Дело № 33-1146 Докладчик: Угланова М.А. Федеральный судья: Скрябин Э.Н. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 04 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Углановой М.А. судей Старцевой С.А., Склярука С.А. с участием прокурора Териной Н.Н. при секретаре Щукине М.А. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г. Ливны на решение Ливенского районного суда Орловской области от 09 июня 2010г., которым постановлено: «Иск Ливенского межрайпрокурора в интересах Домановой Нины Юрьевны к Администрации г. Ливны об обязании предоставить жилое помещение на территории г. Ливны по договору социального найма удовлетворить. Обязать Администрацию г. Ливны Орловской области предоставить Домановой Нине Юрьевне, *ДАТА* года рождения, жилое помещение на территории города Ливны общей площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма на состав семьи из 1 человека в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Ливенский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Домановой Нины Юрьевны к Администрации г. Ливны об обязании предоставить жилое помещение на территории г. Ливны по договору социального найма. В обоснование требований указал, что Доманова Н.Ю., *ДАТА* года рождения, является лицом из числа детей-сирот, последним местом её жительства является Орловская область, где она зарегистрирована и на настоящий момент. С 1996 года до достижения ею совершеннолетия опекуном Домановой Н.Ю. являлась бабушка - ФИО6 15.05.2002 года Доманова Н.Ю. включена администрацией города Ливны в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания которых в образовательных и иных учреждениях, прекращения опеки (попечительства), предоставляется жилое помещение, поскольку у Домановой Н.Ю. отсутствует жилое помещение для проживания. Поскольку Доманова Н.Ю. остро нуждается в получении жилья, жилого помещения в собственности не имеет, договор социального найма с ней не заключен, прокурор просил обязать администрацию г. Ливны Орловской области предоставить Домановой Н.Ю. жилое помещение на территории г. Ливны общей площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма на состав семьи 1 человек в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе администрация г. Ливны просит об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение. Полагает, что передача жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Указывает, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Считает, что судом не дана оценка действиям органа исполнительной власти субъекта РФ, которые несут расходные обязательства по реализации дополнительных гарантий для детей-сирот. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения на жалобу Домановой Н.Ю. и прокурора Териной Н.Н., судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет определены Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 приведенного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 названной статьи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Указанные правоотношения на территории Орловской области регулируются Законом Орловской области № 727-ОЗ от 06.12.07г. «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа». Согласно ч. 1 ст. 1 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Орловской области. В силу ч. 3 ст. 3 Закона, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее 33 квадратных метров. Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о рождении CL 0089584 Доманова Нина родилась *ДАТА* года в п. ФИО8, её родителями являются ФИО6 ФИО10 и ФИО5 ФИО11 л.д. 37). В соответствии с решением Нарвского городского суда Эстонской Республики от 7.10.1996 года ФИО9 лишена родительских прав в отношении Домановой Нины, *ДАТА* года рождения л.д. 40). При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что согласно постановлению главы администрации г. Ливны Орловской области от 22.01.1996 года № 21 ФИО6 назначена опекуном над несовершеннолетней внучкой Домановой Н.Ю. л.д. 41). Распоряжением главы администрации г. Ливны Орловской области от 15.05.2002 года № 303 ФИО6, попечитель, действующий в интересах несовершеннолетней Домановой Н.Ю. принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий л.д. 42). Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания которых в образовательных и иных учреждениях, прекращения опеки (попечительства), состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 1.04.2010 года очередником № 6 значится Доманова Нина Юрьевна, *ДАТА*, зарегистрированная по адресу: -х-х-, -х-х-, -х-х-, -х-х-, -х-х-, дата постановки на учёт 15.05.2002 года л.д. 24 – 26). Данные обстоятельства в судебном заседании представителем ответчика не оспаривались. Поскольку в процессе разрешения спора было подтверждено право Домановой Н.Ю. на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее 33 квадратных метра, и она включена администрацией г. Ливны в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании прекращения опеки (попечительства), как нуждающаяся в жилом помещении, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Домановой Н.Ю. об обязании Администрации г. Ливны предоставить ей по договору социального найма жилое помещение в г. Орле общей площадью не менее 33 кв.м. на состав семьи 1 человек (она), как это предусмотрено приведенными выше нормами материального права. Довод кассационной жалобы ответчика в той части, что передача жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, является несостоятельным, поскольку ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ возлагает обязанность по обеспечению жильем указанной категории лиц на органы исполнительной власти по месту жительства детей, оставшихся без попечения родителей. Не влияет на законность решения суда, как не имеющий правового значения и довод жалобы ответчика о том, что указанные полномочия органами местного самоуправления могут осуществляться только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Доводы кассационной жалобы о том, что возложение обязанности на администрацию города предоставить жилье в течение трех месяцев является нарушением ст. 132 Конституции РФ основаны на ошибочном толковании норм материального права. Кассационная жалоба ответчика не содержит доказательств, опровергающих выводы суда, или свидетельствующих о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, поэтому оснований для её удовлетворения судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ливенского районного суда Орловской области от 09 июня 2010г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г. Ливны об отмене решения – без удовлетворения. Председательствующий: судья Судьи: