о досрочном назначении трудовой пенсии по старости



Дело № 33-177

Докладчик Майорова Л.В. Федеральный судья Конкина Е.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 февраля 2012 г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Георгиновой Н.А., Майоровой Л.В.,

при секретаре Журавлевой И.Ю.,

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области на решение Свердловского районного суда Орловской области от 26 декабря 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Блинкова П.Л. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области о досрочном назначении пенсии по старости удовлетворить.

Признать за Блинковым П.Л. право на досрочное назначение пенсии по старости.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области с <дата> назначить Блинкову П.Л. досрочно трудовую пенсию по старости».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Майоровой Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Блинков П.Л. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указывал, что ответчиком было отказано в удовлетворении его обращения о назначении трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года по тому основанию, что не доказан факт его постоянного проживания в д. Хотетово Свердловского района Орловской области в период с 26.04.1986 года по 16.06.2005 года на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Считал данный отказ неправомерным, поскольку он представил в пенсионный орган достаточные доказательства его проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поэтому просил обязать ответчика назначить ему пенсию по старости со снижением пенсионного возраста с момента его обращения.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Считает необоснованным вывод суда о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в период с 26.04.1986 года по 16.06.2005 года в д. Хотетово Свердловского района, поскольку в оспариваемый период истец был зарегистрирован по месту жительства в г. Орле.

Указывает, что суд необоснованно обязал назначить истцу пенсию с момента его обращения в пенсионный орган, поскольку факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии, был установлен решением суда только 26.12.2011 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В силу п. 8 ч. 1 статьи 13 указанного Закона граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.

Согласно примечанию к ст. 35 указанного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с Перечнями населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Распоряжением Правительства РСФСР №237-р от 28.12.1991 г. и Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г., деревня Хотетово Орловской области относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции от 18.07.2006 г.) в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Судом было установлено, что <дата> истец обратился в УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости (л.д. 35-36).

<дата> Блинкову П.Л., <дата> года рождения, исполнилось <дата> лет (л.д. 3).

Основанием к отказу в назначении истцу пенсии со снижением общеустановленного возраста послужило отсутствие факта постоянного проживания истца в течение 12 лет на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 6-7).

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, исходил из того, что, будучи зарегистрированным по месту жительства в период с 15 января 1982 года по 16 июня 2005 г. в г. Орле по адресу: <адрес>, истец фактически с момента рождения постоянно проживает в д. Хотетово Свердловского района Орловской области.

Данные обстоятельства подтверждены справкой уличного комитета Железнодорожного района г. Орла (л.д. 8), справками администрации Яковлевского сельского поселения (л.д. 9, 45), показаниями свидетелей ФИО7 и ФИО8 (соседи истца), ФИО9 (тетя истца), главой администрации Яковлевского сельского поселения ФИО10 (л.д. 58, 61, 63), а также справкой МОУ «Хотетовская основная общеобразовательная школа», где указано, что дети истца обучались в указанной школе с 1984 г. по 1998 г. и проживали совместно с родителями в д. Хотетово Свердловского района Орловской области (л.д. 44).

Также из договора от 5 декабря 1998 года между Орловским УМГ и Блинковым П.Л. видно, что в его доме в д. Хотетово в указанный период времени выполнялись работы по техническому обслуживанию газового оборудования (л.д. 44).

Свидетельствами о регистрации по месту пребывания подтверждено, что в период с 27.02.2003 г. по 15.08.2005 г. истец был зарегистрирован в д. Хотетово Свердловского района Орловской области по месту пребывания (л.д. 46-48).

Установив изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что период постоянного проживания истца в д. Хотетово Свердловского района Орловской области с 26 апреля 1986 года по 22 июня 2005 года должен быть учтён ему при назначении пенсии, и дает ему право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», на 3 года.

Довод кассатора о том, что в указанный период истец был зарегистрирован по месту жительства в г. Орле не имеет правового значения, поскольку сам по себе факт регистрации не может служить основанием для ограничения реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законами Российской Федерации.

Не может служить основанием к отмене решения и довод жалобы о том, что суд необоснованно обязал назначить истцу пенсию с <дата>

В силу ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку истец обратился в пенсионный орган <дата>, а <дата> он достиг <дата>-летнего возраста, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, суд правильно обязал ответчика назначить ему пенсию с указанной даты.

Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда Орловской области от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья Судьи: