Дело № 33-1277 Докладчик: Старцева С. А. Федеральный судья: Чурсина Е.В. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 25 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Старцевой С.А. и судей Ларионовой С.В., Склярука С.А. при секретаре Новиковой Е.В. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе на решение Заводского районного суда г. Орла от 12 июля 2010 года, которым постановлено: «Исковые требования Филимонова Анатолия Михайловича к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить. Признать за Филимоновым Анатолием Михайловичем право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Обязать ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Филимонову Анатолию Михайловичу пенсию по старости с 28.05.2010 года». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Старцевой С. А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Филимонов A.M. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально - экономическим статусом и обязании ответчика назначить ему пенсию по старости с 28.05.2010 года. В обоснование требований указал, что с 18 мая 1995 года по настоящее время проживает в д. Казначеево Орловского района Орловской области, относящейся к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Поскольку период его проживания в указанном населенном пункте с 18.05.1995 года по 29.09.2009 года не подтверждается регистрацией, ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области отказал в учете данного периода при снижении общеустановленного пенсионного возраста. Полагал, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». По указанным основаниям просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с постоянным проживанием на территории с льготным социально – экономическим статусом и обязать ответчика назначить ему пенсию по старости с 28.05.2010 года. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Филимонова А.М. Указывает, что основанием для досрочного назначения пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста является постоянное проживание на территории зоны с льготным социально – экономическим статусом, которое подтверждается только регистрацией по месту жительства. В то же время, период проживания истца, подтвержденный регистрацией в указанной зоне составляет всего 5 месяцев 17 дней. Полагает, суд незаконно назначил пенсию с даты достижения истцом 57 лет (с 28.05.2010г.), т.к. право на назначение указанного вида пенсии могло возникнуть у него только с момента вступления в законную силу решения суда. Поверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшей жалобу по изложенным в ней доводам, возражения истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.91г. с последующими изменениями и дополнениями «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. В соответствии со ст.1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в ред. Федеральных законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Статья 2 названного Закона признает местом жительства - жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 3 Закона регистрационный учет граждан России по месту пребывания и по месту жительства имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином России его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что граждане, фактически проживающие без регистрации в населенных пунктах, включенных Правительством РФ в зоны с особым социально-экономическим статусом, имеют право на льготы в пенсионном обеспечении. Как усматривается из материалов дела, Филимонов A.M. проживал с 18.05.1995г. по 29.09.2009г. в д. Казначеево Орловского района Орловской области, которая включена в перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, согласно Распоряжению Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. и Постановлению Правительства РФ №1582 от 18.12.1997 года. Указанные обстоятельства подтверждаются: справкой главы администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области л.д. 9), похозяйственными книгами за 1991-1995 годы, № 7 за 1997-2001 годы и за 2002-2008 годы л.д. 23, 64-65, 66-67), из которых следует, что Филимонов A.M. проживал в д. Казначеево Орловского района Орловской области без регистрации в указанный период времени, картой медицинского обследования истца как работника ЗАО «Орелоблэнерго» за 2007 год следует, в которой домашний адрес Филимонова A.M. помимо прописки указан и д. Казначеево л.д. 89), личной карточкой истца по месту работы в ЗАО «Орелоблэнерго», в которой его местом жительства указана д. Казначеево л.д.52), показаниями свидетелей ФИО14 л.д. 73-74), ФИО15 л.д. 74-75), ФИО16. л.д. 74-75), ФИО17 л.д. 75), ФИО18. л.д. 75-76), ФИО19. л.д. 76), ФИО20 л.д. 102 - 103), подтвердивших проживание истца в спорный период времени в д. Казначеево Орловского района. Ответчик не представил доказательств, опровергающих факт проживания истца в д. Казначеево Орловского района Орловской области в указанный период времени. При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о том, что истец имеет право на пенсию с учетом снижения пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с момента возникновения у него права на назначение таковой, т. е. по достижении 57 лет. Довод кассационной жалобы о том, что факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом может быть подтвержден исключительно регистрацией по месту жительства является несостоятельным, т.к. основан на неправильном толковании норм действующего законодательства. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку с заявлением о назначении пенсии истец (28.05.1957 года рождения) обратился к ответчику 05.05.2010г., то в силу приведенной нормы права суд правильно обязал Управление пенсионного фонда назначить Филимонову А.М. пенсию по достижению им 57 лет, т.е. с момента возникновения у него права на ее получение (с 28.05.2010 г.), в связи с чем, довод жалобы о наличии у истца права на назначение указанного вида пенсии только с момента вступления в законную силу решения суда является несостоятельным и не влечет отмену решения суда. Кассационная жалоба не содержит доказательств, опровергающих выводы суда, поэтому оснований для отмены решения суда по ее доводам, не имеется. Руководствуясь ст. ст. 360,361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Заводского районного суда г. Орла от 12 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения. Судьи: