о признании незаконным решения Правительства Орловской области



Дело №  33-1239                                      

Докладчик: Капустянская М.М. Федеральный судья: Шекшуева О.Н.

К А С С А Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 августа 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Циркуновой О.М.

судей Капустянской М.М. и  Ларионовой С.В.

при секретаре Наумовой Н.М.

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе Васиной И.Н. на решение Орловского районного суда Орловской области от 13 июля 2010 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Васиной Ирины Николаевны о признании незаконным решения Правительства Орловской области об отказе в рассмотрении заявления Васиной И.Н. о включении земельного участка в границы городского поселения ... Орлов­ского района и изменении вида его разрешенного использования и обязании Правительства Орловской области устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Капустянской М.М., выслушав представителя Васиной И.Н. по доверенности Лунина Е.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Васина И.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Правительства Орловской области об отказе в  включении земельного участка в границы городского поселения ... Орловского района и изменении вида его разрешенного использования и обязании Правительства Орловской области устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя.

В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешен­ное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., расположенный по адресу: Ор­ловская область, Орловский район, ...

Она намерена использовать данный участок для индивидуального жилищного строительства. В связи с чем обратилась в администрацию городского поселения ... Орловского района с заявлением о включении указанного выше земельного участка в границы данного городского поселения, изменении вида его разрешен­ного использования, которое ... г. вместе с поступившими от заявителя документами было направлено в Правительство Орловской области для рассмотрения по существу. Письмом от ... г. № ... за подписью заместителя Председателя Правительства Орловской области в адрес администрации городского поселения ... Орловского района фактически отказано в принятии решения по заявлению Васиной И.Н.

Просила суд, с учетом уточненных требований, признать незаконным решение Правительства Орловской области, изложенное в вышеназванном письме, об отказе в   включении указанного земельного участка в границы городского поселения ... Орловского района, изменении вида его разрешен­ного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «индивидуальное жилищное строительство», обязать Правительство Орловской области устранить допущенные нарушения прав и свобод Васиной И.Н. – в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по вопросу о включении этого земельного участка в границы городского поселения ... Орловского района, изменении вида его разрешен­ного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «индивидуальное жилищное строительство», вручив его Васиной И.Н.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе Васина И.Н. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Считает, что письмо от ... г. № ... за подписью заместителя Председателя Правительства Орловской области, в котором сообщается о невозможности рассмотрения по существу её заявления, обусловленное неправомерным истребованием дополнительных документов, фактически является отказом в рассмотрении такого заявления и принятием одного из решений, указанных в ч. 18 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ».

 Также полагает, что вышеназванное письмо, являясь по существу решением, может быть оспорено заявителем в судебном порядке в силу гл. 25 ГПК РФ.

         Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

   В соответствии с ч. 1, 2 и 4 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

 К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.

Пунктом 27 ст. 19 Закона Орловской области от 17 марта 2009 года № 879-03 «О правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» закреплено, что Правительство Орловской области принимает решения по ходатайствам о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую.

Согласно ст. 30 упомянутого Закона Правительство области издает постановления и распоряжения, обеспечива­ет их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постанов­лений Правительства области. Акты, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства области. Постановления и распоряжения Прави­тельства области подписываются Председателем Правительства области.

Статьей 3 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» определено, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе о переводе земель или земельных участков в составе таких земель.

В соответствии со ст. 5 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-03 «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» в систему правовых актов Орловской области входят, в том числе постановления и распоряжения Правительства Орловской области.

В силу п. 1 ч. 5 и ч. 13 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» орган местного самоуправле­ния в течение сорока пяти дней с даты поступления заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из гра­ниц населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении. Орган местного самоуправления направ­ляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение.

Частью 18 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Материалами дела установлено, что Васиной И.Н. на праве соб­ственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешен­ное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., расположенный по адресу: Ор­ловская область, Орловский район, ... что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.14).

С целью использования данного участка для индивидуального жилищного строительства Васина И.Н. ... года обратилась в администрацию городско­го поселения ... Орловского района Орловской области с заявлением о включе­нии вышеуказанного земельного участка в границы городского поселения ... Ор­ловского района Орловской области и изменении его разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «для индивидуального жилищного строительства».

... года администрацией городского поселения ... Орловского района Орловской области подго­товлено заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы этого городского поселения и изме­нения его разрешенного использования и ... года заявление Васиной И.Н. вместе с другими документами было направлено в Правительст­во Орловской области (л.д. 21-23).

Из материалов дела также видно, что ... года на имя главы администрации городского поселения ... Орловского района Орловской области заместителем Председателя Правительства Ор­ловской области было направлено письмо № ... с разъяснением о предоставлении дополнительных материалов (л.д. 24-25).

Из пояснений допрошенных в судебном заседании представителей Правительства РФ Сапрыкиной И.В., Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области Селифоновой С.Ю., администрации Орловского района Орловской об­ласти Балычевой Н.Р. следует, что указанным письмом было предложено главе ад­министрации городского поселения ... Орловского района представить, предусмотренное действующим законодательством, заключе­ние администрации Орловского района Орловской области о возможности и целесооб­разности включения земельного участка в границы населенного пункта.

Следовательно, в письме от ... года № ..., направленном в адрес главы администрации городского поселения ... Орловского района Орловской области, не содержался отказ Васиной И.Н. в рассмотрении её заявления, а содержалась информация главе администрации пос. ... о необходимости представления дополнительных документов, а именно - заключения администрации Орловского района о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы городского поселения ... Орловского района Орловской области и изменении вида его разрешенного использования.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов является переводом земель и земельных участков из одной категории в другую (в данном случае из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов).

Исходя из нормы, закрепленной в пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, входят в состав муниципальных районов.

В силу п. 15 ст. 15 того же Федерального закона утверждение схем территориального планирования муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Таким образом, в случае изменения границы населенного пункта, а именно исключения земельного участка, принадлежащего Васиной И.Н., из территории ... сельского поселения и включение его в территорию городского поселения ..., автоматически будет изменена внутренняя граница соответствующего муниципального образования - Орловского района Орловской области.

Учитывая изложенное, помимо заключения администрации поселения в пакете документов о переводе должно быть и заключение администрации Орловского района.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно посчитал, что окончательного реше­ния Правительством Орловской области по заявлению Васиной И.Н. о включении земельного участка в границы городско­го поселения ... Орловского района и изменении вида его разрешенного исполь­зования в форме постановления или распоряжения, подписанного Председателем Правительства Орловской области, принято не было, и отказал в удовлетворении заявленных требований.

    

По изложенным основаниям, доводы кассационной жалобы Васиной И.Н. о том, что письмо от ... г. № ... за подписью заместителя Председателя Правительства Орловской области, в котором сообщается о невозможности рассмотрения по существу её заявления, обусловленное неправомерным истребованием дополнительных документов, фактически является отказом в рассмотрении такого заявления и принятием одного из решений, указанных в ч. 18 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», являются несостоятельными.

Довод кассационной жалобы Васиной И.Н. о том, что вышеназванное письмо, являясь по существу решением, может быть оспорено заявителем в судебном порядке в силу гл. 25 ГПК РФ, не влечет отмены постановленного судом решения, поскольку указанным письмом никакого решения не принималось.

          Судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

         Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

         Решение Орловского районного суда Орловской области от 13 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Васиной И.Н. - без удовлетворения.

         Председательствующий судья:

         Судьи: