Дело № 33-1147 Докладчик: Орлова А.В. Федеральный судья: Скрябин Э.Н. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 04 августа 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: Председательствующего: Орловой А.В. судей: Капустянской М.М. и Герасимовой Л.Н. при секретаре: Плескачевой Е.Ю. в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г. Ливны Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 09 июня 2010 года, которым постановлено: «Иск Ливенского межрайпрокурора в интересах К.К. к Администрации г. Ливны Орловской области об обязании предоставить жилое помещение на территории г. (...) Орловской области по договору социального найма удовлетворить. Обязать Администрацию г. Ливны Орловской области предоставить К.К., (...) года рождения, жилое помещение на территории города (...) Орловской области общей площадью не менее (...) кв.м. по договору социального найма на состав семьи из (...) человека в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Орловой А.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Ливенский межрайонный прокурор в интересах К.К. обратился в Ливенский районный суд Орловской области с исковым заявлением к Администрации г. Ливны Орловской области об обязании ответчика предоставить сироте жилое помещение по договору социального найма. В обоснование требований указал, что К.К., (...) года рождения является сиротой. С (...) года распоряжением Главы г. (...) ей назначен опекун до достижения ею совершеннолетия. (...). К.К. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания которых в образовательных и иных учреждениях, прекращении опеки (попечительства), предоставляется жилое помещение. Последнее место жительства К.К. является г. (...) Орловской области, где она зарегистрирована, не имеет в собственности жилого помещения, остро нуждается в получении жилого помещения. Поскольку в результате бездействий Администрации г. Ливны с момента постановки на учёт до настоящего времени, К.К.не была обеспечена жилым помещением, просил суд обязать ответчика предоставить К.К. по договору социального найма жилое помещение на территории г. (...) Орловской области общей площадью не менее (...) кв.м. в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель Администрации г. Ливны Орловской области исковые требования не признал, ссылаясь на то, что администрация района не может быть надлежащим ответчиком. Определением Ливенского районного суда Орловской области от 20.05.2010г. в качестве соответчика по делу привлечен Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, представитель которого также не признал исковые требования. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе Администрация г. Ливны Орловской области просит решения суда отменить с направлением дела на новое рассмотрение. Полагает, что не может являться надлежащим ответчиком, поскольку предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, возлагается на исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Указывает на то, что суд не дал оценку действиям Департамента образования, культуры и спорта Орловской области. Считает, что суд незаконно возложил обязанность предоставить жильё в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, так как необходимые финансовые средства для этих целей от субъекта РФ им не поступало. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора прокуратуры Орловской области Териной Н.Н., полагавшей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет определены Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 названной статьи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Указанные правоотношения на территории Орловской области регулируются Законом Орловской области №727-ОЗ от 6.12.07г. «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа». Согласно ч. 1 ст. 1 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Орловской области. В силу ч. 3 ст. 3 названного Закона, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее 33 квадратных метров. Как видно из материалов дела, К.К. (...) года рождения, после смерти родителей осталась сиротой. Постановлением Администрации г. Ливны Орловской области от (...)г. № (...) над ней назначена попечителем В.А. и закреплено жилье по адресу: г. (...), ул. (...) д.(...) кв.(...) л.д.42). С (...)г. К.К. состоит на учете льготной очереди в качестве остро нуждающейся в улучшении жилищных условий в жилищном отделе Администрации г. Ливны Орловской области л.д. 4-7, 8-10). То обстоятельство, что квартира, которая была закреплена за К.К., (...)г. признана комиссией администрации г. (...) непригодной для проживания, в связи с тем, что не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам, качеству атмосферного воздуха в жилом помещении, а также месторасположению жилого помещения в виде квартиры, снята с баланса и нигде не значится, подтверждается актами обследования жилищных условий, списком детей сирот л.д. 8, 12, 45). Не оспаривались указанные обстоятельства и представителем ответчика. Из представленных ОГУП «Орловский центр «Недвижимость»» и УФРС по Орловской области сведений, следует, что по состоянию на (...). К.К. не является собственником никаких жилых строений (помещений), а записи о государственной регистрации за ней прав на недвижимое имущество в г. Орле и Орловской области отсутствуют л.д. 29, 30, 50). Согласно ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Между тем, при рассмотрении дела установлено, что органы опеки и попечительства закрепили за К.К. жилое помещение по адресу: г. (...), ул. (...) д.(...) кв.(...), которое признано непригодным для проживания и до достижения 23 - летнего возраста не приняли должных мер по реализации её права на обеспечение жилым помещением. Указанные обстоятельства не отрицал в судебном заседании представитель ответчика. При таких обстоятельствах в данном конкретном случае суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что К.К. должна быть обеспечена жильем вне очереди в связи с нарушением её права, как ребёнка-сироты, по месту жительства в г. (...), так как право на внеочередное получение жилого помещения не было реализовано ею в установленном порядке до 23 лет по вине органов опеки и попечительства, на которые в силу закона возлагалась обязанность по охране её жилищных прав. Поэтому вывод суда об удовлетворении заявления Ливенского межрайонного прокурора в интересах К.К. об обязании Администрации г. Ливны предоставить ей по договору социального найма жилое помещение в г. (...) общей площадью не менее (...) кв.м. на состав семьи (...) человек ((...)), как это предусмотрено приведенными выше нормами права, является правильным. Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель Администрации г. Ливны Орловской области указывал на то, что Администрация района не является надлежащим ответчиком, поскольку предоставление жилья детям-сиротам осуществляется за счет субвенций субъекта РФ. Судом проверены указанные доводы ответчика и им правильно дана оценка как несостоятельным. В соответствии с частью 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Учитывая, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в установленном порядке были переданы Орловской областью органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области, то суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности по предоставлению К.К. жилого помещения на Администрацию г. Ливны Орловской области как на надлежащего ответчика. В обоснование своих выводов суд привел доводы, которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат нормам материального права, с которыми судебная коллегия согласна. Как видно из отзыва на исковое заявление представителя Департамента образования, культуры и спорта на период (...). на обеспечение жилыми помещениями детей сирот в бюджете Орловской области заложено (...) млн. рублей, в том числе по г. (...) (...) тыс. руб. л.д. 64 – 67). По изложенным основаниям не влечет отмену решения суда довод жалобы о том, что администрация г. Ливны не может являться надлежащим ответчиком, поскольку предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей возлагается на исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. При таких обстоятельствах не может служить основанием для отмены решения ссылка ответчика в жалобе о том, что суд не дал оценку действиям Департамента образования, культуры и спорта Орловской области, поскольку данное обстоятельство не влияет на законность принятого решения. Является несостоятельным довод жалобы о незаконности возложения обязанности предоставить жильё в течении 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, так как необходимые финансовые средства для этих целей от субъекта РФ им не поступало, поскольку противоречит установленным по делу обстоятельствам. Как видно из отзыва на исковое заявление представителя Департамента образования, культуры и спорта на период (...) на обеспечение жилыми помещениями детей сирот в бюджете Орловской области заложено (...) млн. рублей, в том числе по г. (...) (...) тыс. руб. л.д. 64 – 67). Таким образом, кассационная жалоба не содержит доказательств, опровергающих выводы суда, или свидетельствующих о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, поэтому оснований для её удовлетворения не имеется. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ливенского районного суда Орловской области от 09 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г. Ливны Орловской области об отмене решения – без удовлетворения. Председательствующий: судья Судьи: