Дело № 33-408 Докладчик Сафронова Л.И. Федеральный судья Гапонова Е.М. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 марта 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего судьи Забелиной О.А., судей Майоровой Л.В., Сафроновой Л.И. при секретаре Наумовой Н.М., в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда в г.Орле слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Чуковой В.И. на решение Советского районного суда г.Орла от 27 января 2012 года, которым постановлено: «Иск Чуковой В.И. удовлетворить частично. Включить периоды работы Чуковой В.И. с 01.03.1990 года по 01.10.1998 года в ПО «<...>» в стаж муниципальной службы и установить Чуковой В.И., <дата>, в стаж муниципальной службы 11 (одиннадцать) лет 1(один) месяц 28 (двадцать восемь) дней. В удовлетворении остальной части исковых требований Чуковой В.И. отказать». Заслушав дело по докладу судьи Орловского областного суда Сафроновой Л.И., объяснения Чуковой В.И., представителя администрации г.Орла Андреевой Н.В. судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Чукова В.И. обратилась в суд с иском к администрации г.Орла о включении периодов работы в стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. В обоснование заявленных требований указывала, что в период с 09.09.1976г. по 18.03.1985г. она занимала должность <...>, а с 18.03.1985г. по 01.03.1990г. являлась <...> в Управлении домами №4 г.Орла, с 20.11.1985г. работала в должности <...> ОМТС Управления «Орелоблкоммунэнерго», с 01.03.1990г. по 01.10.1998г. в должности <...> в ПО «Орелоблэнерго» (с 28.02.1996г. ГУДПП «Орелоблэнерго»). В апреле 2011г. коммисией по уточнению стажа муниципальной службы бывших работников администрации г. Орла заявление истицы от 21.03.2011г. о включении в стаж муниципальной службы указанных периодов работы было оставлено без удовлетворения, кроме включения в стаж периода работы в Центре комплексной социальной помощи отдела социальной защиты населения администрации Железнодорожного района г. Орла с 23.06.1999 г. по 16.01.2002 г.. Поскольку Управление домами №4, и в последующем ЖЭУ №4 г. Орла, «Орелоблэнерго» являлись государственными предприятиями, просила включить оспариваемые периоды работы в стаж, муниципальной службы и обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет. В судебном заседании истица неоднократно уточняла исковые требования, в окончательном варианте просила суд включить период ее работы с 01.03.1990г. по 01.10.1998г. в должности <...> в ПО «Орелоблэнерго», являющейся должностью <...>, исполняющего обязанности <...>, в Центре комплексной социальной помощи администрации Железнодорожного района, в стаж муниципальной службы, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, и установить ей стаж муниципальной службы 11 лет 01 месяц 28 дней, обязать ответчика назначить ей муниципальную пенсию с 18.10.2004г., по тем же основаниям. Судом постановлено указанное решение. В апелляционной жалобе Чукова В.И. просит решение Советского районного суда г.Орла от 27 января 2012 года отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает необоснованным вывод суда о том, что в настоящий момент у неё отсутствует право на назначение ей муниципальной пенсии, так как она письменно к ответчику с данным требованием не обращалась, а спорные отношения носят заявительный характер. Считает, что суд не учел того обстоятельства, что при обращении за назначением ей пенсии по старости у нее уже имелся стаж муниципальной службы более 10 лет, что позволяло ей в то время начислять муниципальную надбавку к пенсии за выслугу лет. Указывает на то, что суд не принял во внимание её доводы о том, что она неоднократно обращалась к руководителям администрации Железнодорожного района г.Орла в устной форме о начислении этой надбавки, но получала отказ. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Чуковой В.И., поддержавшей жалобу, объяснения представителя администрации г.Орла по доверенности Андрееву Н.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии ст.35 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-03 (в редакции от 03.03.2010г.) "О муниципальной службе в Орловской области" в стаж муниципальной службы Орловской области для назначения ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в Орловской области, для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, для поощрения за муниципальную службу в Орловской области и установления пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом засчитываются периоды работы (службы), которые были ранее включены (засчитаны) в установленном порядке в указанный стаж. Ранее назначенные доплаты к государственным пенсиям гражданам, проходившим муниципальную службу в Орловской области, по их выбору сохраняются либо назначаются пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом. В силу ст. 29 Закона Орловской области от 14.08.1997 N 46-03 "О муниципальной службе" муниципальным служащим устанавливаются надбавки за стаж муниципальной службы: при стаже муниципальной службы от 1 до 5 лет - в размере 5 процентов от должностного оклада, при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет - в размере 10 процентов от должностного оклада; при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет - в размере 15 процентов от должностного оклада; при стаже муниципальной службы свыше 15 лет - в размере 20 процентов от должностного оклада. Согласно ч.2 ст. 27 Закона Орловской области от 14.08.1997 N 46-03 "О муниципальной службе" в стаж муниципальной службы входит время нахождения на должностях в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В стаж муниципальной службы включается также время работы в аппаратах КПСС, ВЛКСМ, профсоюзных органов, органах народного контроля до 1 сентября 1991 года, время обучения в учебных заведениях по направлению этих органов, а также время работы по специальности, соответствующей специализации по замещаемой муниципальной должности. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе. Судом установлено, что в период с 09.09.1976г. по 18.03.1985г. истица занимала должность <...>, а с 18.03.1985г. по 01.03.1990г. являлась <...> в Управлении домами №4 г.Орла (с 01.10.1979г. переименовано в ЖЭУ №4 Треста жилищного хозяйства Советского района г. Орла), с 01.07.1980 г. назначена на должность <...> отдела снабжения, с 18.03.1985 года уволена в порядке перевода в Управление «Орелоблкоммунэнерго», с 18.03.1985г. принята переводом из ЖЭУ№4 производственного треста Советского района <...> ОМТС. 01.04.1985г. Орловское областное энергетическое эксплуатационное управление «Орелоблэнерго» реорганизовано в Орловское областное энергетическое производственное объединение «Орелоблэнерго», с 20.11.1985г. назначена <...> отдела материального технического снабжения, с 01.07.1987г. назначена <...> ОМТС, с 01.03.1990г. по 01.10.1998г. переведена в бухгалтерию и назначена <...>, с 01.04.1998г. переведена <...> в ПО «Орелоблэнерго» (с 28.02.1996г. ГУДПП «Орелоблэнерго»), с 23.06.1999 г. принята на должность <...> по социальной работе в Центр отдела социальной защиты населения временно с 23.06.1999г., с 01.10.1999г. переведена <...> по социальной работе в отделение срочной помощи, с 22.01.2001г. переведена на должность <...> отделения срочной помощи постоянно. 17.01.2002г. создан МСУ Центр СОП путем реорганизации (выделения) из состава отдела социальной защиты населения администрации Железнодорожного района, истица с 23.04.2002г. назначена на должность <...> по социальной работе по 10 разряду ЕТС отделения срочной социальной помощи. 09.01.2007г. МСУ Центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Орла переименован в Областное государственное учреждение Центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Орла. 09.07.2010 г. Областное государственное учреждение Центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Орла переименован в Областное государственное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Орла», где истица работает по настоящее время, что подтверждается записями в трудовой книжке истицы( <...>). С 18.10.2004г. истице была назначена и выплачивается пенсия по старости с уменьшением возраста на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.91г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». 21.03.11г. истица обратилась в администрацию г. Орла с заявлением о пересмотре ее трудового стажа работы в жилищно-коммунальной сфере для начисления муниципальной пенсии. Решением комиссии по уточнению стажа муниципальной службы бывших работников администрации г. Орла истице включен в стаж муниципальной службы период работы с 23.06.1999г. по 17.01.2002г. (дата снятия статуса муниципальных служащих с работников МСУ «Центр социального обслуживания населения») - 2 года 6 месяцев 28 дней (<...>). При принятии решения комиссия руководствовалась Законом Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области» от 14.08.1997г. №46-03, Положением «О муниципальной службе в городе Орле», утвержденным решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.1997г. №09/115-ГС, записями в трудовой книжке Чуковой В.И., протоколом комиссии по установлению муниципального стажа работы служащим от 23.11.2001г., согласно которому Чуковой В.И. было отказано о включении в муниципальный стаж период работы <...> в ГУДПП «Орелоблэнерго» с 01.03.90г. по 31.03.98г.. В судебном заседании данные обстоятельства подтвердили свидетели ФИО4, ФИО5 Из материалов личного дела Чуковой В.И. судом было установлено, что в них имеется протокол заседания комиссии отдела социальной защиты населения администрации Железнодорожного района г. Орла по установлению стажа работы для получения ежемесячной надбавки за выслугу лет, согласно которому на срок до 23.10.2000г. истице был установлен стаж 8 лет 7 месяцев 00 дней. Данный протокол подписан начальником отдела социальной защиты населения ФИО1 На основании указанного протокола, был принят приказ отдела социальной защиты населения администрации Железнодорожного района г. Орла № от <дата>, согласно которому, в соответствии с решением комиссии по установлению трудового стажа работникам Центра комплексной социальной помощи, было принято решение произвести выплату ежемесячных надбавок работникам Центра комплексной социальной помощи согласно протоколу заседания комиссии. Из представленных расчетных листков за период с июня 1999г. по декабрь 1999г. следует, что Чуковой В.И. выплачивалась ежемесячная надбавка за выслугу лет (8 лет) к заработной плате в размере 10 % от должностного оклада. С момента перевода истицы с 01.10.1999г. на должность <...> по социальной работе в отделение срочной помощи ей перестали выплачивать установленную надбавку, при этом правомерность данных действий никем не оспаривалась. Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО1, ФИО3 подтвердили факт принятия решение об установлении Чуковой В.И. ежемесячной надбавки за выслугу лет. Согласно справки БУ ОО «КЦСОН Железнодорожного района г. Орла» от <дата> Чукова В.И. в период с <дата> по <дата> работала в бухгалтерии на должности <...> в отделе социальной защиты населения Железнодорожного района г. Орла (<...>). Истицей в судебное заседание были представлены чековые книжки, приходные ордера, подтверждающие факт её работы в должности <...> (<...>). На момент обращения Чуковой В.И. с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет (октябрь 2004 года) и увольнения с муниципальной службы в порядке реорганизации ( январь 2002 года) действовало Положение «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в городе Орле" в редакции утвержденной решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.12.1998 N 24/205-ГС, в соответствии с которым лицам, имеющим стаж, дающий право на установление ежемесячной доплаты к пенсии, и уволенным по одному из оснований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, ежемесячная доплата к пенсии устанавливается не ранее дня назначения пенсии в соответствии с действующим законодательством РФ (независимо от вида пенсии и ведомства, по которому выплачивается пенсия). Согласно п.5 указанного Положения Лица, замещавшие муниципальные должности категории "Б" и "В", имеют право на ежемесячную доплату к пенсии при наличии стажа муниципальной службы не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин. Суд первой инстанции, правильно, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, пришел к выводу о том, что при рассмотрении вопроса о правомерности прекращении выплат истице по надбавке за выслугу лет следует применять законодательство, действующее на момент установления ей стажа и надбавки к должностному окладу, так как снятие данной надбавки письменно не подтверждено, и исходя из действующего на тот момент законодательства, эта надбавка была снята неправомерно, а стаж за период работы в бухгалтерии ГУДПП «Орелоблэнерго» с <дата>. по <дата> ( 8 лет 7 месяцев) зачтен в муниципальный стаж на законных основаниях. Принимая во внимание имеющийся в материалах личного дела протокол по установлению стажа, суд пришел к верному выводу о том, что истице правомерно был исчислен стаж - 08 лет 07 месяцев и зачтен в муниципальный стаж период работы в бухгалтерии ГУДПП «Орелоблэнерго» с <дата> по <дата> при поступлении на муниципальную службу, в связи с чем, правильно ей осуществлялись выплаты надбавки к заработной плате в размере 10 % от должностного оклада. С учетом вышеуказанных обстоятельств и норм права, суд правомерно включил истице период её работы с <дата> по <дата> в ПО «Орелоблэнерго» в стаж муниципальной службы, и установил ей стаж муниципальной службы 11 лет 01 месяц 28 дней, включая неоспариваемый период с <дата> по <дата> (дата снятия статуса муниципальных служащих с работников МСУ «Центр социального обслуживания населения») - 2 года 6 месяцев 28 дней. В целях приведения нормативных правовых актов, регулирующих вопросы прохождения муниципальной службы, в соответствие с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Орловской области от 09.01.2008 года №736-03 «О муниципальной службе в Орловской области» Орловский городской Совет народных депутатов 28 августа 2008 года своим решением №36/579 утвердил новое положение « О порядке назначения выплаты пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в городе Орле», в соответствии с которым, граждане, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным, подпунктами 2-5 этого положения, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением, и муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии муниципальной службы не менее 15 лет. Установлено, и не оспаривалось истицей в судебном заседании, что она с письменным заявлением о назначении и выплате доплаты к пенсии за выслугу лет до принятия вышеуказанного положения не обращалась, и такая доплата ей не устанавливалась. Поскольку после принятия в 2008 году нового положения « О порядке назначения выплаты пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в городе Орле» у истицы отсутствует право на назначение ей пенсии за выслугу лет, так как нет необходимого стажа муниципальной службы (не менее 15 лет), то и право на муниципальную пенсию она в настоящий момент не имеет. Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что нет оснований для удовлетворения иска в части назначения истице муниципальной пенсии за выслугу лет, как в настоящее время, так и с <дата> года, поскольку назначении пенсии носит заявительный характер. Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Руководствуясь ст.ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Советского районного суда г.Орла от 27 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чуковой В.И. без удовлетворения. Председательствующий судья: Судьи: