По иску о взыскании ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью



Дело №  33-1421                             

Докладчик: Орлова А.В. Федеральный судья: Лигус О.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам

 

Орловского областного суда в составе:

Председательствующего:  Орловой А.В.

судей:                                   Капустянской М.М. и Мерновой О.В.

при секретаре:                    Плескачевой Е.Ю.

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационным жалобам Митрохина И.С., УВД по Орловской области и кассационному представлению прокурора Советского района г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 05 августа 2010 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить частично.

Взыскать с УВД по Орловской области в пользу Митрохина Ивана Сергеевича единовременно задолженность по денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, за период с (...) года по (...) года с учетом индексации в размере (...) рубля (...) копеек ((...) рубля (...) копеек).

Обязать УВД по Орловской области выплачивать в пользу Митрохина Ивана Сергеевича ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, по (...) рублей (...) копеек, начиная с (...) года и на период установления ему пенсии по инвалидности.

В случае изменения размера месячного денежного содержания, обязать УВД по Орловской области производить Митрохину Ивану Сергеевичу перерасчет размера денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья.

Взыскать с УВД по Орловской области в пользу Митрохина Ивана Сергеевича судебные расходы в размере (...) рубля.

В остальной части иска – отказать».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Орловой А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Митрохин И.С. обратился в Советский районный суд г. Орла с иском к УВД по Орловской области о взыскании ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью и задолженности по указанным выплатам.В обоснование заявленных требований указал, что в период прохождения службы в органах внутренних дел (...) года при исполнении служебных обязанностей получил увечья – военную травму. (...)г. он уволен из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. «з» ст.19 Закона «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы.(...)г. по причине получения военной травмы ему установлена инвалидность (...) группы на срок до (...)г. с (...)г. инвалидность (...) группы установлена пожизненно.Поскольку травма им получена при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы в органах внутренних дел, то с учетом окончательно сформулированных исковых требований и приведя суду свои расчеты, просил суд взыскать с ответчика задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с (...) года по (...) года с индексацией в размере (...) рублей (...) копеек; ежемесячно, начиная с (...) года и пожизненно в возмещение вреда, причиненного здоровью сумму в размере (...) рублей (...) копеек с учетом дальнейшей индексации указанных выплат в установленном законом порядке, а так же судебные расходы в размере (...) рубля. Представитель ответчика исковые требования не признал.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе Митрохин И.С. просит решение суда отменить ввиду нарушения норм материального права, поскольку суд неправильно произвёл расчет по единовременной задолженности и ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья.

Указывает на то, что суд незаконно применил Закон «О милиции» и засчитал в возмещение ежемесячного возмещения вреда здоровью сумму получаемой им пенсии по инвалидности, так как необходимо было руководствоваться нормами ГК РФ, предусматривающими более высокий размер возмещения вреда здоровью.

Полагает, что задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью и сумма индексации должны быть взысканы за весь период с момента установления ему группы инвалидности, то есть с (...)г. по (...)г.

Считает, что судом неверно произведен расчет ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью на основании несоответствующей действительности справки ответчика от (...)г., так как согласно выданной ему справке ответчиком от (...)г. указана большая сумма, полученная им в (...)., что влечет за собой необходимость нового расчета ежемесячной выплаты с её индексацией.

В кассационной жалобе УВД по Орловской области просит изменить решение суда, поскольку считает порядок расчёта размера единовременной и ежемесячной выплат истцу произведен судом неправильно, без учёта требований ст. 1086 ГК РФ.

В кассационном представлении прокурор Советского района г. Орла так же просит об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.

Ссылаясь на Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", полагает, что сумма, получаемой истцом пенсии по инвалидности не должна засчитываться в возмещение вреда здоровью.

Указывает на то, что в соответствии с Приказом МВД РФ от 15.10.1999 N 805 "Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких" выплаты в возмещение вреда здоровью потерпевшему производятся при назначении пенсии по инвалидности, в течение всего срока, на который установлена инвалидность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей истца -  Родина С.И. и ответчика – Сорокиной О.Н., поддержавших кассационные жалобы, учитывая заключение прокурора Орловской областной прокуратуры Териной Н.Н., полагавшей решение суда изменить, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с действующим законодательством конституционная обязанность государства по возмещению вреда, причинённого здоровью сотрудников милиции в связи с  исполнением ими служебных обязанностей может осуществляться в различных формах, в том числе в форме установленного обязательного государственного страхования их жизни и здоровья, которое финансируется за счёт бюджетных средств, в форме гражданско-правового возмещения вреда, причинённого здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции (ст. 1084 ГК РФ), в форме предоставления единовременного пособия и денежной компенсации (ч.3 и ч.4 ст. 29 закона РФ «О милиции»).

Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

        Исходя из анализа указанной нормы права в системной связи её с положениями ст. 1064 и 1069 ГК РФ вред, причинённый здоровью гражданина, возмещается в порядке, предусмотренном данными нормами права за счёт казны в случае причинения его незаконными действиями (бездействием) государственных органов и должностных лиц при установлении их вины в этом. Если же их вина отсутствует, обязанность по возмещению вреда на государство не возлагается.

Истец, обращаясь с вышеуказанными требованиями к ответчику, просил взыскать в его пользу задолженность по ежемесячным денежным выплатам в возмещение вреда здоровью в период с  (...)г. по день вынесения судебного решения с индексацией, а также ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда на период установления инвалидности с последующей индексацией. При этом он ссылался на то, что вред его здоровью причинён по причине получения им военной травмы при исполнении им служебных обязанностей при прохождении службы в (...) году в период боевых действий в  районе (...) г. (...), то есть, без установления вины государственных органов и  должностных лиц.

Как видно из материалов дела, Митрохин И.С. в период с (...). по (...)г. проходил службу в органах внутренних дел. (...) г. при исполнении служебных обязанностей в районе (...) г. (...) получил (...) травму. Приказом начальника Управления внутренних дел по Орловской области № (...) от (...)г. он был уволен со службы в должности (...) с (...) в соответствии с  п. «з» ст.19 Закона «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы. (...)г. на основании заключения медико–социальной экспертизы истцу была установлена (...) группа инвалидности с датой очередного переосвидетельствования до (...)г. При повторном переосвидетельствовании (...)г. ему была вновь установлена (...) группа инвалидности с указанием причины «военная травма» бессрочно.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом служебного расследования от (...) года, свидетельством о болезни, выпиской из приказа об увольнении, справками ГБ МСЭ по Орловской области(л.д. 5-8).

Основанием для увольнения истца со службы послужило свидетельство о болезни № (...) от (...)7г., в соответствии с которым Митрохин И.С. страдает последствиями (...) травмы ((...) от (...).), (...) л.д. 6).

Заключением судебно – медицинской экспертизы от (...)г., проведенной по инициативе суда, Митрохину И.С. установлена утрата (...)  профессиональной трудоспособности л.д. 138 – 146). 

Статьей 29 Закона РФ «О милиции»  предусматривается выплата при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц (часть 3) и денежной компенсации в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

В соответствии с п. 21, 23 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинении увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причинённого имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утверждённой Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15.10.1999г №805 денежная компенсация в возмещение вреда, причинённого здоровью, выплачивается потерпевшему сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения); выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который соответствующей МСЭК установлена инвалидность.

Статья 24 предусматривает, что в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда его здоровью подлежит соответствующему перерасчету.

Таким образом, при отсутствии вины органа внутренних дел в причинении вреда здоровью истца, его право на возмещение вреда, причинённого здоровью, а именно на получение ежемесячной денежной компенсации регулируется нормами специального законодательства.

Поскольку истец получил повреждение здоровья в период прохождения службы в органах внутренних дел при указанных выше обстоятельствах, в связи с чем, у него установлена (...) утрата профессиональной трудоспособности, суд обоснованно пришёл к выводу о частичном удовлетворении его требований, зачёл ему пенсию по инвалидности и взыскал задолженность единовременно с момента назначения ему пенсии до вынесения решения суда.

В связи с изложенным являются несостоятельными доводы кассационной жалобы истца о том, что суд при вынесении решения нарушил нормы материального права и незаконно применил Закон «О милиции» и засчитал в возмещение ежемесячного возмещения вреда здоровью сумму получаемой им пенсии по инвалидности, в то время как необходимо было руководствоваться нормами ГК РФ, предусматривающими более высокий размер возмещения вреда здоровью.

Судебная коллегия считает мотивы принятия решения в указанной части правильными, не противоречащими нормам специального законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон.  

Не может служить основанием для изменения решения суда довод жалобы о  взыскании задолженности с момента установления истцу группы инвалидности (с (...)г.). Поскольку действующее законодательство связывает выплату ежемесячной денежной компенсации с учётом выплачиваемой пенсии по инвалидности, а не пенсии по выслуге лет, получаемой истцом до (...)., вывод суда об удовлетворении требований в этой части с (...)г. является правильным.

Вместе с тем, суд, придя правильно к вышеуказанному выводу, ошибочно произвёл расчёт размера подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка, исходя из полученного им денежного довольствия за (...)., руководствуясь при этом п.5 ст.1086 ГК РФ, поскольку положения о произошедших изменениях в заработке потерпевшего в указанном месяце перед его увольнением со службы по ограниченному состоянию здоровья (п. «з» ст. 19 Закона РФ «О милиции») неприменимы в данном случае.

Пункт 5 ст.1086 ГК РФ предусматривает такой порядок подсчёта заработка, если произошли изменения, улучшающие имущественное положение потерпевшего до причинения увечья потерпевшему или иного повреждения его здоровья. Неправильно суд при подсчёте заработка включил все виды полученных истцом премий и материальной помощи.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Доходы от предпринимательской деятельности, а также авторский гонорар включаются в состав утраченного заработка, при этом доходы от предпринимательской деятельности включаются на основании данных налоговой инспекции.

Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов.

Среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать. В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев.

Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены.

      

Статьи 1 и 8 Закона РФ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудника и условия перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» определяют размер денежного довольствия сотрудников милиции, куда входит оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученой степени и ученого звания, иных дополнительных выплат.

Дополнительные выплаты сотрудникам состоят из: дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму;

премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, которое может быть выплачено в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год;

материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками.

Правительство РФ Постановлением от 21 января 2003г. № 33 утвердило Положение «О выплате премии за образцовое исполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», которым предусматривается выплата сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее именуются - сотрудники) премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до 3 окладов денежного содержания (далее именуется - премия) ( п.1).

Данным Постановлением было утверждено и Положение «Об оказании материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», которым сотрудникам органов внутренних дел в том числе ежегодно оказывается материальная помощь в размере не менее 2 окладов денежного содержания.

При определении размера материальной помощи в расчет принимаются размер оклада по основной штатной должности и размер оклада по специальному званию, установленные на день оказания материальной помощи, а для сотрудников, назначенных исполняющими обязанности по должности, - размер оклада по этой штатной должности и размер оклада по специальному званию.

 Сотрудникам может быть оказана материальная помощь, превышающая установленный настоящим Положением размер. Порядок оказания такой материальной помощи (в том числе ее максимальный размер) определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти (п.п. 1-3).

Как видно из представленной в заседание судебной коллегии по гражданским делам Орловского облсуда представителем ответчика справки от (...)г. доход истца за 12 месяцев, предшествующих его увольнению, составил (...) руб. (...) коп., куда вошли все виды выплат, составляющие денежное довольствие, подлежащее ему выплате в соответствии с вышеуказанными нормативно – правовыми актами.

Судебная коллегия считает обоснованным включение в расчёт утраченного заработка Митрохина И.С. 4-х квартальных премий, 13–ой зарплаты и материальной помощи в размере двух окладов.

При этом судебная коллегия не может согласиться с представленной справкой о доходе истца в сумме (...) руб. (...) коп., куда вошли премии разового характера и материальная помощь, исчисляемая не от оклада по штатной должности и по специальному званию, что подтверждается копиями приказов и.о. начальника УВД по Орловской области от (...) и (...)г.

В связи с этим расчёт ежемесячной денежной компенсации в возмещение утраченного заработка и  задолженности, подлежащих взысканию в пользу истца следующий:

(...) – (...) (необлагаемая сумма подоходным налогом – п.28. ст. 217 НК РФ) = (...).

(...) х (...) (повышение размера оклада по штатным должностям и окладов по специальному званию сотрудников внутренних дел с 01.08. 2009г. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009г. №603) : 12 = (...).

(...) х (...)% : 100 = (...)

С (...) по настоящее время размер пенсии по инвалидности, выплачиваемой истцу, составляет (...) руб. (...) коп.

Следовательно, ежемесячная денежная компенсация составляет:

(...) руб. (...) коп – (...) руб. (...) коп. = (...) руб. (...) коп.

Задолженность с (...)г. по (...)г. составляет (...) руб. (...) коп х (...) мес. = (...) руб. (...) коп.

В связи с этим размер индексации, подлежащий взысканию в пользу истца с ответчика в соответствии с  изменением индекса потребительских цен в Орловской области с (...) к (...) (...). следующий:

 (...) х (...) = (...)  - (...) = (...) 

 (...) х (...) = (...)  - (...) = (...)

 (...) х (...) = (...)  - (...) = (...)

 (...) х (...) = (...)  - (...) = (...)

 (...) х (...) = (...)  - (...) = (...)

 (...)  + (...) +(...) +(...) + (...) = (...)

 Учитывая изложенное, решение суда в указанной части подлежит изменению, а резолютивная часть изложению в новой редакции.

Таким образом, довод жалобы истца о том, что расчёт утраченного заработка должен быть произведён исходя из дохода истца, полученного в (...) (...). согласно справке, выданной ему ответчиком (...)г.  – (...) руб., основан на неправильном толковании норм материального права.

По аналогичным основаниям несостоятельным является и довод жалобы УВД по Орловской области о том, что в  расчёт утраченного заработка истца не подлежат включению две квартальные премии и единовременное вознаграждение, начисленные и полученные истцом в (...).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда от 05 августа 2010г. изменить.

 Исковые требования Митрохина Ивана Сергеевича удовлетворить частично.

Взыскать с УВД по Орловской области в пользу Митрохина Ивана Сергеевича единовременно задолженность по денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, за период с (...) года по (...) года с учётом индексации (...) ((...) рублей) (...) коп.

Обязать УВД по Орловской области выплачивать в пользу Митрохина Ивана Сергеевича ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья по (...) ((...) рублей) (...) коп., начиная с (...) года и на период установления ему пенсии по инвалидности.

В случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудникам милиции обязать УВД по Орловской области производить Митрохину Ивану Сергеевичу перерасчет размера денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья в установленном законом порядке.

Взыскать с УВД по Орловской области в пользу Митрохина Ивана Сергеевича судебные расходы в размере (...) рубля.

В остальной части исковых требований Митрохину Ивану Сергеевичу – отказать».

Председательствующий:

Судьи:

СОГЛАСОВАНО судья Орлова А.В. "______"октября 2010г.