признание права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом



Дело № 33-251

Докладчик Угланова М.А. Федеральный судья Бурцев Е.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Углановой М.А.

судей Зубовой Т.Н., Орловой Е.А.

при секретаре Наумовой Н.М.

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 11 января 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Канукова Б.Х. удовлетворить.

Признать за Кануковым Б.Х. право на назначение пенсии по старости досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить Канукову Б.Х. пенсию с 22 ноября 2011 года.»

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кануков Б.Х. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В обоснование требований указал, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС в назначении пенсии ему было отказано, на том основании, что факт его проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтверждается регистрацией по месту жительства.

Считая данный отказ незаконным, ссылался на то, что в период с <дата> по настоящее время проживает по адресу: <адрес>, т.е. в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Полагая, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, просил признать за ним право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года и обязать ответчика назначить ему пенсию с <дата>

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права.

Ссылается на то, что истец не имеет права на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку период его проживания в зоне с льготным социально – экономическим статусом с <дата> по <дата> не подтвержден регистрацией по месту жительства.

Считает, что период проживания Канукова Б.Х., подтвержденный регистрацией по месту жительства, на территории с льготным социально-экономическим статусом составляет 6 лет 6 мес.11 дней, что дает ему право на досрочное назначение пенсии в возрасте 59 лет.

Кроме того, полагает, что поскольку на день обращения истца в Управление с заявлением о назначении пенсии <дата> право на пенсию не возникло, то правовых оснований для назначения пенсии с <дата> не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Пальчикову И.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения на жалобу Канукова Б.Х., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 34 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.91г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В соответствии со ст.1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Статья 2 названного Закона признает местом жительства - жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3 указанного Закона, регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

В соответствии с Перечнями населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.91 г. и Постановлением правительства РФ № 1582 от 18.12.97 г., территория населенного пункта – <адрес> относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из материалов дела следует, что <дата> ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области Канукову Б.Х. было отказано в праве на снижение общеустановленного пенсионного возраста на три года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом из-за отсутствия регистрации по месту жительства на загрязненной территории.

Согласно паспортным данным Кануков Б.Х., <дата> года рождения, с <дата> по <дата> был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 15-17).

<дата> истец приобрел в собственность земельный
участок, площадью <...> га с недостроенным жилым домом по адресу:
<адрес>, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка, актом приемки в эксплуатацию законченного строительства индивидуального жилого дома и хозпостроек от <дата>, сметой на строительство жилого дома, свидетельством о регистрации права от <дата> земельного участка и жилого дома (л.д. 12-14), с <дата> Кануков Б.Х. зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу.

При разрешении спора судом установлено, что с <дата> по настоящее время Кануков Б.Х. фактически проживает в <адрес>, что подтверждается справкой администрации Неполодского сельского поселения от <дата>, из которой также следует, что указанная территория с <дата> по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д. 9).

Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой МОУ средней общеобразовательной школы <адрес> от <дата>, из которой следует, что дочь истца ФИО 5 <дата>., с 1995 по 2002 годы обучалась в данной школе, была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.33-51), а также показаниями свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4 (л.д.65-69).

Кроме того, вступившим в законную силу решением Заводского районного суда г. Орла от <дата> исковые требование ФИО1 (супруги истца ) к ГУ УПФ Р в г.Орле Орловской районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи со снижением общеустановленного возраста удовлетворены в полном объёме.(л.д.6-10)

Указанным решением установлен факт постоянного проживания супруги истца ФИО1 с семьей в <адрес>, <адрес> с 1995 года.

Таким образом, установив, что в период с 1995 года по настоящее время истец постоянно проживает в <адрес>, которая с <дата> по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Кануков Б.Х. имеет право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на три года в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Довод апелляционной жалобы ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о том, что факт проживания может быть подтвержден исключительно регистрацией по месту жительства, является несостоятельным, т.к. основан на неправильном толковании норм материального права, поэтому не может повлечь отмену решения суда.

Не влияет на законность решения суда и довод жалобы ответчика в той части, что отсутствуют правовые основания для назначения истцу пенсии с <дата>.

В соответствии со ст. 19 ч. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Поскольку <дата> истцу исполнилось 57 лет, и его право на уменьшение общеустановленного возраста выхода на пенсию нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд правильно обязал ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе назначить истцу трудовую пенсию по старости с момента его обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с <дата>.

Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношениям, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда г. Орла от 11 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об отмене решения - без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>