возмещение морального вреда, причиненного органами предварительного следствия



Дело № 33-1270

Докладчик: Циркунова О.М. Федеральный судья: Забелина О.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе судей:

председательствующего Циркуновой О.М.

членов коллегии Зубовой Т.Н., Капустянской М.М.             

при секретаре Наумовой Н.М.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационным жалобам Министерства финансов Российской Федерации, УВД по Орловской области на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 27 июля 2010 года, которым постановлено:

          «Исковые требования Иванова Виктора Павловича к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о возмещении морального вреда, причиненного органами предварительного следствия, удовлетворить частично.  

           Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, через Министерство финансов РФ в пользу Иванова Виктора Павловича денежную компенсацию в возмещение морального вреда, причиненного органами предварительного следствия, в сумме 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.»

           Заслушав дело по докладу судьи Циркуновой О.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

          Иванов В.П. обратился в суд с иском к УВД по Орловской области, Управлению Федерального казначейства по Орловской области о возмещении морального вреда, причиненного органами предварительного следствия.

          В обоснование заявленных требований указывал, что *ДАТА*г. в отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. -х-х- УК РФ. В связи с чем, он был задержан по подозрению в совершении данного преступления и *ДАТА*г. в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, которая *ДАТА*г. была изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении. Затем в течение года его вызывали в правоохранительные органы для проведения следственных действий.

          *ДАТА*г. уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления.

          Незаконным уголовным преследованием ему были причинены нравственные и физические страдания, выразившиеся в том, что он два месяца находился под стражей, в связи с чем, был вынужден уволиться с работы, после освобождения не мог трудоустроиться, поскольку работодатели, узнав, что в отношении него возбуждено уголовное дело, отказывали ему в приеме на работу; из-за ограниченного рациона питания в СИЗО его родственники несли дополнительные затраты на дополнительную покупку продуктов питания; ввиду заключения его под стражу он был лишен возможности содержать свою жену, которая находилась на его полном содержании; испортились отношения с родственниками;  впоследствии был лишен возможности свободно передвигаться, в связи с избранной в отношении него мерой пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

          По изложенным основаниям просил суд взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.

           В ходе разрешения спора, истец заявленные требования уточил, просил суд заменить ненадлежащих ответчиков на надлежащего ответчика, Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ, взыскав с него денежную компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.

           

        Судом постановлено указанное выше решение.

         В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит изменить решение суда в части определения размера морального вреда, подлежащего к взысканию в  пользу Иванова В.П.      

         В обоснование доводов жалобы указывает, что судом при разрешении заявленного спора не были исследованы физические и нравственные страдания, перенесенные истцом в связи с незаконным уголовным преследованием.

         Полагает, что отказ Иванову В.П. в приеме на работу -х-х- по причине уголовного преследования не может служить основанием для компенсации морального вреда в порядке ст. 1070 ГК РФ.

          Считает несостоятельным вывод суда о том, что в период нахождения под стражей Иванов В.П. получал недостаточное питание, поскольку приказ Минюста, определяющий размер рациона заключенных под стражу незаконным признан не был.

          По изложенным основаниям полагает, что решение суда подлежит изменению, и в пользу Иванова В.П. подлежит ко взысканию денежная компенсация морального вреда размере 50 000 рублей.            

         В кассационной жалобе УВД по Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда в части определения размера компенсации морального вреда с принятием нового решения.  

        В обоснование доводов жалобы указывается, что истец не доказал факт нравственных страданий, поскольку все следственные действия проводились в строгом в соответствии с законом и были направлены на установление истины по делу.

Помимо этого указывает, что факт причиненных истцу физических страданий, причиненных уголовным преследованием, не доказан.

Не согласно с выводом суда о том, что питание, получаемое истцом в СИЗО было ограниченным, поскольку питание в СИЗО осуществлялось в соответствии с установленными нормами на тот период.

Кроме этого указывает, что суд необоснованно сослался на письмо -х-х- об отказе Иванову В.П. в приеме на работу, в связи с привлечением его к уголовной ответственности, поскольку в нем не указано конкретно в связи с каким уголовным преследованием его не приняли на работу, т.к. Иванов В.П. неоднократно привлекался к уголовной ответственности.

 Полагает, что при определении судом размера компенсации морального вреда суд не дал объективную оценку характеру и объему причиненного истцу нравственных и физических обстоятельств причинения морального вреда, не учел требования разумности и справедливости. 

         Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражения Иванова В.П., судебная коллегия не находит оснований к изменению и отмене решения суда.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. каждый, кто стал жертвой ареста или содержания под стражей в нарушение положений данной статьи, имеет право на компенсацию. Данная Конвенция в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации является составной частью правовой системы Российской Федерации.

Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из материалов дела видно, что *ДАТА*г. заместителем прокурора г.Орла было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. -х-х- УК РФ по факту вымогательства имущества у ФИО6 л.д. 35).

*ДАТА*г. следователем СУ при УВД Орловской области было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого Иванова В.П. в совершении преступления, предусмотренного ст. -х-х- -х-х- УК РФ л.д. 39).

*ДАТА*г. следователем СУ при УВД Орловской области было вынесено постановление о применении Иванову В.П. меры пресечения в виде заключения под стражу л.д. 40).

Постановлением следователя СУ при УВД Орловской области от *ДАТА*г. производство по уголовному делу по обвинению Иванова В.П. по ст. -х-х- было приостановлено до его розыска л.д. 36).

*ДАТА*г. место нахождение Иванова В.П. было обнаружено, в связи с чем производство по делу было возобновлено л.д. 37).

 В этот же день, *ДАТА*г., следователем СУ при УВД Орловской области постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу Иванова В.П. было санкционировано прокурором г.Орла, Иванов В.П. был ознакомлен с предъявленным обвинением по ст. -х-х- УК РФ и допрошен в качестве обвиняемого.

 В ходе предварительного следствия в отношении Иванова В.П. проводились следственные действия: допросы, опознание, очная ставка л.д. 41, 48, 49).

*ДАТА*г. на основании постановления следователя СУ при УВД Орловской области примененная в отношении Иванова В.П. мера пресечения в виде заключения под стражу, была изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении л.д. 51, 52).

Постановлением следователя СУ Орловской области от *ДАТА* года производство по уголовному делу по факту вымогательства прекращено, в связи с изменением обстановки л.д. 53).

Постановлением заместителя прокурора города Орла от *ДАТА*г. постановление о прекращении уголовного дела от *ДАТА*г. отменено и направлено в СЧ СУ при УВД области л.д. 55-56).

*ДАТА*г. производство по уголовному делу было возобновлено и установлен срок следствия до *ДАТА*г.

Постановлением следователя СУ при УВД Орловской области от *ДАТА*г. уголовное дело, возбужденное по ст. -х-х- УК РФ по факту вымогательства Ивановым В.П. у ФИО6 денег производством прекращено за отсутствием в действиях Иванова В.П. состава преступления л.д. 59).

Таким образом, судом было установлено, что уголовное преследование в отношении Иванова В.П. длилось на протяжении 8 месяцев 6 дней, из которых он находился под стражей 2 месяца 3 дня и 1 месяц под подпиской о невыезде.

          Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о незаконном привлечении Иванова В.П. к уголовной ответственности и избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражей и подписки о невыезде и надлежащем поведении, суд пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в его пользу денежной компенсации морального вреда.

          При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего к взысканию в пользу Иванова В.П., судом были учтены требования разумности, справедливости, а также длительность уголовного преследования, тяжесть предъявленного истцу обвинения, а также конкретные обстоятельства содержания его под стражей.   

          В связи с чем, судебная коллегия находит обоснованным размер компенсации морального вреда взысканный в пользу Иванова В.П. в сумме 150 000 рублей.

          С учетом изложенного, не влекут изменения и отмены решения суда доводы жалоб Министерства финансов РФ и УВД по Орловской области о том, что размер компенсации морального вреда, взысканный в пользу Иванова В.П. является завышенным.

Довод жалобы Министерства финансов РФ и УВД по Орловской области о том, что факт причиненных истцу физических страданий, причиненных уголовным преследованием, не доказан, является несостоятельным, поскольку во время предварительного расследования истец находился в стрессовом состоянии, так как обвинялся в совершении тяжкого преступления, находясь под стражей в течение двух месяцев, не мог свободно передвигаться и распоряжаться своим временем, полноценно питаться. 

Довод жалобы Министерства финансов РФ о том, что отказ Иванову В.П. в приеме на работу -х-х- по причине уголовного преследования не может служить основанием для компенсации морального вреда в порядке ст. 1070 ГК РФ, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку это обстоятельство опровергается имеющейся в деле справкой -х-х- о том, что Иванову В.П. в октябре 2001г. было отказано в трудоустройстве по причине его уголовного преследования правоохранительными органами л.д.69).

 Не является основанием к отмене решения суда и довод жалобы УВД по Орловской области, что суд необоснованно сослался на письмо -х-х- об отказе Иванову В.П. в приеме на работу, поскольку в   нем не указано конкретно в связи с каким уголовным преследованием его не приняли на работу, т.к. из названного письма усматривается, что вопрос о принятии Иванова В.П. на работу рассматривался именно на октябрь 2001г., когда в отношении него было возбуждено уголовное дело по п. -х-х- УК РФ.

Не влияет на законность постановленного судом решения довод жалоб Министерства финансов РФ и УВД по Орловской области о несогласии с выводом суда о том, что питание, получаемое истцом в СИЗО было ограниченным, поскольку судом при разрешении дела этому обстоятельству была дана надлежащая оценка и было установлено, что в настоящее время действует приказ Минюста РФ «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время» от 02.08.2005г. №125 (в ред. Приказа Минюста РФ от 03.07.2008г. №135), согласно которому увеличен рацион продовольствия и норма питания на одного человека.

Не может служить основанием к отмене решения суда довод жалобы УВД по Орловской области, что истец не доказал факт нравственных страданий, так как все следственные действия проводились в строгом в соответствии с законом и были направлены на установление истины по делу, поскольку судом был установлен факт незаконного уголовного преследования в отношении Иванова В.П., что в соответствии с действующим законодательством дает ему право на денежную компенсацию морального вреда.

Довод жалобы, что при определении судом размера компенсации морального вреда суд не дал объективную оценку характеру и объему причиненного истцу нравственных и физических обстоятельств причинения морального вреда, не учел требования разумности и справедливости, не влечет отмены решения суда, поскольку судом при определении размера компенсации морального вреда, подлежащего ко взысканию в пользу Иванова В.П. были в полной мере учтены все обстоятельства по делу и требования закона.

С учетом изложенного, оснований к отмене решения суда не имеется.

        

                      Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 27 июля 2010 года оставить без изменения.

Кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, УВД по Орловской области - оставить без удовлетворения.

Председательствующий:  судья

Судьи: