Дело № 33-1253 18 августа 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе судей: Председательствующего судьи Старцевой С.А. судей Зубовой Т.Н. и Герасимовой Л.Н. при секретаре Новиковой Е.В. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе представителя Военного комиссариата Орловской области Сырцевой О. А. на решение Советского районного суда г. Орла от 14 июля 2010 года, которым постановлено: «Исковые требования Меркулова Сергея Викторовича к военному комиссариату Орловской области и Министерству Финансов РФ о возмещении материального и морального вреда удовлетворить частично. Взыскать в пользу Меркулова Сергея Викторовича с военного комиссариата Орловской области за счет средств федерального бюджета в счет материального вреда 15.974 руб. 14 коп. В остальной части иска о возмещении материального и морального вреда Меркулову СВ. отказать». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Меркулов С.В. обратился в суд с иском к военному комиссариату Северного района г. Орла о возмещении морального вреда. В обоснование требований указывал, что *ДАТА* года он обратился с запросом в Северный районный военкомат г. Орла о подтверждении того факта, что он является участников боевых действий для получения удостоверения и оформления ежемесячной денежной выплаты. На который последовал ответ, свидетельствующий об отсутствии его личного дела в военкомате и невозможности подтверждения факта его участия в боевых действиях. После неоднократных запросов, в том числе в Министерство обороны, его личное дело было найдено в военном комиссариате Северного районе, и ему была прислана справка об участии в боевых действиях. При таких обстоятельствах, просил суд признать действия военного комиссариата незаконными и взыскать в его пользу моральный вред в размере 100 000 рублей. В связи с тем, что по вине должностных лиц военного комиссариата он не получает ЕДВ, требования дополнил и просил суд взыскать в его пользу в счет материального вреда 25 000 рублей. Определением суда от 13.04.2010 г. произведена замена ненадлежащего ответчика – военного комиссариата по Северному и Железнодорожному районам г. Орла на военный комиссариат Орловской области, являющегося надлежащим ответчиком. Определением суда от 02.06.2010 г. судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе представитель Военного комиссариата Орловской области Сырцева О.А. просит об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение. Указывает, что Меркулов С.В. в *ДАТА* снялся с воинского учета из военного комиссариата Северного района г. Орла и нигде не был поставлен на такой учет, тем самым своими противоправными действиями способствовал возникновению спора и несвоевременной выплате ему территориальным органом Пенсионного фонда ЕДВ. Ссылается на то, что истец обращался только в военный комиссариат Северного района г. Орла, а в военный комиссариат Орловской области не обращался. В силу того, что порядок и основания выдачи удостоверения ветерана боевых действий Вооруженных сил Российской Федерации до 24.04.2010г. устанавливался Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.03.2004г. № 77 «О порядке выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных силах Российской Федерации», полагает судом при разрешении применен нормативный правовой акт, не подлежащий применению, а именно Приказ Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2009г. № 1177. Не согласна также с решением суда о взыскании в пользу истца невыплаченных ему своевременно ЕДВ с учетом индекса изменения потребительских цен, так как индексация таких выплат в соответствии с действующим законодательством производится один раз в год. Полагает взысканную по решению суда сумму завышенной, так как согласно сведениям ФИО7 с мая 2010 г. истец получает ЕДВ в размере по 1163, 80 рублей ежемесячно, в то время как по решению суда расчет причиненного истцу ущерба произведен из размера ЕДВ в сумме 1699 рублей. В дополнении к кассационной жалобе ссылается также на то, что стороной в обязательствах по возмещению вреда, предусмотренных ст. 1069 ГК РФ, является государство, поэтому сумма возмещения материального вреда должна быть взыскана с казны Российской Федерации. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя военного комиссариата Орловской области по доверенности Сырцевой О.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. В соответствии с ч.1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются утрата имущества и неполученные доходы. Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относят: 1) военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; 2) военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; 3) военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; 4) военнослужащих летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий; 5) лиц (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавших воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившихся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получивших в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий; Вместе с тем, для получения статуса ветерана боевых действий необходимо подтвердить факт направления и нахождения на территории других государств в период ведения там боевых действий, а также факт получения ранения, контузии или увечья либо факт награждения орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.03г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» удостоверение выдается лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях России, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996г. Выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, направлявшим этих лиц для выполнения задач в районы вооруженных конфликтов и контртеррористических операций. Основанием для выдачи удостоверения лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях России, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с 1994г. по декабрь 1996г., является документально подтвержденный факт прохождения службы, работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.94г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций». Так, в качестве подтверждающих данный факт документов рассматриваются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения. Согласно ст. 105 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил РФ солдатами, матросами сержантами и старшинами, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 16.01.01г., в военных билетах увольняемых военнослужащих, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта, производятся соответствующие записи с указанием периодов прохождения военной службы, подлежащих зачету в выслугу лет, в том числе и в льготном исчислении, а также период участия в контртеррористических операциях. Военнослужащим выдается справка установленного образца. В соответствии с п.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.03.2004 г. № 77 (в ред. от 07.03.2008 г.), действующим до 26.04.2010 г. и отмененным в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 02.11.2009 г. № 1177 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 25.04.2010 г.), вместе с удостоверением лицам, указанным в пункте 1 настоящей Инструкции, по их просьбе выдается справка, подтверждающая дату, с которой они относятся к ветеранам боевых действий и имеют право на меры социальной поддержки. Справка подписывается должностным лицом, выдавшим удостоверение боевых действий, и заверяется печатью. В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ ветераны боевых действий имеют право на ежемесячную денежную выплату. Из материалов дела усматривается, что Меркулов С.В. в период с *ДАТА*г. по *ДАТА*г. и с *ДАТА*г. по *ДАТА*г. проходил военную службу, в том числе принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики с *ДАТА*г. по *ДАТА*г. и с *ДАТА*г. по *ДАТА*г. в составе в/ч *НОМЕР*. Данный факт подтвержден справкой ВРИО начальника отдела Военного комиссариата Орловской области по Северному и Железнодорожному району г. Орла от 24.02.2010 г. исх. № 15/2/387, направленной на повторный запрос начальника ФИО8 от *ДАТА* года с просьбой выслать справку в отношении Меркулова СВ., отбывающего назначенное ему наказание по приговору суда в указанном исправительном учреждении, подтверждающую прохождение службы в вооруженных силах на территории Чечни в *ДАТА* л.д. 57-59). Вместе с тем, при разрешении спора бесспорно установлено, что первоначально на запрос от *ДАТА* г. начальника ФИО9 в военный комиссариат Северного района г. Орла, 18.05.2009 года Военным комиссаром Северного и Железнодорожного районов г. Орла дан ответ, свидетельствующий об отсутствии вышеуказанных сведений на Меркулова С.В. л.д. 47, 50). При таких обстоятельствах, учитывая, что ввиду необоснованного ответа Военного комиссара Северного и Железнодорожного районов г. Орла об отсутствии личного дела Меркулова С.В. последний был лишен возможности своевременно получать ЕДВ как ветеран боевых действий Вооруженных сил РФ, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что именно по вине военного комиссариата Северного района Меркулов С.В. не получал указанные выплаты. Поэтому правильно, учитывая период времени необходимый для назначения ЕДВ, пришел к выводу о взыскании в пользу истца ЕДВ с учетом изменения индекса потребительских цен за период с мая 2009 года по январь 2010 года, т.е. за период, когда военным комиссариатом были нарушены права Меркулова. Ввиду изложенного, судебная коллегия не может согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что в непредоставлении своевременно Меркулову справки об участии в боевых действиях отсутствует вина военного комиссариата Орловской области, поскольку в соответствии с приказом военного комиссара Орловской области от 29.09.2009 г. № 134 военный комиссариат Северного и Железнодорожного районов г. Орла был реорганизован в форме присоединения к военному комиссариату Орловской области. Не может повлечь отмену решения суда и довод кассатора о том, что в мотивировочной части решения суд ошибочно ссылается на приказ Министра обороны РФ от 02.11.2009 г. № 1177, поскольку в силу приведенных норм права обязанность по выдаче указанной справки Меркулову в период возникновения спорных отношений была возложена на военный комиссариат Северного и Железнодорожного районов г. Орла, присоединенного в настоящее время к военному комиссариату Орловской области. Несостоятелен и довод кассатора о том, что Меркулов С.В., снявшись с воинского учета из военного комиссариата Северного района г. Орла в *ДАТА* и нигде не поставившись на такой учет, способствовал возникновению спора и несвоевременной выплате ему территориальным органом Пенсионного фонда ЕДВ, поскольку из материалов дела усматривается, что личное дело Меркулова, по сведениям из которого и была выдана несвоевременно соответствующая справка находилось в военном комиссариате Северного и Железнодорожного района г. Орла. Не может коллегия согласиться и с доводом кассатора, как не основанным на нормах действующего законодательства, о неправомерном взыскании в пользу истца невыплаченных ему своевременно ЕДВ с учетом индекса изменения потребительских цен, поскольку при рассмотрении дела бесспорно установлено, что по вине военного комиссариата ЕДВ за спорный период не были выплачены истцу своевременно. Несостоятелен и довод кастора о том, что в расчет причиненного истцу ущерба должен быть положен размере ЕДВ в сумме 1163,80 рублей, которые он получает с мая 2010 г., поскольку в силу ст. 23.1 Закона РФ «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий из числа, указанных в п.п.1-4 п. 1 ст. 3 настоящего Закона, установлена в размере 1699 рублей. Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым уточнить решение суда указанием о взыскании в пользу истца присужденных сумм с Российской Федерации за счет Казны через Министерство финансов РФ вместо ошибочного указания о взыскании денежных средств с военного комиссариата Орловской области, поскольку по основаниям ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Советского районного суда г. Орла от 14 июля 2010 года оставить без изменения, уточнив его резолютивную часть указанием о взыскании в пользу Меркулова Сергея Викторовича с Российской Федерации за счет Казны через Министерство финансов РФ в счет материального вреда 15974 (пятнадцать тысяч девятьсот семьдесят четыре) рубля 14 коп. Кассационную жалобу представителя военного комиссариата Орловской области Сырцевой О. А. оставить без удовлетворения. Председательствующий: судья Судьи: