О назначении досрочной пенсии.



-х-х-

-х-х-

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 29 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Орловой А.В.

судей Ларионовой С.В. и Мерновой О.А.

при секретаре Новиковой Е.В.

в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 20 августа 2010 года, которым постановлено:

«Исковые требования Прыткова Николая Константиновича удовлетворить.

Признать за Прытковым Николаем Константиновичем право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату пенсии Прыткову Николаю Константиновичу с 08 мая 2010 года.

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Ларионовой С.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прытков Н.К. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе (далее Управление), в котором просил признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости.

 В обоснование требований указывал, что с 1976 г. по 1994 г. он постоянно проживал без регистрации по адресу: -х-х- Данный населенный пункт относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

В связи с этим он обратился к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости.

Однако в назначении пенсии ему необоснованно было отказано, так как факт проживания на указанной территории не подтвержден регистрацией по месту жительства в  указанный период.

В ходе рассмотрения дела Прытков Н.К. исковые требования уточнил, просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 1976г. по 1994г., и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента достижения права на ее получение, т.е.  -  с 08.05.2010 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление просит решение суда отменить и отказать истцу в  удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

По мнению ответчика, поскольку постоянное проживание истца в п. -х-х-, относящегося к территории с льготным социально-экономическим статусом в период времени с 1976 г. по 1994 г. не подтверждено регистрацией, права на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона от 15.05.1991 г. он не имеет.

Кроме того, суд необоснованно обязал Управление производить выплату с 08.05.2010 г., поскольку такое право у истца может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Пальчикову И.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения на жалобу Прыткова Н.К., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены состоявшегося решения.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ от 15.05.1991 г. с последующими изменениями и дополнениями «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся лица, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно ст. 34 выше указанного закона, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32-35 цитируемого Закона предусматривается для граждан, проживающих или проживавших на указанных территориях в период от момента катастрофы на ЧАЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени проживания на указанной территории до момента принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного Правительством РСФСР от 28.12.1991года № 237-Р, действовавшим до 01.02.1998г., и перечне от 18.12.1997г. № 1582, утвержденного Правительством РФ, действующем с 01.02.1998 года –  населенный пункт – п. Куликовский Орловского района Орловской области указан как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно ст. 3 Закона РФ  «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, 07.05.2010 года Прытков Н.К. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако 02.07.2010 года ему в этом было отказано.

 В качестве основания отказа ответчик указывал на то, что период фактического проживания истца с 1976 года по 1994 год в п. -х-х-, который с 26.04.1986 года по 01.02.1998 года был отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть учтен для назначения пенсии, поскольку факт проживания Прыткова Н.К. в данный период на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтверждён его регистрацией по месту жительства л.д. 7).

Между тем, то обстоятельство, что Прытков Н.К. в период с 1976 года по 1994 год фактически постоянно проживал в -х-х-, подтверждается имеющейся в материалах дела справкой администрации -х-х-

Из содержания исследованной судом похозяйственной книги также следует, что Прытков Н.К. в период с 1986 года по 1990 год значился проживающим в -х-х-

То обстоятельства, что Прытков Н.К. с 1976года проживал в -х-х- подтверждается также ордером № 375 на его вселение с семьей в расположенную в -х-х- квартиру, в котором истец указан как ответственный квартиросъемщикл.д. 83-89), а также почтовой корреспонденцией на имя Прытковых, где домашний адрес истца в них указан - -х-х-

Факт проживания Прыткова Н.К. с 1976 года по 1994 года в -х-х- области подтвердили допрошенные судом свидетели -х-х-

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.

Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно обязал назначить истцу досрочную пенсию, поскольку у Прыткова Н.К. отсутствуют документы, подтверждающие его регистрацию по месту жительства в зоне проживания с льготно-социальным статусом в период с 26.04.1986 года по 1994 год, судебная коллегия полагает несостоятельным, в виду следующего.

Предоставление гражданину льгот в связи с его проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не может ставиться в зависимость от наличия у него регистрации по месту жительства в населенном пункте, относящемся к такой зоне, поскольку сама по себе регистрация носит формальный характер.

 При этом исследованными судом доказательствами подтвержден факт проживания истца с 1976 года по 1994 год в -х-х-, который с 26.04.1986 года по 01.02.1998 года был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Удовлетворяя требования Прыткова Н.К. и обязывая ответчика назначить ему пенсию со дня возникновения права на нее – 08 мая 2010 года, суд первой инстанции исходил из того, что с этой даты у истца возникло право на назначение льготной пенсии, однако ему было неправомерно отказано во включении оспариваемых периодов при снижении общеустановленного пенсионного возраста, поэтому суд обоснованно обязал ответчика назначить истцу пенсию с указанной даты.

Судебная коллегия находит вывод суда о назначении Прыткову Н.К. пенсии с 08.05.2010 г. законным и обоснованным, поскольку это установлено ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», то есть нарушенное право истца на получение трудовой пенсии по старости подлежит восстановлению с момента возникновения данного права.

Поэтому довод жалобы ответчика в этой части по указанным выше основаниям является несостоятельным.

Суд при разрешении спора в полном объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, в связи с чем, оснований для отмены решения по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

 

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заводского районного суда г. Орла от 20 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий  - судьяСудьи