Предоставление жилья для детей сирот и детей оставшихся без родительского попечения



Дело №33-1161

Докладчик: Зубова Т.Н.                                Федеральный судья: Шекшуева О.Н.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 августа 2010г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего                     Циркуновой О.М.

судей                                             Зубовой Т.Н. и  Сабаевой И.Н.

с участием прокурора                          Териной Н.Н.

при секретаре                                          Новиковой Е.В.

в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе администрации Орловского района Орловской области

на решение Орловского районного суда Орловской области от 01 июля 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Орловского района Орловской области, высту­пающего в интересах Ивлева Юрия Владимировича, удовлетворить.

Обязать администрацию Орловского района Орловской области предоставить Ивлеву Юрию Владимировичу за счет средств федерального бюджета жилое помещение вне очереди по договору социального найма в черте границ Орловского района Орлов­ской области, площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, на состав семьи 1 человек (он), в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов Орловской об­ласти отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав возражения представителя органа опеки и попечительства администрации Орловского района Орловской области Самофаловой О.Ю., заключение прокурора Териной Н.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

  Прокурор Орловского района Орловской области обратился в суд к администрации Орловского района Орловской области в интересах Ивлева Ю.В. с   заявлением о понуждении к совершению действия.

            В обоснование заявленных требований указывал, что Ивлев Ю.В. в *ДАТА* был изъят из семьи и помещен на воспитание в ОГОУ для детей сирот и детей, остав­шихся без родительского попечения -х-х-, в которой обучал­ся до *ДАТА*

          Решением Орловского районного суда от *ДАТА* года мать Ив­лева Ю.В., являвшаяся в отношении него матерью-одиночкой, была лишена родитель­ских прав.

После окончания школы Ивлев Ю.В. обучался в ОГОУ -х-х-, а с *ДАТА* по *ДАТА* он являлся учащим­ся ОГОУ НПО «Профессиональный лицей *НОМЕР*», и находился на полном государственном обеспече­нии как ребенок, оставшийся без родительского попечения.

        При направлении Ивлева Ю.В. в школу-интернат жилье за ним не закреплялось. По­становлением главы администрации Большекуликовского сельского поселения № 21 от 03 апреля 2008 года Ивлев Ю.В. поставлен на льготную очередь для получения жилья.

         В связи с этим прокурор просил суд обязать администрацию Орловского района Орловской области выделить Ивлеву Ю.В. на состав семьи 1 человек вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метра, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям в черте границ Орловского района в срок до 01 сентября 2010 г.

         Судом к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент финансов Орловской области.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе администрация Орловского района Орловской области просит решение суда отменить и вынести новое решение, возложив обязанность на администрацию Орловского района по предоставлению Ивлеву Ю.В. жилого помещения в трехмесячный срок после поступления финансовых средств из областного бюджета и одновременно обязать Департамент образования, культуры и спорта Орловской области выделить финансовые средства на приобретение жилья Ивлеву Ю.В. в соответствии с установленными нормами.

При этом ссылается на то, что органы исполнительной власти субъекта РФ несут расходные обязательства по реализации дополнительных гарантий для детей- сирот, а главным распорядителем данных финансовых средств является Департамент образования, культуры и спорта Орловской области. Однако в  2010 г. средств на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа Орловскому району не выделялось.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет определены Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 приведенного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 названной статьи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Указанные правоотношения на территории Орловской области регулируются Законом Орловской области № 727-ОЗ от 06.12.07г. «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».

Согласно ч. 1 ст. 1 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, нормативными правовыми актами Орловской области.

В силу ч. 3 ст. 3 Закона, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее 33 квадратных метров.

Как установлено материалами дела, Ивлев Ю.В. родился *ДАТА* года. Его матерью является ФИО9, отцом указан ФИО8, сведения об отце Ивлева Ю.В. в книге записи о рожде­нии указаны со слов матери.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении *НОМЕР**НОМЕР* *НОМЕР*, справкой №299  л.д. 14,20).

Решением Орловского районного суда Орловской области от *ДАТА* ФИО9 была лишена родительских прав в отношении сына Ивлева Ю.В., который был передан на попечение органам опеки и попечительства   л.д.11-13).

С *ДАТА* г. Ивлев Ю.В. был зарегистрирован в -х-х- -х-х- -х-х- у знакомого ФИО10, умершего *ДАТА* года, указанное жилье не сохранилось.

С *ДАТА* года по *ДАТА* года Ивлев Ю.В. обучался в ОГОУ НПО «Профессиональный лицей *НОМЕР*»  и находился на полном государственном обеспечении, что подтверждается справкой ОГОУ НПО «Профессиональный лицей *НОМЕР*» от *ДАТА* года л.д.21).

С *ДАТА* г. по *ДАТА* г. он был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: -х-х-, -х-х-, -х-х-, -х-х- и жилого помещения на праве собственности не имеет.

Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением администрации Большекуликовского сельского поселения от 20 фев­раля 2008 года, копией паспорта, свидетельством *НОМЕР* о регистрации по месту пребывания, выпиской из ЕГРПН л.д.23, 15-16,7).

В связи с обращением директора ОГОУ НПО «Профессиональный лицей *НОМЕР*»   к главе администрации Орловского района об оказании помощи в постановке на очередь на получение жилья учащегося Ивлева Ю.В. постановлением администрации Большекуликовского сель­ского поселения Орловского района Орловской области № 21 от 03 апреля 2008 года Ивлев Ю.В. как относящийся к категории детей-сирот, имеющих статус оставшихся без родитель­ского попечения, и находящийся на воспитании в госучреждении, нуждающийся в жилищ­ных условиях, был поставлен на льготную очередь для получения жилья   л.д.18, 22).

 

В Регистре детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на дополнительные гарантии в виде предоставления жи­лых помещений на 2010 год, не имеющих закрепленного жилья, утвержденного руководи­телем отдела опеки и попечительства администрации Орловского района Орловской облас­ти, Ивлев Ю.В. значится под *НОМЕР*  л.д. 71-78).

В Регистре детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на дополнительные гарантии в виде предоставления жи­лых помещений на 2010 год, утвержденного приказом Департамента образования культуры и спорта Орловской области № 954 от 31 мая 2010 года, Ивлев Ю.В. значится под *НОМЕР*   л.д. 83-86).

 Поскольку в процессе разрешения спора было подтверждено право Ивлева Ю.В. на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее 33 квадратных метра, и он был включен администрацией Орловского района Орловской области в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании прекращения опеки (попечительства), как нуждающийся в жилом помещении, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Ивлева Ю.В. и об обязании Администрации Орловского района Орловской области предоставить ему по договору социального найма жилое помещение в черте границ Орловского района общей площадью не менее 33 кв.м. на состав семьи 1 человек, как это предусмотрено приведенными выше нормами материального права.

Довод кассационной жалобы ответчика о том, что передача жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, является несостоятельным, поскольку ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ возлагает обязанность по обеспечению жильем указанной категории лиц на органы исполнительной власти по месту жительства детей, оставшихся без попечения родителей. 

 Кассационная жалоба ответчика не содержит доказательств, опровергающих выводы суда, или свидетельствующих о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, поэтому оснований для её удовлетворения судебная коллегия не усматривает.

 Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Орловского районного суда Орловской области от 01 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Орловского района Орловской области – без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи: