об обязании предоставить вне очереди жилое помещение



Дело №33-855

Докладчик Герасимова Л.Н. Районный судья Шекшуева О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коротченковой И.И.

судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.

с участием прокурора Слюнина В.В.

при секретаре Постникове Н.С.

в открытом судебном заседании в г.Орле слушала гражданское дело по апелляционной жалобе МО «Орловский район»

на решение Орловского районного суда Орловской области от 29 марта 2012 года, которым постановлено:

«Заявление прокурора Орловского района Орловской области, выступающего в ин­тересах Ивановой Н.В., к муниципальному образованию «Орловский район» об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социаль­ного найма удовлетворить.

Обязать администрацию Орловского района Орловской области принять на учет Иванову Н.В., <...> <...>, в качестве нуждающейся во внеочередном получении жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без родительского попечения.

Обязать администрацию Орловского района Орловской области предоставить Ивановой Н.В. вне очереди по договору социального найма жилое по­мещение на семью из <...> человека, общей площадью в пределах <...> в черте границ Орловского района Орловской области в течение <...> со дня вступле­ния решения в законную силу».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Герасимовой Л.Н., судебная коллегия

У с т а н о в и л а :

Прокурор Орловского района Орловской области, в интересах Ивановой Н.В., обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Орловский район» об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование требований указывал, что Иванова (ранее Балашова) Н.В., <...> имела статус ребенка, оставшегося без родительского попечения.

В период времени с <дата> по <дата> она находилась в ОГОУ <...> на полном государственном обеспечении.

Однако, администрацией школы-интернат не были приняты конкретные меры по защите жилищных прав Ивановой Н.В., жилье по месту жительства родителей в <адрес> за ней закреплено не было.

Приказом директора <...> школы-интерната от <дата> Иванова Н.В. отчислена из числа воспитанников в связи с окончанием <...> классов обучения и направлена для дальнейшего обучения в <...>, где к занятием не приступила, а в период с <дата> по <дата> временно проживала у родителей в <...>, в регистрации по месту жительства родителей ей было отказано по тем основаниям, что в доме родителей были зарегистрированы сестра и брат Ивановой, за которыми данное жилье было закреплено как за детьми, оставшимися без попечения родителей. В период с <дата> по <дата> Ива­нова обучалась в <...> была зарегистрирована в общежитии лицея.

По вине опекунов Иванова Н.В. лишена права на внеочередное предоставление жилья, как лицо из числа детей, остав­шихся без попечения родителей, меры социальной государственной поддержки в от­ношении нее не реализованы,

В связи с этим, просил суд обя­зать администрацию Орловского района Орловской области принять на учет Иванову Н.В., в качестве нуждающейся во внеоче­редном получении жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без роди­тельского попечения и обязать ответчика предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение на семью из одного человека, общей площадью в пределах <...> в черте границ Орловского района Орловской области в течение трех месяцев.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе МО «Орловский район», просит об изменении решения суда.

Указывает, что администрация Орловского района не имеет возможности предоставить жилое помещение Ивановой Н.В. по договору социального найма, поскольку ФЗ 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» данный вопрос отнесен к компетенции сельского поселения, на территории которого зарегистрирована истица.

Утверждает, что для исполнения отдельно переданных государственных полномочий органам местного самоуправления необходимо региональное финансирование, поэтому считает, что суд должен был обязать Департамент финансов и Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области обеспечить финансирование муниципального образования «Орловский район» для приобретения жилья Ивановой Н.В.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя администрации Орловского района Орловской области по доверенности Коньшину Е.П., поддержавшую доводы жалобы, возражения на жалобу Ивановой Н.В., представителя Департамента финансов Орловской области и Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области по доверенностям Кондрашову О.В., заключение прокурора Слюнина В.В., полагавшего, что решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда.

Из п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ усматривается, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз.3 ст. 1 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с абз. 2 ч.1 ст. 8 указанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Орловской области от 06.12.2007г. №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Орловской области.

Согласно ч.ч.1,2,3 ст. 3 указанного Закона, гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров.

Из ст. 121 Семейного кодекса РФ, усматривается, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Материалами дела установлено, что Иванова (ранее Балашова) Н.В. является <...>, по этим основаниям постановлением администрации <...> Орловского района от <дата> была поставлена на льготную очередь, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий (л.д.26,27).

Родители истицы Ивановой Н.В. - ФИО1. и ФИО2 в отношении нее, а также других детей (ФИО3 ФИО4.), решением Мценского районного суда Орловской области от <дата> были лишены родительских прав (л.д.31).

После этого, постановлением главы администрации Мценского района Орловской области от <дата> истица была определена в школу-интернат, где находилась на полном государственном обеспечении с <дата> по <дата>, откуда была отчислена для прохождения обучения в училище (л.д.14,18,19).

Какого-либо жилого помещения на праве собственности истица не имеет (л.д.29-30), однако за время ее обуче­ния в образовательных учреждениях жилье за ней не закреплялось, на жилищный учет она поставлена не была.

Судом установлено, что <дата> администрацией <...> школы-интерната в адрес администрации <...> района <...> направлено ходатайство о закреплении за истицей жилой площади в доме по месту проживания ее родителей по адресу <адрес>, однако постановлением администрации района от <дата>. указанное жилье было закреплено только за ее братом и сестрой (л.д. 15,16), а в последствии продано матерью истицы ФИО1 без согласия органов опеки и попечительства (л.д.17).

Учитывая изложенное, руководствуясь приведенными нормами права, суд пришел к правильному выводу о том, что Ивановой Н.В., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, гарантировано предоставление жилой площади органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди за счет средств субъекта РФ, и обоснованно обязал администрацию Орловского района Орловской области вне очереди предоставить Ивановой Н.В. в трехмесячный срок по договору социального найма жилое помещение общей площадью в пределах 28-33 кв.м.

Указание в жалобе на то, что администрация Орловского района не имеет возможности предоставить жилое помещение Ивановой Н.В. по договору социального найма, поскольку ФЗ 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» данный вопрос отнесен к компетенции сельского поселения, на территории которого зарегистрирована истица, является несостоятельным.

Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в установленном порядке были переданы Орловской областью органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области, поэтому обязанность по предоставлению истице жилого помещения судом правильно возложена именно на администрацию Орловского района Орловской области.

Указание в жалобе на то, что суд должен был обязать Департамент финансов и Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области обеспечить финансирование муниципального образования «Орловский район» для приобретения жилья Ивановой Н.В., не влечет отмену судебного решения.

В соответствии с таб. 4 приложения 26 Закона Орловской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 03.11.2011г. №1289-ОЗ на реализацию указанных полномочий в качестве субвенции на Орловский район на 2012 год предусмотрено <...> руб.

Поскольку денежные средства на приобретения жилых помещений указанным лицам предусмотрены бюджетом, то оснований для возложения обязанности по финансированию муниципального образования для покупки жилья Ивановой Н.В., на указанные департаменты не имеется.

Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О п ре д е л и л а :

Решение Орловского районного суда Орловской области от 29 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу МО «Орловский район» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи