Докладчик Майорова Л.В. Федеральный судья Тимошин А.Н. 20 марта 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего судьи Забелиной О.А., судей Сафроновой Л.И., Майоровой Л.В., с участием помощника прокурора Урицкого района Орловской области Митюшина А.А., при секретаре Наумовой Н.М., в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Волобуева С.Ю. на решение Урицкого районного суда Орловской области от 17 января 2012 г., которым постановлено: «Заявленные требования ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области об установлении административного надзора в отношении Волобуева С.Ю. удовлетворить. Установить за Волобуевым С.Ю., <дата> года рождения, административный надзор сроком на <...> Срок административного надзора исчислять с момента постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания. Установить в отношении Волобуева С.Ю. административные ограничения в виде: 1) запрещения посещения мест массового отдыха несовершеннолетних и проведение мероприятий с их массовым участием; 2) запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 22 часов 30 минут до 6 часов 00 минут ежедневно; 3) запрещения выезда за территорию Орловской области; 4) обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Майоровой Л.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Начальник ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Орловской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Волобуева С.Ю. В обоснование заявления указал, что Волобуев С.Ю. был осужден по приговору Заводского районного суда Орловской области от 09.10.2002 г. по ст. <...> УК РФ к <...> В настоящее время осужденный отбывает наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области. Начало срока – 05.04.2002 г., конец срока – 25.03.2012 г. В учреждении содержится с 09.12.2003 г., куда прибыл из СИЗО-1 г. Орла. В период отбывания наказания с 04.06.2004 г. осужденный был поставлен на профилактический учет как склонный к побегу. За нарушение распорядка имел взыскания, которые в установленном порядке были сняты. 07.02.2005 г. осужденный снят с профилактического учета и трудоустроен на швейное производство, где замечаний не имел. За добросовестный труд и примерное поведение неоднократно поощрялся администрацией учреждения. 09.04.2007 г. был переведен в облегченные условия отбывания наказания. В дальнейшем, за хранение запрещенных предметов на него было наложено взыскание в виде водворения в ШИЗО. 04.03.2011 г. он признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из облегченных в обычные условия отбывания наказания. Администрацией учреждения Волобуев С.Ю. характеризуется отрицательно. После освобождения из учреждения убывает по адресу: <адрес>. Просил суд установить в отношении Волобуева С.Ю. административный надзор на срок <...>, а также административные ограничения в виде: 1) запрещения посещения мест массового отдыха несовершеннолетних, проведение мероприятий с их массовым участием; 2) запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 22 часов 30 минут до 06 часов 00 минут ежедневно; 3) запрещения выезда за территорию Орловской области; 4) обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Волобуев С.Ю. просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным. Ссылается на то, что копии определения о назначении судебного заседания и заявления ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Орловской области он получил в день судебного заседания, поэтому не успел подготовиться к судебному разбирательству, воспользоваться помощью представителя и заявить ходатайства, чем нарушено его право на защиту. Полагает, что применение в отношении него дополнительных ограничений незаконно, так как он уже отбывает наказание за совершенное преступление по приговору суда. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Митюшина А.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 261.5 ГПК РФ заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел, о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений - органом внутренних дел, о досрочном прекращении и частичной отмене административных ограничений - органом внутренних дел или лицом, в отношении которого установлен административный надзор, либо его представителем. На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 4 названного Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 вышеуказанного закона, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 п. 3 и ч.2 ст. 3 закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. В соответствии с ч. 2 ст. 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. Как видно из материалов дела, Волобуев С.Ю. отбывает наказание по приговору Заводского районного суда г. Орла от 9 октября 2002 года по <...> УК РФ в виде <...> Судом установлено, что совершенное Волобуевым С.Ю. преступление, в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории особо тяжких, поэтому срок погашения судимости по нему согласно ст. 86 УК РФ составляет <...> Вместе с тем, преступление, за которое был осужден Волобуев С.Ю., направлено против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Таким образом, учитывая приведенные нормы права, суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для установления за Волобуевым С.Ю. административного надзора сроком на 8 лет, поэтому правильно удовлетворил заявление ФБУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области об установлении административного надзора. Эти же обстоятельства, с учетом отрицательной характеристики, правильно учтены при выборе конкретных административных ограничений и срока административного надзора. Доводы жалобы Волобуева С.Ю. о том, что копии определения о назначении судебного заседания и заявления ФКУ ИК - 5 УФСИН России по Орловской области он получил в день судебного заседания, поэтому не успел подготовиться к судебному разбирательству, воспользоваться помощью представителя и заявить ходатайства, чем нарушено его право на защиту, судебная коллегия считает несостоятельными. Как видно из протокола судебного заседания от 17.01.2012 г., Волобуев С.Ю. не заявлял ходатайств об отложении рассмотрения дела для подготовки к судебного разбирательству, заключению соглашения с адвокатом и т.д. Не влечет отмену состоявшего решения и довод жалобы о том, что применение в отношении осужденного дополнительных ограничений незаконно, так как он уже отбывает наказание за совершенное преступление по приговору суда, поскольку данный довод основан на ошибочном толковании закона. Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Урицкого районного суда Орловской области от 17 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Волобуева С.Ю. – без удовлетворения. Председательствующий судья: Судьи: