о восстановлении на работе в связи с неизбранием на выборную должность



Дело № 33-470

Докладчик Ларионова С.В. Федеральный судья Андреев В.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

5 апреля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Чурсиной Е.В.

судей Ларионовой С.В., Герасимовой Л.Н.

с участием прокурора Териной Н.Н.

при секретаре Наумовой Н.М.

в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области на решение Залегощенского районного суда Орловской области от 27 января 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Зубовой <...> к Залегощенскому районному Совету народных депутатов Орловской области о восстановлении на работе в прежней должности, оплате за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Восстановить Зубову <...> на работе в должности <...> Залегощенского района Орловской области.

Взыскать с Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области в пользу Зубовой <...> оплаты вынужденного прогула и <...> компенсации морального вреда.

В остальной части иска отказать».

Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Зубова Р.И. обратилась в суд с иском к Залегощенскому районному Совету народных депутатов Орловской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.

В обоснование требований указывала, что <...> работала в должности <...> Залегощенского района Орловской области. 2 декабря 2011 года была уволена в связи с не избранием на выборную должность <...>

Ссылалась на то, что работодатель в соответствии с трудовым законодательством не предупредил ее в письменной форме о расторжении трудового договора 2.12.2011года, на которое согласия она не давала.

Полагала, у работодателя отсутствовали законные основания на увольнение по п.3 ч.1ст.83 ТК РФ, поскольку она была назначена на должность <...>, и с ней был заключен бессрочный трудовой договор.

Ссылалась на то, что послужившее основанием для ее увольнения решение Залегощенского районного Совета народных депутатов № 130 от 1.12.2011года о назначении <...> Залегощенского района <...> не содержит указаний на упразднение должности <...>

Указывала, что согласия на выдвижение её кандидатуры на должность <...> у неё не испрашивалось, и голосование состоялось без учёта её волеизъявления.

Считая порядок увольнения нарушенным, просила отменить распоряжение Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области №31 от 2 декабря 2011года об увольнении по п.3 ч.1 ст.83 ТК РФ, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула <...> и денежную компенсацию морального вреда, причиненного указанными действиями, сумме 30 000 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Залегощенский районный Совет народных депутатов Орловской области просит решение суда отменить как незаконное.

Указывает, что судом неправильно оценены фактические обстоятельства заключения трудового договора с истицей на неопределенный срок, поскольку в соответствии с п.2.3 Положения о контрольно счетной палате (далее КСП) Залегощенского района должность <...> относится к выборной должности, ограничена сроком полномочий председателя и депутатов райсовета, поэтому в данном случае трудовой договор с истицей мог быть заключен только до избрания нового состава райсовета и членов КСП Залегощинского района.

Ссылается на то, что в период работы истицы в должности <...> неоднократно менялись существенные условия трудового договора в части повышения оплаты труда. Однако дополнительные соглашения к трудовому договору не оформлялись ввиду отказа Зубовой Р.И. от их подписания и предоставления личного дела, находившегося у нее.

Приводит довод, что процедура проведения выборов на должность аудитора не нарушена.

Ссылается на законность увольнения истицы по п.3 ч.1 ст.83 ТК РФ, поскольку ее должность относилась на 23.05.2006года к выборным должностям.

Указывает, что судом неправильно определен размер выплаты денежной компенсации за время вынужденного прогула, поскольку из расчетов не исключена сумма отпускных, которые были выплачены истице в 2011году, а сам расчет произведен без учета НДФЛ.

В дополнительной апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что суд фактически признав заключение с истицей срочного трудового договора, должен был изменить формулировку увольнения, без восстановления в должности, которая отсутствует в штате КСП.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика по доверенностям <...> <...>., поддержавших доводы жалобы, возражения Зубовой Р.И., выслушав заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей изменить решение суда в части взыскания заработной платы за время вынужденного прогула, а в остальной части оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с п.7 ст.77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются: - расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса).

Разрешая исковые требования Зубовой Р.И. о признании незаконным распоряжения Залегощенского районного совета народных депутатов № 49 от 2.12.2011года об увольнении ее с должности <...> Залегощенского района Орловской области суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истица не могла быть уволена по ст.83 ч.3 ТК РФ в связи с не избранием ее на должность аудитора контрольно - счетной палаты Залегощинского района, поскольку перечень оснований для расторжения трудового договора строго предусмотрен нормами ст.83 ТК РФ.

Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом районного суда по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 23.05.2006 года Залегощенским районным Советом народных депутатов с истицей заключён трудовой договор, согласно которому она принята на муниципальную должность <...> Залегощенского районного Совета народных депутатов с 23.05.2006 года на неопределённый срок (п.п.1.1, 8.1 Договора) с окладом в размере <...>

Данное обстоятельство подтверждено: решением Залегощинского районного Совета народных депутатов №23 от 22.05.2006года, трудовой книжкой Зубовой, трудовым договором от 23.05.2006года (л.д.6-11,44, 45).

Из материалов дела видно, что в период работы истицы в должности <...> повышался размер оплаты труда, что подтверждается материалами личного дела Зубовой Р.И.

Между тем, дополнительные соглашения к трудовому договору с истицей не заключались, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.

1 октября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 7.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», устанавливающий общие принципы организации, деятельности и регламентирующий основные полномочия контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Согласно ч.б ст.3 названного Закона, наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ст.3 Закона Орловской области № 1229-ОЗ от 12.07.2011года контрольно-счетная палата (КСП) образуется в составе председателя КСП, заместителя председателя, аудиторов и аппарата КСП.

Порядок назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов КСП регулируется п.4 вышеуказанного Закона, а порядок рассмотрения кандидатур на должность председателя, заместителя председателя и аудитора устанавливается Регламентом областного Совета.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 7.02.2011 года №6- ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» решением Залегощенского райсовета народных депутатов от 19.08.2011 года за №65 были внесены изменения в ст.27 Устава Залегощенского района, согласно которым контрольно-счётная палата Залегощенского района образуется в составе председателя и аппарата; порядок формирования, структура, штатная численность, срок полномочий председателя контрольно - счётной палаты определяется нормативными правовыми актами районного Совета народных депутатов.

Решениями Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области от 29.09.2011 года №75 и №77 утверждены Положение о контрольно-счётной палате Залегощенского района Орловской области и Структура контрольно-счётной палаты Залегощенского района Орловской области, согласно которым контрольно счётная палата включает в себя две штатные единицы - председателя и инспектора.

Данное обстоятельство подтверждается также штатным расписанием контрольно-счётной палаты Залегощенского района по состоянию на 1.10.2011 года (л.д.90-92 т.1).

Решениями Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области от 11.11.2011 года №110 (подписано главой района под №111) и №112 (подписано главой района под №113) внесены изменения в Положение о контрольно-счётной палате Залегощенского района Орловской области и утверждена новая Структура контрольно-счётной палаты Залегощенского района Орловской области, состоящая из двух штатных единиц - председателя и аудитора. Данное обстоятельство подтверждается также штатным расписанием контрольно-счётной палаты Залегощенского района по состоянию на 13.11.2011 года(л.д.112 т.1).

Порядок назначения председателя и аудитора регламентирован пунктом 12 Положения о контрольно-счётной палате, согласно которому председатель и аудиторы слагают свои полномочия перед вновь избранным составом Залегощенского районного Совета народных депутатов и продолжают исполнять обязанности до назначения новых председателя, аудитора.

Согласно п. 14 Положения о контрольно-счётной палате Залегощенского района Орловской области от 11.11.2011 года, председатель контрольно- счётной палаты, назначенный новым составом районного Совета народных депутатов до вступления в силу настоящего Положения, осуществляет свои полномочия до истечения срока полномочий, на который он назначен. Полномочия ревизора (главного специалиста) назначенного прежним составом районного Совета народных депутатов и продолжающего осуществлять свои полномочия до вступления в силу настоящего положения, прекращаются с момента назначения аудитора Контрольно-счётной палаты районным Советом народных депутатов.

Кандидаты на муниципальную должность аудитора Контрольно-счётной палаты должны соответствовать требованиям Закона Орловской области "О муниципальной службе в Орловской области" N 736-03 от 9.01.2008 года и Положения «О муниципальной службе в Залегощенском районе Орловской области» № 116 от 20.02.2008 года.

Из материалов дела видно, что 1.12.2011года состоялось заседание Залегощенского районного Совета народных депутатов, в ходе которого был рассмотрен вопрос о выборах на должность аудитора контрольно-счётной палаты Залегощенского района Орловской области. Принятым в ходе голосования решением за №130 на должность аудитора контрольно-счётной палаты Залегощенского района Орловской области со 2 декабря 2011 года сроком на 5 лет назначена <...>, кандидатура которой была выдвинута Главой Залегощенского района <...> и за которую проголосовало 20 депутатов из 22 двух присутствующих при 2 голосах против, за кандидатуру действующего <...> Зубовой Р.И., выдвинутую председателем районного Совета народных депутатов <...> проголосовало лишь 2 депутата при 22 голосах против.

Данное обстоятельство подтверждено выпиской из протокола заседания сессии Залегощенского районного Совета народных депутатов(л.д. 126 т.1)

Распоряжением Залегощенского районного Совета народных депутатов №47 от 1.12.2011 года ревизор контрольно-счётной палаты Зубова Р.И. уволена в связи с неизбранием на должность в соответствии с п.З ч.1 ст.83 ТК РФ со ссылкой на решение Залегощенского районного Совета народных депутатов №130 от 1.12.2011 года «Об аудиторе Контрольно-счётной палаты Залегощенского района Орловской области»(л.д.12 т.1).

Оспаривая законность увольнения в связи с неизбранием на должность, истица ссылалась на то, что с внесением в штатное расписание Контрольно-счетной палаты Залегощинского района Орловской области сначала должности инспектора, а затем должности аудитора, должность ревизора, которую она занимала с 23.05.2006года не была сокращена в соответствии с требованиями ТК РФ, поэтому процедура ее увольнения с указанной должности ответчиком не соблюдена.

В соответствии с п.2.3 Положения о Контрольно-счетной палате Залегощенского района Орловской области ревизор КСП назначается на должность решением Залегощенского районного Совета народных депутатов и работает на постоянной основе.

Ревизор КСП освобождается от должности решением Залегощенского районного Совета народных депутатов в соответствии с трудовым законодательством (л.д.180 т.1).

Статьей 20.1 ФЗ РФ "О муниципальной службе в РФ"№ 8-ФЗ от 8.01.1998года предусмотрены основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим (введена Федеральным законом от 13.04.1999 N 75-ФЗ)

Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях:

достижения предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;

прекращения гражданства Российской Федерации;

несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего настоящим Федеральным законом;

разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

возникновения обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 20 настоящего Федерального закона (абзац введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

Расторжение трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя по иным основаниям, не предусмотренным Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом "О муниципальной службе в РФ", недопустимо.

Таким образом, установив, что ответчиком не были соблюдены требования трудового законодательства и федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 года №8-ФЗ при прекращении трудового договора, заключенного на неопределенный срок с Зубовой Р.И., суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истицы о восстановлении в должности <...> <...> с момента увольнения, взыскания в пользу истицы заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

В соответствии с положениями ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с представленными судом расчетами среднедневного заработка истицы, поскольку они составлены с нарушением требований ст. 139 ТК РФ и п. 5 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", так как средний дневной заработок определен с учетом начисленных отпускных за период июнь-июль 2011года.

В силу указанных выше норм ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Как следует из представленной ответчиком справки о заработной плате Зубовой Р.И. за период с декабря 2010 года по январь 2011 года ей начислено <...>. Всего рабочих дней за указанный период 249. Фактически отработано истицей 216 дней. В связи с чем, в силу приведенных норм права, заработная плата истицы за время вынужденного прогула (без учета оплаченных отпускных), должна составить <...> (с учетом повышения заработной платы на 13%) х 1,13)

Таким образом, средний заработок за время вынужденного прогула, подлежащий взысканию с ответчика составит <...>

С размером морального вреда, взысканного судом в пользу истицы, судебная коллегия соглашается, поскольку данный размер соответствует принципу разумности и справедливости и определен судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что трудовой договор с истицей мог быть заключен только на срок полномочий до избрания нового состава райсовета и членов КСП Залегощенского района, не может повлечь отмену решения суда, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.

Утверждения в жалобе ответчика на то, что Зубова Р.И. правильно была уволена по ст.83 ч.1п.3 ТК РФ, поскольку ее должность относилась на 23.05.2006года к выборным должностям, не влекут отмены решения суда, поскольку при разрешении дела бесспорно, установлено, что при увольнении истицы с должности <...> работодатель должен был соблюсти требования п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ, а именно процедуру сокращения указанной должности.

Остальные доводы апелляционной жалобы ответчика являются несостоятельными, поскольку опровергаются установленными по делу фактическими обстоятельствами в совокупности с имеющимися доказательствами.

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Залегощинского районного суда Орловской области от 27 января 2012 года изменить.

Взыскать с Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области в пользу Зубовой <...> заработную плату за время вынужденного прогула в размере <...>

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Залегощенского районного Совета народных депутатов Орловской области об отмене решения суда оставить без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи: