Дело № 33-1308 Докладчик: Мернова О.А. Федеральный судья: Гнеушева Е.Н. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 09 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе судей: председательствующего Старцевой С.А. судей Мерновой О.А., Склярука С.А. при секретаре Наумовой Н.М. в открытом судебном заседании в Орловском областном суде слушала гражданское дело по кассационной жалобе Соломатина А.А. на решение Урицкого районного суда Орловской области от 02 июля 2010 года, которым постановлено: «Исковые требования Соломатина Алексея Александровича к ФБУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области о восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения». Заслушав дело по докладу судьи Мерновой О.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Соломатин А.А. обратился в суд с иском к ФБУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области о восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование заявленных требований указал, что решением жилищной комиссии ИК-5 от 12.01.2005г. был поставлен на очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий. На основании решения жилищной комиссии от 25.06.2009г. включен в состав участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе. Однако решением жилищной комиссии от 18.12.2009г. был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ст.56 ЖК РФ, в связи с выявлением в представленных им документах в орган, осуществляющий принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. Полагает, что принятое решение о снятии его с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным, так как он был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий на законных основаниях. Просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии ФБУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области от 18.12.2009г. (протокол № 32) в части снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония № 5 УФСИН России по Орловской области восстановить его в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Соломатин А.А. просит об отмене решения суда, как незаконного. Полагает, суд ошибочно пришел к выводу о том, что он не нуждается в улучшении жилищных условий. Указывает на то, что выводы суда о том, что он является собственником дома *НОМЕР*а по -х-х- в пос. -х-х-, -х-х- не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Соломатина А.А. поддержавшего доводы жалобы, мнение третьих лиц ФИО7, ФИО6, возражения на жалобу представителя ФБУ ИК-5 УФСИН России по Орловской области Тимонина В.Л., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, которые, в том числе: имели обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Согласно ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. В соответствии с пунктом 9 раздела 2 Правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Орловской области, утвержденных Решением Исполкома Орловского областного Совета народных депутатов от 10.04.1987г. № 159 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека семьи не более 6,5 кв. м; проживающие в государственном или общественном жилом помещении (доме), не отвечающем санитарным и техническим требованиям, неблагоустроенном или с неполным благоустройством, независимо от размера занимаемой жилплощади, но применительно к данной местности; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (но заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие и прописанные в общежитиях, за исключением сезонных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением. Пунктом 14 раздела 2 указанных правил предусмотрено, что для принятия на учет подается заявление. К заявлению прилагается: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, и в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждения здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи (ст. 32 ЖК РСФСР). Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Как усматривается из материалов дела, решением жилищной комиссии ИК-5 УФСИН РФ по Орловской области от 17.01.2005г. Соломатин А.А. был поставлен на учет на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий л.д.9), а 25.06.2009г. включен в состав участников подпрограммы «выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы в уголовно-исполнительной системе л.д.14-15). Решением жилищной комиссии ФБУ ИК №5 от 18.12.2009г. истец снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду того, что изначально он был неправильно постановлен на жилищный учет л.д.19-20), так как на момент постановки на учет Соломатин А.А. не представил жилищной комиссии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие у него и членов его семьи другой жилой площади, справок о количестве зарегистрированных и проживающих совместно с ним членов семьи по указанному адресу и других необходимых документов, о чем уведомлен письмом ФБУ ИК-5 № 18/9515 от 23.12.2009г. л.д.21). Судом при разрешении спора установлено, что с момента постановки 17.01.2005 года в нарушение п. 21 действовавших Правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Орловской области жилищная комиссии не производила перерегистрацию по жилищному делу Соломатина А.А. вплоть до декабря 2009г. Кроме того, в жилищную комиссию для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий документы, установленные пунктом 14 раздела 2 указанных Правил Соломатиным А.А. представлены не были. Вместе с тем, из домовой книги усматривается, что на момент постановки Соломатина А.А. на учет – 17.01.2005г. он был зарегистрирован в -х-х-, дома *НОМЕР* по -х-х- -х-х- жилой площадью 29,1 кв.м и постоянно проживал в ней с семьей из пяти человек: он, жена – ФИО7, пасынок ФИО6, внук ФИО10 и невестка ФИО9 л.д. 69-74). Указанная квартира с 15 сентября 1995г. находится в общей долевой собственности Соломатина А.А., ФИО7, ФИО6, ФИО11 л.д.10). В то же время, как следует из материалов дела, 14 января 1994г. на основании постановления № 7 главы администрации п. -х-х- истцу был выделен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома по -х-х- л.д.194). 15 декабря 1994г. между Соломатиным А.А. и ФИО12 заключен типовой договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального двухэтажного жилого дома на праве личной собственности, который удостоверен нотариусом ФИО13. Также Соломатиным А.А. с отделом Архитектуры заключен Договор-заказ на выполнение проектных работ по строительству жилого дома. В генеральном плане домовладения, расположенного по -х-х-, *НОМЕР* по состоянию на апрель 1996 года общая площадь домовладения составляет 121,0 кв.м, жилая площадь - 95,2 кв.м, собственником указан Соломатин А.А., на основании заявления которого 10.02.2005 года в указанное жилое помещение была зарегистрирована его супруга ФИО7 л.д. 195). Из заявления о регистрации по месту жительства ФИО7 также видно, что жилое помещение (домовладение *НОМЕР*а, по -х-х-, -х-х-) предоставлено Соломатиным А.А. л.д.196). При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Соломатин А.А. правильно был снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку при рассмотрении дела бесспорно установлено, что на момент постановки его на учет в феврале 2005 года он не представил предусмотренных действующим законодательством документов, подтверждающих его нуждаемость. Кроме того, суд правильно принял во внимание при разрешении возникшего спора жилую площадь в построенном на указанную дату жилом доме *НОМЕР* по -х-х- -х-х-, фактическим владельцем которого являлся Соломатин А.А., хотя и не имел правоустанавливающих документов, и с учетом таких обстоятельств обоснованно пришел к выводу о том, что как на момент постановки на учет, так и в настоящее время, Соломатин А.А. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Поэтому правильно отказал в удовлетворении исковых требований Соломатина А.А. Соломатин А.А. не представил суду соответствующих доказательств, опровергающих выводы суда, в связи с чем несостоятельными являются доводы его жалобы. Судом при рассмотрении данного дела исследованы и оценены все представленные по делу доказательства соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации им дана правовая оценка, результаты которой отражены в решении и приведены мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна. С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Руководствуясь ст. 361-367 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Урицкого районного суда Орловской области от 02 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Соломатина А.А. – без удовлетворения. Председательствующий: судья Судьи: