решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска о перерасчете пенсии с учетом индексации оставлено без изменения



Дело № 33- 482

Докладчик Сафронова Л.И. Федеральный судья Наумкина В.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 марта 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Циркуновой О.М.,

судей Корневой М.А. и Сафроновой Л.И.,

при секретаре Алдошиной М.Ю.,

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Мишиной Л.А. на решение Мценского районного суда Орловской области от 27 января 2012 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Мишиной Л. А. к администрации города Мценска Орловской области о перерасчете пенсии с учетом индексации отказать».

Заслушав дело по докладу судьи Сафроновой Л.И., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Мишина Л.А. обратилась в суд с иском к администрации города Мценска Орловской области о перерасчете пенсии за выслугу лет, и взыскании недополученной пенсии с учетом индексации.

В обоснование заявленных требований указывала, что она с 1 апреля 2006 года, в связи с увольнением с муниципальной должности <...> администрации города Мценска, получала доплату к ранее назначенной 01 мая 1994 году трудовой пенсии по старости. На момент увольнения стаж её муниципальной службы составлял 45 лет, из которых 15 лет она замещала высшие муниципальные должности. С 9 июня 2008 года она перешла от ранее назначенной доплаты к трудовой пенсии, к государственной пенсии за выслугу лет, в соответствии с Законом Орловской области № 736-ОЗ от 9 января 2008 года.

После принятия 23 марта 2009 года Мценским городским Советом народных депутатов Решения №219-МПА «О внесении изменений в Положение « О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске, она обратилась за перерасчетом пенсии, однако ей было незаконно отказано в удовлетворении требований.

Просила суд взыскать недоплаченную пенсию за период с 10 января 2009 года по ноябрь 2011 года в сумме <...> с применением индекса роста потребительских цен, и судебные расходы.

С учетом уточнения исковых требований, истец просила суд взыскать с ответчика недополученную пенсию за выслугу лет с 1 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года в сумме <...> с применением индекса потребительских цен в Орловской области и судебные расходы.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Мишина Л.А. просит решение суда отменить, в связи с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Считает необоснованным вывод суда о неправильном толковании ею норм права, ссылаясь на то, что обоснованность заявленных ею исковых требований подтверждается новой редакцией Закона Орловской области о 08.07.2008 г №791-ОЗ « О государственной службе в Орловской области» и Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2008 года №140- МПА, предусматривающими, что расчет пенсии за выслугу лет должен производиться исходя из установленного ежемесячного содержания по замещаемой должности муниципальной службы.

Полагает, что оставление прежнего порядка расчета размера её пенсии за выслугу лет ставит её в неравное положение с теми лицами, которым назначается тот же вид пенсии, но с 10 января 2009 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Мишиной Л.А., и представляющей её интересы адвоката Кузьмичевой О.В., поддержавших жалобу по изложенным в ней основаниям, возражения представителя администрации г.Мценска Золотухиной Н.Л., судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.

В соответствии с частью 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно части 1 ст. 3 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области" (в ред. от 25.12.2008г. №858–ОЗ) правовые основы муниципальной службы в области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, иные законы и иные нормативные правовые акты области (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

В силу ч. 2 ст. 53 Закона Орловской области от 08.02.2005г. №487 –ОЗ (в ред. от 01.04.2010г.) «О государственной гражданской службе в Орловской области» пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и выплачивается одновременно с ней.

Исходя из содержания пункта 5 части 1 ст. 22 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-ОЗ (в ред. Закона Орловской области от 03.03.2010г.) муниципальному служащему гарантируется дополнительное пенсионное обеспечение за выслугу лет, осуществляемое за счет средств органов местного самоуправления.

Порядок и условия пенсионного обеспечения муниципального служащего определен ст. 23 Закона Орловской области от 09.01.2008 N 736-ОЗ (в ред. Закона Орловской области от 03.03.2010г.) которая действует в редакции Закона от 25.12.2008 N 858-ОЗ и устанавливает, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области "О государственной гражданской службе Орловской области".

Указанный Закон вступил в действие через 10 дней с момента официального его опубликования.

В соответствии со ст.23 Закона Орловской области от 09.01.2008г. №763 –ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области», действующей в редакции на момент назначения пенсии истцам за выслугу лет, предусматривалось, что муниципальные служащие в области при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по одному из предусмотренных оснований, в том числе при увольнении по собственному желанию по одному из оснований, предусмотренных ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Граждане, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2-5 части 1 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Размер среднемесячного заработка, исходя из которого, муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы.

Пункт 3 указанной нормы предусматривает, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как видно из материалов дела, истица работала в администрации г. Мценска Орловской области в должности <...>, и была уволена с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию 31 марта 2006 года. При этом стаж её муниципальной службы на момент увольнения составил 45 лет ( л.д.-7,8).

Ежемесячное денежное содержание на момент увольнения истицы состояло из пяти составляющих: должностного оклада -<...>, надбавки за особые условия муниципальной службы – <...> (355 от должностного оклада), надбавки за квалификационный разряд – <...> (5 МРОТ- 800 рублей х 5), надбавки за класс квалификационного разряда, а всего <...> рублей (л.д.15).

После увольнения истицы с муниципальной службы в соответствии с действовавшим на тот период Законом Орловской области от 14.08.1997 года № 46-03 «О муниципальной службе в Орловской области» ей была установлена доплата к государственной пенсии.

В соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона Орловской области от 09.01.2008 г. N 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» ранее назначенные доплаты к государственным пенсиям гражданам, проходившим муниципальную службу в Орловской области, по их выбору сохраняются либо назначаются пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом.

Решением главы администрации г.Мценска от 14 июля 2008 года с 23 января 2008 года истице Мишиной Л.А., по её заявлению и в соответствии с Законом Орловской области от 09.01.2008 года №736-ОЗ « О муниципальной службе в Орловской области», Положением «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске» с 23 января 2008 года назначена пенсия за выслугу лет, в размере <...> исходя из стажа муниципальной службы 45 лет, 2.3 должностного оклада по замещаемой должности -<...>, составляющую 75% от 2.3 должностного оклада по замещаемой должности (л.д.-17).

Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23.03.2009 г. № 219-МПА были внесены изменения в статью 3 указанного выше Положения «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске» № 140-МПА, которыми предусматривается, что размер пенсии за выслугу лет муниципальных служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев муниципальной службы, предшествующих дню ее прекращения. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать установленного ежемесячного денежного содержания по замещавшейся должности муниципальной службы.

Согласно п. 2 данного решения было предусмотрено, что оно распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 10 января 2009 года.

Указанный пункт признан противоречащим действующему законодательству и отменен решением Мценского районного суда от 4 августа 2010 года по иску Бесовой К.В. к администрации города Мценска и
Мценскому городскому Совету народных депутатов Орловской области о
признании недействительными пункта 2 решения Мценского городского
Совета народных депутатов № 219 - МПА от 23 марта 2009 года «О внесении изменений в Положение «О порядке назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Мценске» (л.д. 48-57).

Положение п. 2 Решения Мценского городского Совета народных депутатов от 23.03.2009 года № 219-МПА было признано недействующим в этой части со дня его принятия для неопределенного круга лиц.

При изложенных обстоятельствах, правильным является вывод суда о том, что изменения, внесенные решением № 219-МПА, распространяются на лиц, вышедших на пенсию до его принятия, в том числе на истицу.

Из материалов дела установлено, что 26 октября 2010 года Мишина Л.А. обратилась с заявлением о перерасчете её пенсии с 1 января 2009 года (л.д.-18), письмом от 16.11.2010 года администрацией г.Мценска, ей в производстве перерасчета пенсии за выслугу лет было отказано (л.д.19).

Судом первой инстанции при разрешении спора было установлено, что на момент назначения Мишиной Л.А.. в 2008 году пенсии за выслугу лет ее размер был исчислен в большем размере, чем предусматривалось действующей редакцией Закона Орловской области «О муниципальной службе в Орловской области». Поэтому повышение верхнего предела пенсии до ежемесячного денежного содержания с 10 января 2009 года никак не отразилось на пенсии истицы, поскольку ее ежемесячное денежное содержание на момент увольнения 31.03.2006 года составляло <...> (л.д. 15), размер должностного оклада остался прежним <...>(л.д.-101), а надбавка за особые условия труда определяется индивидуально каждому муниципальному служащему главой г, Мценска.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Положения «О денежном содержании муниципальных служащих города Мценска», утвержденного Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 23.04.2008 года № 136-МПА, предусмотрено, что размер должностного оклада начальника отдела в составе управления исчисляется исходя из коэффициента соотношения к базовому должностному окладу, равного 2,3. На момент назначения истице пенсии по выслуге лет базовый должностной оклад муниципальных служащих г. Мценска составлял 2 300 рублей, а с учетом изменений, внесенных в данное Положение Решением Мценского городского Совета народных депутатов от 20.04.2009 года № 227-МПА, - 2 645 рублей.

Согласно ст. 6 этого Положения муниципальному служащему одновременно выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере 100% от должностного оклада.

Кроме того, согласно п.п. 4 п. 1 ст. 3 данного Положения, муниципальным служащим, имеющим стаж муниципальной службы свыше 15 лет, который имелся у истца, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе выплачивается в размере 30 % от установленного должностного оклада.

Таким образом, вышеперечисленные части ежемесячного денежного содержания муниципального служащего в совокупности составляют 2,3 должностного оклада муниципального служащего.

В этом же размере, исходя из среднемесячного заработка равного 2,3 должностного оклада по вышеуказанной должности муниципальной службы, истице была рассчитана пенсия по выслуге лет с 23 января 2008 года, которую она получает до настоящего времени.

Из материалов дела усматривается, что Мишина Л.А. получает пенсию по состоянию на 21.12.2011 года в размере <...>, из которой фиксированный базовый размер- <...>, сумма валоризации – <...>(л.д.-78).

В представленном истицей расчете пенсия за выслугу лет исчислена из ежемесячного денежного содержания в размере <...>, что явно превосходит размер денежного содержания любого из начальников управлений г.Мценска по состоянию на 1 апреля 2009 года (л.д.-101), и противоречит вышеуказанным нормам права.

Установив изложенные обстоятельства, и исходя из того, что с 2008 года пенсия за выслугу лет была установлена истице по верхнему пределу, который для Мишиной Л.А. с 10 января 2009 года не изменился, суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренных действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Мценска, оснований для перерасчета ранее назначенной истице пенсии с 10 января 2009 года, не имелось.

В связи с чем, судом было обоснованно отказано Мишиной Л.А. в перерасчете пенсии с 10 января 2009 года.

Правильным является также вывод суда об отказе Мишиной Л.А. в индексации с 10 января 2009г. размера ее ежемесячного денежного содержания, включающего оклад, надбавку за стаж и надбавку за квалификационный разряд, исходя из роста потребительских цен в Орловской области, так как такая индексация не предусмотрена никакими нормативными правовыми актами.

Поскольку доводы жалобы истицы об отмене решения суда аналогичны тем, что ею выдвигались в ходе судебного разбирательства и судом им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мценского районного суда Орловской области от 27 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мишиной Л.А. – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи: