о взыскании суммы неосновательного обогащения



Дело № 33- 1272

Докладчик Ларионова С.В. Федеральный судья Лихачев В.И.

                                 К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 августа 2010г. судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Старцевой С.А.  

судей Ларионовой С.В. и  Склярука С.А.

при секретаре Новиковой Е.В.

в открытом судебном заседании в г.Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе Батеха Ф.И. на решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 22 июля 2010 г., которым постановлено:

                          «Исковые требования УФСИН РФ по Орловской области к Батёха Федору Ивановичу о   возврате суммы неосновательного обогащения   - удовлетворить.

                        Взыскать с     Батёха Федора Ивановича в пользу УФСИН РФ по Орловской области ........

                         Взыскать с Батёха Федора Ивановича в бюджет Муниципального образования г.Орел государственную пошлину в размере .......       

                 Заслушав дело по докладу судьи областного суда Ларионовой С.В., судебная коллегия

                                У С Т А Н О В И Л А:

Начальник УФСИН РФ по Орловской области Доронин В.А. обратился к Батёхе Ф.И. о возврате суммы неосновательного
обогащения.                                                              

В обосновании заявленного требования указал, что Батёхе Ф.И. в 2008 году была оказана безвозмездная финансовой помощь в размере ....... для приобретения жилого помещения.

 В ходе проверки правомерности оказания безвозмездной финансовой помощи на приобретение (строительство) жилья при проведении документальной ревизии финансово - хозяйственной деятельности, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области в марте - апреле 2010г. было установлено, что решение ЖБК УФСИН России по Орловской области об оказании ему безвозмездной финансовой помощи в 2008году было принято без представления сотрудником каких-либо подтверждающих документов, в нарушение требований п. 4 и п. 5 Инструкции при отсутствии документов, необходимых для принятия соответствующего решения, поскольку Батёха Ф.И. не являлся членом жилищно-строительного кооператива, а так же не осуществлял строительство индивидуального жилого дома.

Секретарем ЖБК УФСИН России по Орловской области 11.05.2010г. Батехе Ф.И. были направлены письма с предложением добровольно вернуть неправомерно выделенную безвозмездную финансовую помощь в размере ......., однако по настоящее время денежные средства добровольно не возвращены.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик Батеха Ф.И. просит решение суда отменить.

Указывает, что являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий по решению ЖБК от 2001г. и суд неправильно вышел за рамки предъявленных исковых требований, исследовав доказательства правомерности постановки его на учет в качестве нуждающегося для улучшения жилищных условий, в то время как истцом незаконность принятия такого решения не оспаривалась.

Полагает, что УФСИН России по Орловской области является ненадлежащим истцом по делу, поскольку денежная сумма в размере ........ была перечислена ему в качестве безвозмездной финансовой помощи из средств федерального бюджета.

Указывает на то, что ....... были перечислены ему по решению УФСИН России по Орловской области на основании представленных им документов и  при принятии решения истец располагал сведениями о том, что он не является членом ЖСК и не осуществлял индивидуальное жилищное строительства. Поэтому суду в данном случае надлежало применить положения ст.1109 ч.4 ГК РФ, поскольку истец, требующий возврата имущества( денежных средств) знал об отсутствии обязательств либо предоставил имущество в благотворительных целях.

            Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Батеха Ф.И., поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителя УФСИН России по Орловской области по доверенности Пронину Л.В., судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения по следующим основаниям.

В соответствии ч.1 и ст.1109 ГК РФ.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

              Согласно Указов Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N  1153  "О мерах по усилению социальной защиты
военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и   Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2285), от 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации"   (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4683), от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и   структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945) и в целях совершенствования оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство была утверждена Инструкция о порядке оказания сотрудникам уголовно- исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство.

           В силу п.1 вышеуказанной Инструкции безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство оказывается сотрудникам уголовно-исполнительной системы, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно- исполнительной системе, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, 10 и более лет в календарном исчислении и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

           Очередность на получение финансовой помощи среди сотрудников устанавливается в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Финансовая помощь оказывается сотрудникам в пределах нормы предоставления площади жилья, устанавливаемой субъектом Российской Федерации, но не более 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра общей площади на семью из двух человек и 33 кв. метра общей площади на одного человека.

            Как следует из материалов дела, Батеха Ф.И. состоит в .......

        Решением ЖБК УФСИН России по Орловской области от 12.04.2001года Батеха Ф.И. был поставлен на очередь в качестве нуждающегося на получение жилья на состав семьи четыре человека: он, жена и двое несовершеннолетних детей, как проживающий в неблагоустроенном доме (отсутствует водопровод и канализация), площадью ....... которого принадлежат на праве собственности его жене, и состоял на указанной очереди до 2008годал.д. 117-118).

           Данное обстоятельство подтверждается материалами учетного жилищного дела и не оспаривалось в судебном заседании сторонами.

            Решением ЖБК УФСИН России по Орловской области от 16.04.2008года, на основании рапорта Батеха Ф.И. было принято решение о  предоставлении ему на состав семьи в количестве 4 человек, как нуждающемуся в получении жилого помещения безвозмездной финансовой помощи в сумме ........ Основанием для принятия такого решения явилось то, что Батеха Ф.И. является нуждающимся в улучшении жилищных условий и проживает с семьей в неблагоустроенном жилом доме, общей площадью ........ без канализации и водоснабжениял.д.64).

          

           Удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчика в качестве неосновательного обогащения ......., суд указал на то, что оснований для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2001году Батеха Ф.И. на состав семья 4 человека не имелось, поскольку он и члены его семьи проживали в частном доме и на каждого из них приходилось более ........ жилой площади.

           Однако судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может по следующим обстоятельствам.

          Согласно ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

 Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

         В соответствии с п.2 ст.29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении( доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

         Согласно п.9 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Орловской области, утвержденных решением исполнительного комитета Орловского областного Совета народных депутатов от 10.04.1987года № 159, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Орловской области признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека семьи не более 6,5 м.кв., а также проживающее в государственном или общественном жилом помещении, не отвечающем санитарным и техническим требованиям, неблагоустроенном или с неполным благоустройством, независимо от размера занимаемой жилплощади, но применительно к данной местности.

        Вместе с тем, в соответствии с  Положением «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и порядке предоставления государственного, муниципального и общественного жилья в  г.Орле», утвержденного Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 25.04.2002года № 18/238-ГС, действовавшего на момент введения в действие ЖК РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: проживающие в жилых помещениях любой формы собственности, не отвечающих санитарно-техническим требованиям, неблагоустроенных или с неполным благоустройством независимо от размера занимаемой площади.

  Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент издания указанного постановления, Батеха Ф.И. имел право быть постановленным на очередь для улучшения жилых условий по основанию, изложенному в его рапорте, а именно по причине неблагоустроенного жилого помещения, поскольку в его частном доме отсутствовали канализация и водопровод.

 А поскольку ответчик с 2001года по 2002год с очереди Батеха Ф.И. не снимал и его рапорт о постановке на очередь для нуждающихся в улучшении жилищных условий не возвратил, следовательно, истец правомерно состоял на очереди с  апреля 2002года, как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

 В соответствии со ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

  

          Согласно ст.6.ч.2 ФЗ РФ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ» от 29.12.2004года № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

 

 В силу ч.1 п.2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

 являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

 

        В соответствии с  Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006года № 5/058-ГС норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в  г.Орле составила 18 кв.м. общей площади жилого помещениял.д.97).

        При таких обстоятельствах, в силу приведенных норм права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в 2008году правомерно на основании рапорта Батеха работодателем было принято решение о  предоставлении ему безвозмездной финансовой помощи, как имеющему необходимую выслугу и  состоящему на очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку общая площадь жилого дома, принадлежащая его супруге на праве собственности составляла ....... что менее чем 18кв.м. на человека нормы предоставления жилья в г.Орле.

 

         По изложенным основаниям несостоятельным является и вывод суда о том, что ФБК УФСИН России по Орловской области вынесла решение без представления сотрудником в нарушение требований п. 4 и п. 5 Инструкции документов, необходимых для принятия соответствующего решения, поскольку при разрешении спора установлено, что ответчиком кроме рапорта был предоставлен договор купли- продажи квартиры от 20.05.2008года, согласно которому Батеха Ф.И. прибрел на праве собственности у Бойцовой Н.И. однокомнатную квартиру за ........ Из текста договора следует, что расчет между сторонами производится в два этапа: ....... при заключении договора и  .......

        В заседании судебной коллегии сторонами данное обстоятельство не оспаривалось, при этом ответчик Батеха Ф.И. указал, что первый взнос с размере ....... он уплатил, заключив кредитный договор с Банком, впоследствии получив субсидию, произвел с продавцом окончательный расчет, после чего зарегистрировал договор в УФРС и предоставил копию договора работодателю.

       Кроме того, представитель УФСИН России по Орловской области в заседании судебной коллегии подтвердила тот факт, что никто из сотрудников, состоящих на очереди для улучшения жилищных условий и получивших субсидии не являлся членом ЖСК и не брал ссуды в банке на строительство жилого дома.

         Учитывая изложенное, а также то, что Батеха Ф.И. на предоставленную ему безвозмездную финансовую помощь приобрел жилое помещение и был снят с очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности действий ЖБК УФСИН России по Орловской области от 16.04.2008года по предоставлению безвозмездной финансовой помощи сотруднику Батеха Ф.И.

 Вместе с тем, судебная коллегия считает, что истцом допущена ошибка при расчете денежных средств для предоставления безвозмездной финансовой помощи сотруднику Батеха Ф.И.

 В соответствии с п.2 Инструкции о порядке оказания сотрудникам уголовно-исполнительной системы безвозмездной финансовой помощи по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, утвержденной приказом Минюста РФ № 281 от 5.09.2006года, финансовая помощь оказывается сотрудникам:

2.1. В пределах нормы предоставления площади жилья, устанавливаемой субъектом Российской Федерации, но не более 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра общей площади на семью из двух человек и 33 кв. метра общей площади на одного человека (расчетная стоимость).

2.2. Сверх нормы предоставления площади при расчете суммы финансовой помощи учитывается право отдельных категорий сотрудников и членов их семей на дополнительную площадь жилого помещения, предоставляемую в соответствии с действующим законодательством. В этом случае расчетная стоимость увеличивается на размер стоимости дополнительной площади жилого помещения.

2.3. В размере 75 процентов расчетной стоимости жилья исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в данном регионе, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 394-р, на момент заключения договора на приобретение кооперативного жилья или кредита банка на индивидуальное жилищное строительство, при этом:

50 процентов из указанного размера финансовой помощи относятся за счет бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в смете на содержание уголовно-исполнительной системы;

25 процентов из указанного размера финансовой помощи - за счет внебюджетных средств, в том числе прибыли, получаемой учреждениями уголовно-исполнительной системы от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности за вычетом расходов по осуществлению этой деятельности, или прибыли предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством, а также экономии бюджетных средств по смете на содержание уголовно-исполнительной системы.

Оставшиеся 25 процентов расчетной стоимости жилья оплачиваются за счет денежных средств сотрудников

         Размер общей жилой площади ответчика судебная коллегия считает необходимым определить ....... поскольку жилая пристройка к домовладению ......., расположенному по адресу: ....... в размере ........ в установленном законом порядке не признана жилым строением и не может входить в состав единого домовладения.

Таким образом расчет предоставляемой субсидии составит:

        4человека х 18 кв.м. – .............. площадь домовладения ответчика по представленным документам) х ........ ( средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей жилой площадь по субъекту Орловская область на второй квартал 2008года) х 0, 5 = .......

         Таким образом, ответчику подлежало к выплате по решению ЖБК УФСИН России по Орловской области в 2008года .......

         Учитывая, что Батеха Ф.И. фактически была выплачена сумма в размере ......., то с него подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения денежная сумма в размере  .......

           В силу изложенного доводы кассационной жалобы ответчика являются несостоятельными и не являются основанием для отмены решения в части взыскания неосновательного обогащения в  размере .......

           Поскольку решение суда изменено в части суммы неосновательного обогащения в пользу истца, подлежит изменению и размер госпошлины, подлежащей взысканию в его пользу, который в соответствии со ст.333.19 НК РФ составляет 5993руб. 38 коп.

            Руководствуясь ст.360 ГПК РФ, судебная коллегия

                                  О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 22 июня 2010г. изменить.

            Исковые требования УФСИН РФ по Орловской области к Батёха Федору Ивановичу о   возврате суммы неосновательного обогащения   - удовлетворить частично.

           Взыскать с     Батёха Федора Ивановича в пользу УФСИН РФ по Орловской области  .......

             Взыскать с Батёха Федора Ивановича в бюджет Муниципального образования г.Орел государственную пошлину в размере .......    

             Кассационную жалобу Батеха Ф.И.оставить без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи: