несостоятельными являются утверждения истца о том, что поскольку ранее занимаемая им должность начальника группы <...> представительства с 1 января 1993года была протарифицирована по 17 тарифному разряду, начиная с 1 июля 2002 года ей присвоен 24 тарифный разряд, то и его пенсия в спорный период времени подлежала перерасчету исходя из оклада военнослужащего по 17 тарифному разряду, поскольку конкретный персональный оклад по воинской должности устанавливался командиром соответствующего воинского подразделения каждому военнослужащему индивидуально, и вносился в расчетную книжку военнослужащего, а в отношении лиц, находящихся на пенсии был установлен иной порядок пересчета пенсии.

Ошибочным является и довод истца о том, что ему при исчислении пенсии в период с 1 января 1993г. по 1 июля 2002года был установлен 12 тарифный разряд, поскольку судом установлено, что тарифных разрядов для пенсионеров на тот период времени не устанавливалось, так называемые тарифные разряды были введены для автоматизации пересчета пенсий.

В соответствии с п.1 ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Ввиду того, что истцом Лабузовым Г.С. по настоящему делу заявлены требования имущественного характера, в удовлетворении которых судом ему отказано, то у суда не имеется оснований и для удовлетворения требований истца о взыскании в его пользу денежной компенсации морального вреда.

Не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании понесенных расходов на оплату услуг представителя.

В силу ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку судом истцу отказано в полном объеме в удовлетворении его требований, то не имеется оснований для взыскания в его пользу расходов на оплату представителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Лабузова Г.С. к Военному комиссариату Орловской области о взыскании недополученной пенсии и морального вреда- отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течении десяти дней.

Судья Орловского

областного суда О.М. Циркунова