Признание завещаний недействительными



Дело №33-1171

Докладчик: Зубова Т.Н.                                Федеральный судья: Орлова Е.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 августа 2010г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего                     Циркуновой О.М.

судей                                            Сабаевой И.Н. и   Зубовой Т.Н. 

при секретаре                                          Новиковой Е.В.

в открытом судебном заседании в помещении областного суда в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Герасимовой О.Б.

на решение Заводского районного суда г. Орла от 16 июня 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования Куртиной Ларисы Васильевны к Герасимовой Ольге Борисовне, Лопиной Ольге Алексеевне о признании недействительными завещаний удовлетворить.

Признать завещание от имени ФИО29 в пользу Герасимовой Ольги Борисовны от *ДАТА*г., удостоверенное нотариусом ФИО8 и зарегистрированное в реестре за *НОМЕР* - *НОМЕР* недействительным.

Признать завещание от имени ФИО30 в пользу Лопиной Ольги Алексеевны от *ДАТА*г., удостоверенное и.о. нотариуса ФИО9 и зарегистрированное в реестре за *НОМЕР* - *НОМЕР* недействительным».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав представителя Герасимовой О.Б. по доверенности Медведеву И.В., поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения Фоминой К.С., Куртиной Л.В. и её представителя адвоката Соловьева Н.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Куртина Л.В. обратилась в суд с иском к Герасимовой О.Б. и  Лопиной О.А. о признании завещаний недействительными.

В обоснование заявленных требований указывала, что *ДАТА*г. умерла её двоюродная тётя ФИО7 и открылось наследство на всё её имущество, в том числе на квартиру по адресу: -х-х-, -х-х-, -х-х-, -х-х-, принадлежащую ей на праве собственности.

*ДАТА* Решением Орловского районного суда Орловской области установлен факт родственных отношений между нею и ФИО7

После смерти ФИО7 ей стало известно, что *ДАТА*г. у нотариуса ФИО28 её двоюродная тетя составила завещание, согласно которому она завещала принадлежащую ей квартиру Лопиной О.А., а *ДАТА*г. - за неделю до смерти - у нотариуса ФИО8 ею было составлено новое завещание, согласно которому она завещала указанную квартиру Герасимовой О.Б.

       Считала, что оба завещания являются недействительными, поскольку на момент их подписания ФИО7 в силу своего возраста и по своему психическому состоянию не могла понимать значение своих действий.

О том, что ФИО7 длительное время страдала психическим расстройством, по мнению истицы, свидетельствует то, что она ранее проходила лечение в Орловской областной психиатрической больнице, неоднократно меняла своё решение в отношении наследников по завещанию, забывала о произошедших событиях и без всяких оснований подозревала свою родственницу в совершении кражи её сберегательной книжки и денежных средств.  

        В связи с этим, уточнив исковые требования, просила суд признать недействительными завещания, составленные ФИО7 на квартиру по адресу: -х-х-, -х-х-, -х-х-, -х-х- на имя Лопиной О.А. от *ДАТА* г. и на имя Герасимовой О.Б. от *ДАТА* г.

  

       Судом постановлено обжалуемое решение.

В кассационной жалобе Герасимова О.Б. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что ФИО7 на момент составления завещания была способна понимать значение своих действий, что подтверждается показаниями нотариуса ФИО8 и помощником нотариуса ФИО13 - ФИО9

Указывает, что суд не дал правильной юридической оценки показаниям свидетелей ФИО9, ФИО8, ФИО20, ФИО19, ФИО18, ФИО17, ФИО16, ФИО15 и ФИО14 из которых следует, что они не наблюдали у  ФИО7 и   признаков психического расстройства здоровья, не позволяющие ей понимать значение своих действий или руководить ими.

Кроме того, суд не принял во внимание медицинские документы, из которых следует, что ФИО7 не состояла на учёте в ООПД и  за помощью к врачу психиатру не обращалась.

