В удовлетворении исковых требований о взыскании убытков в виде упущенной выгоды судом отказано правомерно, поскольку ответчик не мог повлиять на право истца обратиться в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости



Дело №33-458

Докладчик Зубова Т.Н. Федеральный судья Рогожин Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2012г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего Курлаевой Л.И.

судей Зубовой Т.Н. и Хомяковой М.Е.

при секретаре Шалаевой И.В.

в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Орлова Е.В. на решение Орловского районного суда Орловской области от 06 февраля 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Орлова Е.В. к ОАО «Орловский комбинат нерудных материалов» о взыскании убытков в виде упущенной выгоды - отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав возражения представителя ОАО «Орловский комбинат нерудных металлов» по доверенности Анцупова М.Ю. и представителя ГУ УПФ РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области Ковалёвой Н.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Орлов Е.В. обратился в суд с иском к ОАО «Орловский комбинат нерудных мате­риалов» о взыскании убытков в виде упущенной выгоды.

В обоснование заявленных требований с учётом дополнений указывал, что в период с <дата> по <дата> он работал <...> в ОАО «Орловский комбинат нерудных материалов».

Поскольку предприятие находилось в зоне, подвергшейся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС, то ему в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыль­ской АЭС», пенсия по старости должна быть назначена с уменьшением установленного возраста на 1 год, т.е. <дата>

Однако по вине ответчика пенсия ему была назначена с <дата>.

Обратившись в Пенсионный фонд по данному вопросу, он получил ответ, из которого следовало, что пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией и на ос­новании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, в которых отра­жаются территориальные условия труда.

Ссылался на то, что он обращался к работодателю за разъяснением своих прав относительно льготы по досрочному выхо­ду на пенсию, однако ему было сообщено, что такой льготы он не имеет.

Кроме того, при увольнении с предприятия, ему также не было разъяснено, что пенсионный возраст в связи с работой на данном предприятии у него снижается на 1 год.

Поэто­му указывал, что если бы он знал о своём праве на выход на пенсию на 1 год раньше, то ему при дос­тижении 59 летнего возраста пенсия была бы назначена не <дата>, а <дата> и до фактического назначения пенсии он мог бы в течение 10-ти месяцев ежемесячно полу­чать по <...> (назначенная пенсия), что за указанный период составляет <...> <...><...>.

Так как после увольнения с предприятия он продолжал работать в других органи­зациях и соответственно мог в течение 10-ти месяцев одновременно и работать и получать пенсию по старости, то недополученную пенсию считает своими убытками в виде упущенной выгоды, которые он понёс по вине ответчика-работодателя.

В связи с этим просил суд взыскать с ответчика убытки в виде упущенной выгоды в сумме <...> <...><...>.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Орлов Е.В. просит решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на то, что у суда не имелось правовых оснований для отказа ему в иске, поскольку работодатель должен был поставить его в известность об имеющихся льготах и информировать об изменениях в законодательстве.

Считает, что суд необоснованно не приял во внимание его доводы и показания свидетелей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалами дела установлено, что истец Орлов Е.В. в период с <дата> по <дата> ра­ботал в ОАО «Орловский комбинат нерудных материалов», расположенном в <адрес>, указанный населённый пункт находил­ся на территории с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем он имел право на досрочное назначение пенсии по старости с момента достижения возрас­та 59 лет, которого он достиг <дата>

<дата> на основании заявления Орлова Е.В. и в соответствии с пп.1,2 ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионным органом ему была назначена трудовая пенсия по старости.

При разрешении спора судом первой инстанции было также установлено, что ОАО «Орловский комбинат нерудных материалов» свою обязанность по предоставлению сведений о страховом стаже и начисленных взно­сах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица Орлова Е.В. за <дата> (в год увольнения истца) выполнило <дата>, а <дата> были представлены комбинатом лишь корректирую­щие данные по установленной форме.

Кроме того, из материалов дела следует, что ранее Орлов Е.В. обращался в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе, ОАО «Орловский комбинат нерудных материалов», в котором просил обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе произвести ему перерасчёт пенсии с <дата> по <дата>, взыскать невыплаченную пенсию в размере <...> и признать незаконными действия ОАО «Орловский комбинат нерудных материалов», выразившиеся в не предоставлении сведений пенсионному фонду о наличии работника, которому должна быть назначена пенсия по старости.

Вступившим в законную силу решением Заводского районного суда г. Орла от 08.12.2011 Орлову Е.В. в удовлетворении заявленных исковых требований было отказано.

Как следует из указанного решения суда одним из оснований для отказа в иске, явилось необоснованность доводов Орлова Е.В. о наличии вины комбината в том, что он (Орлов Е.В.) не реализовал своё право на досрочный выход на пенсию по старости - со снижением пенсионного возраста на 1 год, т.е. в 59 лет, поскольку комбинат как ра­ботодатель никак не мог повлиять на право Орлова Е.В. об­ратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением о досрочном назначении пенсии со снижением пенсионного возраста на 1 год в связи с работой в зоне с льгот­ным социально-экономическим статусом, так как право обращения за пенсией у Орлова Е.В. возникло независимо от действий работодателя, в обязанности которого не входит информировать работника о том, что у него возникло такое право, так как это не преду­смотрено действующим законодательством.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Орлова Е.В. к ОАО «Орловский комбинат нерудных материалов» о взыскании убытков в виде упущенной выгоды является законным и обоснованным и судебная коллегия с ним соглашается.

В силу вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о том, что работодатель должен был поставить его в известность об имеющихся льготах и информировать об изменениях в законодательстве, является несостоятельным.

Не влечёт отмену решения суда указание в жалобе на то, что суд необоснованно не принял во внимание его доводы и показания свидетелей, поскольку показания свидетелей были оценены судом в совокупности с иными собранными по делу доказательствами, оценка которых произведена судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Орловского районного суда Орловской области от 06 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Орлова Е.В. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200