об установлении факта проживания в зоне с социально-экономическим статусом и признании права на досрочное назначение пенсии



Дело

Докладчик ФИО2 Федеральный судья ФИО3

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

<дата> судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего ФИО4

судей ФИО2, ФИО5

при секретаре ФИО6

в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес> на решение Заводского районного суда <адрес> от <дата>, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 (два) года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> назначить ФИО1 пенсию по старости досрочно с 19.09. 2011 года».

Заслушав дело по докладу судьи ФИО2, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указывала, что в период с <дата> по <дата> она постоянно проживала в доме своих родителей по адресу: <адрес>, д. Черкасская, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

В связи с этим, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 2 года.

Однако пенсионным органом в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием документального подтверждения проживания в указанный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Полагая отказ незаконным, просила признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.34 Закона РФ от <дата> «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года, обязав ответчика назначить ей пенсию с 19. 09.2011 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.

В обоснование доводов жалобы указывается, что период проживания ФИО1 с <дата> по <дата> не подтвержден регистрацией, в связи с чем, у суда не имелось законных оснований для назначения истице досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от <дата> .

Также ссылается на то, что отказ истице в назначении досрочной трудовой пенсии не признан судом необоснованным. Право устанавливается судом и возникает с момента подачи заявления о назначении пенсии после вступления решения в законную силу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> по доверенности ФИО7, поддержавшей доводы жалобы, возражения на жалобу ФИО1, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от <дата> № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от <дата> (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от <дата> граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от <дата> первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по <дата>, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 10 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от <дата> № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Закона РФ от <дата> , границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

До <дата> действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от <дата> -Р.

С <дата> действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от <дата> .

Деревня Черкасская Стрелецкого с/с <адрес> до 1998 года входила в Перечень населённых пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утверждённый распоряжением Правительства РСФСР от <дата>.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> , указанный населенный пункт также относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Судом установлено, что ФИО1 с <дата> по <дата> проживала по адресу: <адрес>, д. Черкасская, хотя была зарегистрирована с сыном сначала в <адрес>, а затем в гостинице-общежитии ХОЗО УВД по <адрес>, ком.328 в <адрес>, а с <дата> по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании копией паспорта ФИО1, справкой городского поселения <адрес> от <дата>, копией протокола заседания жилищной комиссии УВД по <адрес>, показаниями свидетелей ФИО8, ФИО9, проживающих в д. Черкасская, ФИО10- бывшего директора гостиницы- общежития УВД, ФИО11 - заведующей Черкасским фельдшерско-акушерским пунктом.

Не доверять показаниям названных свидетелей у суда не имелось оснований, не приведено их и в настоящей жалобе.

Из справки МОУ «Черкасская общеобразовательная школа» <адрес> следует, что сын истицы ФИО12 действительно обучался в данной школе с <дата> по <дата> (л.д.10).

Тот факт, что истица с сыном проживала в д. <адрес> в спорный период также подтверждается копиями классных журналов с 1995 год по 2000 год, в которых местом жительства матери учащегося ФИО12ФИО1 значится д. Черкасская, <адрес>.

Допрошенный в судебном заседании сын истицы ФИО12 показал, что после того, как он с матерью приехал из Украины, они до 2001 года проживали в доме дедушки в д. <адрес>.

Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что в период с <дата> по <дата> истица проживала по адресу: <адрес>, д. Черкасская, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о признании за ФИО1 права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на два года.

В связи с чем, довод жалобы ответчика о том, что у суда не было законных оснований для назначения ФИО1 досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от <дата> является несостоятельным и не влечет отмену решения суда.

Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ от <дата> «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что право на досрочную трудовую пенсию по старости у истицы возникло только с <дата>, то суд, с учетом приведенных выше норм, пришел к правильному выводу о назначении пенсии с указанной даты.

Учитывая изложенное, у судебной коллегии оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> и <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий - судья

Судьи