Считает также, что судом не дана надлежащая оценка экспертному заключению, так как в нем не установлена причинно-следственная связь между болезнями ФИО7 и ее состоянием на момент составления завещания, не имеется указания на используемые в исследовании методики, не подтверждено право лиц, подписавших заключение, на проведение экспертиз, не представлены сертификаты на осуществление экспертной деятельности в области психиатрии.

Полагает, что суду необходимо было допросить членов комиссии, составивших заключение и решить вопрос о проведении новой экспертизы. 

   Судом также нарушен принцип состязательности сторон, так как не были опрошены свидетели с её стороны.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

В силу ст.1145 ГК РФ если нет наследников первой, второй и третьей очереди (статьи 1142 - 1144), право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей.

Степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого. Рождение самого наследодателя в это число не входит.

В соответствии с пунктом 1 настоящей статьи призываются к наследованию:

в качестве наследников четвертой очереди родственники третьей степени родства - прадедушки и прабабушки наследодателя;

в качестве наследников пятой очереди родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки);

в качестве наследников шестой очереди родственники пятой степени родства - дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети).

Если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

Как установлено материалами дела, *ДАТА* г. ФИО7 составила завещание на всё принадлежащее ей имущество, в том числе на квартиру, находящуюся по адресу: -х-х-, -х-х-, -х-х-, -х-х- на имя Лопниной О. А., которое было удостоверено и.о. нотариуса ФИО13 - ФИО9

*ДАТА*г. ФИО7 составила завещание на ту же квартиру в пользу Герасимовой О.Б., удостоверенное нотариусом Орловского нотариального округа ФИО8

*ДАТА* г. ФИО7 умерла.

Указанные обстоятельства подтверждаются завещанием от *ДАТА* г. на имя Лопиной О.А. (т.2,л.д.69), завещанием от *ДАТА* г. на имя Герасимовой О.Б. (т.1,л.д.8), свидетельством о смерти *НОМЕР**НОМЕР* *НОМЕР* (т.1,л.д.9).

Факт родственных отношений истицы с ФИО7 установлен вступившим в законную силу решением Орловского районного суда Орловской области от *ДАТА*  (т.1л.д.7).

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Куртина Л.В., будучи наследником ФИО7 по закону, ссылалась на то, что оба завещания являются недействительными, поскольку на момент их подписания ФИО22 в силу своего возраста и по своему психическому состоянию была в таком состоянии, которое лишало её возможности понимать значение своих действий и руководить ими.

 

Проверяя доводы сторон, суд первой инстанции установил, что ФИО7 в июле *ДАТА* и феврале *ДАТА* перенесла черепно-мозговые травмы, в связи, с чем проходила лечение в Орловской областной больнице «им. Семашко», в институте нейрохирургии им. Бурденко.

В *ДАТА* ей был поставлен диагноз: «Соматизированная эндогенная депрессия. Астено-ипохондрический синдром». В *ДАТА* проходила лечение в Орловской областной психиатрической больнице, а затем длительное амбулаторное лечение в *ДАТА* в психоневрологическом диспансере. Выставлен диагноз: «Инволюционный параноид, Шизофрения?». В указанные периоды отмечены аффективные колебания, дисморфофобия, сенестопатия, бредовые идеи ущерба, диагностированные в последующем ЦВЗ, артериальная гипертензия.

Указанные обстоятельства подтверждаются: эпикризом к истории болезни, медицинской картой амбулаторного больного, направление на ВТЭК и копией освидетельствования (т.2л.д. 36, 132 - 144, 222 -227).

С *ДАТА* ФИО7 была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию без срока переосвидетельствования. Диагноз: последствия черепно-мозговых травм (*ДАТА*), последствия церебрального арахноидита, что подтверждается справками ГБ МСЭ по Орловской области (т.2л.д. 193, 221).

В последующие годы ФИО7 наблюдалась по месту жительства в поликлинике с различными диагнозами, в том числе ЦВЗ, гипертензивная болезнь (т.2л.д. 24 - 25).

То обстоятельство, что ФИО7 в последние годы, а особенно в 2009г., производила странное впечатление, примерно раз в неделю говорила об её ограблении, носила с собою вещи, боясь, что их украдут, не всегда узнавала людей, была подавленной, плаксивой, стала забывчивой, плохо помнила, что происходило вчера, при этом память у неё стала краткосрочной, в её квартире было неопрятно, захламлено, подтвердили суду свидетели ФИО20, ФИО27, ФИО26, ФИО25, ФИО17, ФИО24, ФИО19, ФИО23, ФИО16, ФИО15 и ФИО14

Указанные обстоятельства подтверждаются также письменными записями- дневником ФИО7, из содержания которого видно, что она неоднократно меняла свое решение о наследнике по завещанию, безосновательно подозревала своих родственников в краже имущества, денежных средств.

Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы от
*ДАТА*г. ФИО7 на период составления ею завещаний от
*ДАТА*г. в пользу Лопиной О.А. и от *ДАТА*г. в пользу Герасимовой О.Б. имела признаки органического расстройства смешанной этиологии
(последствия черепно-мозговых травм, артериальная гипертензия, цереброваскулярное заболевание) с выраженными когнитивными нарушениями и параноидным синдромом. Указанное психическое расстройство с учётом возрастного фактора лишало её способности на момент составления завещаний *ДАТА*г. и *ДАТА*г. понимать значение своих действий и руководить ими (т.2л.д. 259 - 261).

Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Куртиной Л.В. и признал недействительными завещания, составленные от имени ФИО7 от *ДАТА*г. на всё принадлежащее ей имущество, в том числе квартиру *НОМЕР* в доме *НОМЕР* по -х-х- в -х-х- на имя Лопиной О. А., удостоверенное и.о. нотариуса ФИО9, и  от *ДАТА*г. на ту же квартиру в пользу Герасимовой О.Б., удостоверенное нотариусом ФИО8, поскольку ФИО7 на момент составления оспариваемых завещаний находилась в таком состоянии, когда не была способна понимать значение своих действий и руководить ими.  

Довод кассационной жалобы Герасимовой О.Б. о том, что ФИО7 на момент составления завещания была способна понимать значение своих действий, противоречит установленным по делу обстоятельствам.

Ссылка в жалобе Герасимовой О.Б. на то, что суд не дал правильной юридической оценки показаниям свидетелей, является несостоятельной, поскольку направлена на переоценку доказательств.

Необоснованно также утверждение в жалобе ответчицы о том, что суд не принял во внимание медицинские документы, из которых следует, что ФИО7 не состояла на учёте в ООПД и  за помощью врача психиатра не обращалась, поскольку указанное обстоятельство судом исследовалось и было оценено судом в совокупности с другими собранными по делу доказательствами.

Не влечёт отмену решения суда довод кассационной жалобы Герасимовой О.Б. о том, что в экспертном заключении не имеется указания на используемые в исследовании методики, не подтверждено право лиц, подписавших заключение, на проведение экспертиз, не представлены сертификаты на осуществление экспертной деятельности в области психиатрии, по следующим основаниям.

Как видно из экспертного заключения *НОМЕР* от *ДАТА*года экспертиза была проведена специалистами Орловской областной психиатрической больницы, которая, являясь государственным учреждением, в силу своего профиля вправе давать заключение относительно психического состояния лиц.

 Указание в жалобе ответчицы на то, что суду необходимо было допросить членов комиссии, составивших заключение, и решить вопрос о проведении новой экспертизы, не влияет на законность принятого судом решения, поскольку стороны, ознакомившись с заключением экспертизы, в суде первой инстанции никаких ходатайств относительно допроса экспертов, участвующих в производстве экспертизы не заявляли, и не ходатайствовали перед судом о производстве повторной или дополнительной экспертизы.

    

Не является основанием к отмене решения суда довод жалобы Герасимовой О.Б. о том, что судом не были опрошены свидетели с её стороны, так как ни личных данных, ни данных о регистрации, либо фактическом проживании предполагаемых свидетелей суду первой инстанции она не предоставляла.

 

 Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Заводского районного суда г. Орла от 16 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Герасимовой О.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи: