Дело № 33-1565 Докладчик: Угланова М.А. Федеральный судья: Коптева А.В. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 20 октября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Углановой М.А., судей Зубовой Т.Н., Мерновой О.А., при секретаре Шелакове М.М. в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 10 сентября 2010 года, которым постановлено: «Исковые требования Обуховой Валентины Алексеевны удовлетворить. Признать за Обуховой Валентиной Алексеевной право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 (два) года. Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Обуховой Валентине Алексеевне выплату пенсии с *ДАТА* - даты возникновения права на досрочную пенсию». Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Обухова В.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе (далее Управление), о признании права на пенсию по возрасту на льготных условиях. В ходе судебного разбирательства требования уточнила и окончательно просила признать за ней право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС *ДАТА*, то есть с момента возникновения права на пенсию. В обоснование требований указала, что с *ДАТА* по настоящее время постоянно проживает по адресу: -х-х- без регистрации. Данный населенный пункт относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим она обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости. Однако в назначении пенсии ей необоснованно было отказано из-за отсутствия регистрации в -х-х- в указанный период. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Управление просит решение суда отменить и отказать истице в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению ответчика, поскольку постоянное проживание Обуховой В.А. в -х-х-, относящейся к территории с льготным социально-экономическим статусом в период времени с *ДАТА* года по настоящее время не подтверждено регистрацией, права на снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона от 15.05.1991 г. она не имеет. Кроме того, ссылаются на то, что суд необоснованно обязал Управление производить выплату пенсии истице с *ДАТА*г., поскольку такое право у нее возникает с момента вступления в законную силу решения суда. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшей жалобу, возражения истицы Обухово й В.А., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшегося решения. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 с последующими изменениями и дополнениями, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся лица, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии со ст. 34 выше указанного закона, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01г. № 173-ФЗ, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32-35 цитируемого Закона предусматривается для граждан, проживающих или проживавших на указанных территориях в период от момента катастрофы на ЧАЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени проживания на указанной территории до момента принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного Правительством РСФСР от 28.12.1991года № 237-Р, действовавшим до 01.02.1998г., и перечне от 18.12.1997г. № 1582, утвержденного Правительством РФ, действующем с 01.02.1998 года – населенный пункт – д. -х-х- -х-х- указан как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Судом первой инстанции при разрешении спора установлено, что Обухова В.А. с *ДАТА* года по настоящее время постоянно без регистрации проживает в д. -х-х-, -х-х- -х-х-, которая относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Указанные обстоятельства подтверждаются справками -х-х- *НОМЕР* от *ДАТА* г. л.д. 8), *НОМЕР* от *ДАТА*г. л.д. 43), копиями похозяйственных книг *НОМЕР* л/сч *НОМЕР*, *НОМЕР* л/сч *НОМЕР* л.д. 69-71, 76-77, 86-89). По делу также установлено, что дочь истицы: ФИО9, *ДАТА*г. рождения, обучалась в -х-х- с *ДАТА*г. по *ДАТА* года. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении л.д. 67), справкой -х-х- от *ДАТА*г. *НОМЕР* л.д. 39), книгой учёта выдачи аттестатов и алфавитной книгой л.д. 60-61), а также справками Объединенного архива Управления образования № *НОМЕР* от *ДАТА*г. л.д. 90). Кроме того, факт проживания Обуховой В.А. в д. -х-х- подтверждается маршрутной картой и индивидуальной картой амбулаторного больного л.д. 15, 17), талоном на законченный случай временной нетрудоспособности л.д. 16), справками об установленных газовых приборах у абонента Обуховой В.А. в д.-х-х- за *ДАТА*. и *ДАТА*. л.д. 39), договором о техническом обслуживании газопроводов от *ДАТА*г. л.д. 46-47), удостоверением от *ДАТА*г. на обслуживание газовых приборов л.д. 68), квитанциями об уплате истицей коммунальных платежей за *ДАТА* -*ДАТА*. л.д. 11-14, 29-38), почтовым конвертом л.д. 40), личной карточкой работника л.д. 80-81). Из имеющихся в материалах дела данных о клиенте -х-х- фактическим местом проживания Обуховой В.А. значится д. -х-х-, -х-х- -х-х- л.д. 41). Доводы истицы о ее постоянном проживании в период с *ДАТА*. в д. -х-х-, -х-х-, -х-х- подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели: ФИО13, ФИО12, ФИО11, ФИО10 л.д. 94-95). С учетом установленных обстоятельств о постоянном проживании с *ДАТА* года по настоящее время Обуховой В.А. в д. -х-х-, -х-х-, которая, согласно Распоряжению Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-Р и Постановлению Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г. относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истица имеет право на пенсию с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». По указанным основаниям довод кассационной жалобы ответчика о том, что, поскольку период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией, то он не может быть засчитан как время постоянного проживания на загрязненной территории, является несостоятельным и не влечет отмену решения суда. Судебная коллегия находит вывод суда о назначении Обуховой В.А. пенсии с *ДАТА* года законным и обоснованным, поскольку это установлено ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Суд правильно исходил из того, что право на пенсию у истицы возникло с момента достижения ею пятидесяти трех лет, то есть с *ДАТА* года. Поэтому довод жалобы ответчика в этой части по указанным выше основаниям является несостоятельным. Суд при разрешении спора в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Руководствуясь ст.ст. 360-367 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Заводского районного суда г. Орла от 10 сентября 2010 года оставить без изменения, а жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области об отмене решения - без удовлетворения. Председательствующий: судья Судьи: