решение суда первой инстанции отменено, исковые требования об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворены



Дело № 33-403

        

Докладчик Сафронова Л.И. Федеральный судья Макарова О.В.

Апелляционное определение

27 марта 2012 года судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Склярука С.А..

судей      Корневой М.А., Сафроновой Л.И.,

с участием прокурора Териной Н.Н.,

при секретаре          Алдошиной М.Ю.,

в открытом судебном заседании суда слушала гражданское дело по апелляционному представлению и апелляционной жалобе Лавренюк А. Г. на решение Советского районного суда г.Орла от 26 января 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Лавренюк А.Г. к администрации г.Орла муниципального образования «Город Орел» об установлении факта отсутствия закрепленного жилого помещения, об обязании поставить на внеочередной учет, обязании предоставить жилое помещение отказать в полном объеме».

Заслушав дело по докладу судьи Сафроновой Л.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истица Лавренюк А.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Орла муниципального образования «город Орел», администрации Болховского района Орловской области, администрации Хуторского сельского поселения Болховского района Орловской области о признании незаконным постановления главы администрации Хуторского сельского поселения № 2 от 22.01.2004г., признании факта отсутствия закрепленного жилого помещения, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, обязании поставить её на внеочередной учет как ребенка-сироту, нуждающуюся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, об обязании предоставить жилое помещение, о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указывала, что с 1991 года она вместе с родителями проживала в с.<адрес> Орловской области, в <дата> у нее умер отец, в <дата> умерла мать, в конце мая 2003 года она была перевезена сестрой ФИО6 в город Орел, вместо отведенного законодательством месячного срока, лишь по истечении 9-ти месяцев истице был назначен опекун. 13.09.2004 г. Постановлением главы администрации Болховского района в связи с её поступлением в <...> и нахождении ее на полном государственном обеспечении, её девятнадцатилетняя сестра ФИО6 была освобождена от опекунских обязанностей. Дело подопечного в трехдневный срок не было направлено в отдел опеки и попечительства администрации г. Орла, не была возложена обязанность опекуна и попечителя над истицей на администрацию колледжа, не были разъяснены права на отселение из радиоактивно зараженной зоны и на получение в органах местной администрации удостоверений, на получение компенсаций и льгот, на постановку на жилищный учет и внеочередное получение благоустроенного жилья в г. Орле. Полагает, что все это и последующее время, из-за халатности ответчиков, не исполнения возложенных законодателем на них обязанностей, она не была поставлена своевременно на учет в качестве ребенка-сироты, и как следствие не была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении благоустроенным жильем. Осенью 2009 года при сборе документов и неоднократных обращений в администрацию Болховского района Орловской области и в администрацию г. Орла ей стало известно о существовании Постановления главы администрации Хуторского с/с № 2 от 22.01.2004 «О праве на жительство», в соответствие с которым, за ней закреплено право на проживание в жилом доме, в д.<адрес> Орловской области. В тексте постановления указано, что оно вынесено по заявлению Лавренюк А.Г., однако на момент написания заявления ей было всего лишь 13 лет, и в силу малолетнего возраста она не могла знать о своем «праве на жительство», и тем более написать подобного рода заявления. Полагала, что это постановление изначально является незаконным, так как сам статус дома, его правовое положение до сих пор не определено, этот дом не принадлежал никогда на праве собственности ни родителям, ни ей, кроме того дом располагается в зоне отселения, как территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Просила суд удовлетворить её исковые требования по внеочередному обеспечению её жильем и компенсации морального вреда по 500000 рублей с каждого ответчика.

Определением Советского районного суда г. Орла от 14.12.2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены Департамент финансов Орловской области, Департамент образования, культуры и спорта Орловской области.

Определением Советского районного суда г. Орла от 11.01.2012 года прекращено производство по делу в части исковых требований к ответчикам Администрации Болховского района г. Орла, Администрации Хуторского сельского поселения Болховского района в связи с отказом истицы от исковых требований к указанным ответчикам.

Определением Советского районного суда г. Орла от 11.01.2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены администрация Болховского района Орловской области, администрация Хуторского сельского поселения Болховского района Орловской области.

Определением Советского районного суда г. Орла от 26.01.2012 года прекращено производство по делу в части исковых требований о взыскании с ответчика Администрации города Орла МО «Город Орел» компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.

В судебном заседании истец требования уточнила, и в окончательном варианте просила суд установить факт отсутствия закрепленного за ней жилого помещения, обязать администрацию г. Орла муниципального образования «город Орел» поставить её на учет как ребенка-сироту, нуждающуюся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, обязать администрацию г. Орла муниципального образования «город Орел» предоставить ей благоустроенное, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям, жилое помещение в г. Орле вне очереди.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционном представлении прокурор просит решение Советского районного суда г.Орла от 26.01.2012 года отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, без учета всех установленных по делу обстоятельств.

Указывает на то, что суд не принял во внимание доводы истицы и её представителей о том, что закрепленный за ней дом её родителей в с.<адрес> Орловской области находится в зоне проживания с правом на отселение.

Считает, что суд не дал надлежащей оценке тому обстоятельству, что выезд истицы в г.Орел носил вынужденный характер, поскольку оба родителя умерли, а истица была в несовершеннолетнем возрасте забрана в г.Орел сестрой.

Полагает, что судом не учтено, что при оценке состояния дома, в котором истица проживала до смерти родителей, учитывались только стандартные характеристики дома, и не рассматривался вопрос о безопасности для жизни и здоровья проживание в зоне отселения с загрязнением почв цезием.

В апелляционной жалобе истица просит отменить решение суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение об удовлетворении её исковых требований.

Считает ошибочным вывод суда, что на неё не могут распространяться нормы действующего законодательства на предоставление жилого помещения вне очереди, поскольку судом неправильно дана оценка наличия закрепленного за ней жилья в <адрес>, в доме, юридический статус которого не определен, и который расположен в зоне отселения и непригоден для проживания.

Полагает, что суд допустил нарушения норм процессуального права, когда при рассмотрении дела провел судебное заседание при наличии её ходатайства об отложении дела ввиду болезни.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления прокурора и жалобы, выслушав прокурора Терину Н.Н., полагавшую отменить решение суда, объяснения истца и ее представителя Колесниковой Н.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчика по доверенности Полосухиной Л.А., представителей третьих ли ц Морозовой Ю.А., Гайдукова Р.М., Новикова Р.М., судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с последующими изменениями и дополнениями, определены общие принципы для:

- детей-сирот- лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Ст. 8 указанного Федерального закона предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Орловской области.

В силу ст. 3 данного Закона Орловской области гражданам, перечисленным в части 1 ст. 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Как видно из материалов дела, ФИО15 родилась <дата> в <адрес>, в 1991 году вместе с родителями переехала в <адрес> ( т.1 л.д. 9, т.2 л.д. 107-159).

<дата> отец истицы- ФИО13 умер, мать ФИО14 умерла <дата>, что подтверждается свидетельствами о смерти, выданными Хуторской сельской администрацией Болховского района Орловской области ( т.1 л.д.11-12).

<дата> ФИО6 на имя начальника отдела образования Болховского района Орловской области написано заявление, в котором она просит назначить её опекуном над несовершеннолетней Лавренюк А.Г. <дата> года рождения, так как последняя является сиротой. На основании заявления ФИО6 <дата> года рождения об установлении опеки над несовершеннолетней Лавренюк А.Г., главой администрации Болховского района Орловской области вынесено постановление о назначении ФИО6 опекуном над несовершеннолетней Лавренюк А.Г. (л.д.21).

Постановлением главы администрации Хуторского сельского поселения Болховского района Орловской области № 2 от 22.01.2004 года за истицей Лавренюк А.Г. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> в доме родителей ФИО15, умершего в <дата>, и ФИО14, умершей в <дата> (л.д. 17).

Согласно справок администрации Хуторского сельского Совета народных депутатов, администрации Болховского района Орловской области, с. Середичи относится к зоне проживания с правом на отселения с 26 апреля 1986 года по настоящее время. Согласно, Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Лавренюк А.Г. имеет право на компенсации и льготы (т.1 л.д.-30,31).

Из актов обследования жилищно-бытовых условий за период 2008-2011 годов, проведенного представителями органа опеки и попечительства, следует, что жилое помещение, закрепленное за Лавренюк А.Г., расположенное по адресу: <адрес>, находится в удовлетворительном состоянии, пригодно для проживания, при этом в акте не указана плотность загрязнения почвы цезием в месте расположения этого дома ( т.1 л.д..81-84).

Судом установлено, что с <дата> по <дата> Лавренюк А.Г. обучалась в <...> <...>, приказом от <дата> зачислена в 9 класс <...> (л.д. 23-24).

Согласно справкам, выданным <...> Лавренюк А.Г. обучалась в данном колледже по <дата>, была зарегистрирована и проживала в общежитии <...> с <дата> по <дата> по адресу: г. Орел <адрес> (л.д. 25-26).

В период с <дата> по настоящее время Лавренюк А.Г. является студенткой <...>, что подтверждается справкой (л.д. 27-28, 51), с <дата> имеет регистрацию в г.Орле по адресу : <адрес>

Согласно справке администрации г.Орла от 31.02.2011 года, Лавренюк А.Г. состоит на учете в отделе опеки и попечительства администрации г.Орла по категории лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( т.1 л.д.-14).

При таких обстоятельствах, в данном конкретном случае суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что за истицей Лавренюк А.Г. закреплено жилое помещение - родительский дом, который пригоден для проживания, и отказал ей в иске в полном объеме, поскольку, закрепленное за истицей жилье находится в зоне отселения, как территория, подвергшаяся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

Материалами дела подтверждено, и не оспаривалось сторонами, что, согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года №1582, село Середичи Болховского района Орловской области отнесена к зоне проживания с правом на отселение.

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 25.12.1992 №1008 «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане, проживающие в зоне проживания с правом на отселение и принявшие решение о выезде на другое место жительства, получают в органах местной администрации удостоверения, в которых указываются значения плотности загрязнения почв цезием-137 в пункте проживания и права граждан, принявших решение о выезде с территории данной зоны на другое место жительства, на получение компенсаций и льгот, установленных действующим законодательством. В удостоверении указывается также состав семьи и делается отметка о сдаче жилья по месту жительства и выплате компенсаций и расходов, связанных с переездом.

Органы местной администрации, на территорию которой переезжают граждане из зоны проживания с правом на отселение, обеспечивают их в соответствии с действующим законодательством благоустроенной жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилыми помещениями в домах, принадлежащих совхозам, колхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, или предоставляют право на внеочередное приобретение квартир в домах государственного или общественного жилищного фонда, а также внеочередное вступление в жилищные и жилищно-строительные кооперативы по новому месту жительства.

В соответствии с п.9 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

Согласно п.33 этого Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: изменения окружающей среды и параметра микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В силу изложенного, довод апелляционного представления прокурора и жалобы истицы о том, что на истицу распространяются нормы действующего законодательства по предоставлению жилого помещения вне очереди как ребенку- сироте обоснован, и является основанием для отмены решения суда, поскольку основан на вышеизложенных нормах права и подтвержден материалами дела.

В соответствии с частью 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Учитывая, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в установленном порядке были переданы Орловской областью органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области, и поскольку истица переехала из зоны отселения в г.Орел, то обязанность по предоставлению Лавренюк А.Г. жилого помещения лежит на администрации г.Орла.

Таким образом, судебная коллегия считает необходимым решение Советского районного суда г.Орла от 26 января 2012 года отменить, а исковые требования Лавренюк А.Г. удовлетворить, обязав орган местного самоуправления – администрацию города Орла предоставить истцу жилое помещение в г. Орле общей площадью не менее 28-33 кв.м по договору социального найма вне очереди на состав семьи 1 человек в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Орла от 26 января 2012 года отменить.

Исковые требования Лавренюк А. Г. к администрации г.Орла муниципального образования «Город Орел» удовлетворить.

Обязать администрацию г.Орла муниципального образования «Город Орел» принять на учет Лавренюк А. Г., <дата> года рождения в качестве нуждающейся во внеочередном получении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот.

Обязать администрацию г.Орла муниципального образования «Город Орел» предоставить Лавренюк А. Г. вне очереди по договору социального найма жилое помещение на семью из одного человека общей площадью в пределах 28-33 квадратных метров в черте границ города Орла в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».

Председательствующий: судья                                  

Судьи: