О взыскании стоимости путевки



-х-х-

-х-х-

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Орловой А.В.

судей Ларионовой С.В.и Мерновой О.А.

при секретаре Новиковой Е.В.

в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе Афониной А.С. на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 16 августа 2010 года, которым постановлено:

          «Отказать в иске Афониной Анны Сергеевны к Государственному Учреждению – Орловскому региональному отделению Фонда Социального страхования РФ и Министерству финансов РФ о взыскании стоимости санаторно-курортной путевки в размере -х-х-. и компенсации морального вреда в сумме -х-х-

           Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

          Афонина А.С. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению – Орловское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ о взыскании стоимости санаторно-курортной путевки и компенсации морального вреда

        В обоснование заявленных требований указывала, что она является Ветераном Великой Отечественной войны, несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, получателем в соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ  «О государственной социальной помощи» государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

        07.10.2010 года обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной ей путевки. Однако путевку ей не предоставили. 

Последствии неоднократно обращалась с заявлением о выделении ей санаторно-курортной путевки за 2009год.

Однако 26 июля 2010 года ей окончательно отказали в предоставлении путевки.

         По изложенным основаниям просила суд взыскать с ответчика денежную компенсацию за непредоставленную ей путевку за 2009 год в размере -х-х- а также взыскать компенсацию морального вреда в размере -х-х-

           

            Судом постановлено указанное выше решение.

            В кассационной жалобе Афониной А.С. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. 

            В обоснование доводов жалобы указывает, что с заявлением о предоставлении санаторно- курортно путевки обратилась своевременно и ввиду отказа в ее предоставлении имеет право на получение денежной компенсации.

Полагает, что суд в своем решении необоснованно сослался на действия лечебно-профилактического учреждения, хотя с иском к такому учреждению она не обращалась.

         Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Афониной А.С. и ее представителя Афонина И.П., поддержавших жалобу, возражения представителя Орловского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ по доверенности Чирикову О.Н., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

         Из материалов дела следует, что Афонина А.С. является ветераном Великой Отечественной войны и несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и  в 2009году получала в соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ  «О государственной социальной помощи» государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.

        Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

        07.10.2009года истица обратилась к Государственному Учреждению – Орловское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ (далее Фонд)   о предоставлении ей санаторно-курортной путевки в 2009году, предоставив все необходимые документы л.д.24-25).

        Заявление истицы 07.10.2009года было зарегистрировано в Фонде и  сообщено о том, что вопрос о выделении путевки будет рассмотрен в порядке очередностил.д. 26).

        28.12.2009года на повторное обращение истицы о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2009году Фонд сообщил о невозможности ее предоставления в связи с тем, что на дату обращения с указанным заявлением в отделении Фонда уже было зарегистрировано 2272граждан, имеющих аналогичное право на получение санаторно-курортной путевки в 2009году и указанная путевка ей будет предоставлена в 2010года в порядке очередностил.д.27).

        В 2010году истица отказалась от государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, что не оспаривалось сторонами.

        Обращаясь с иском к ответчику о взыскании стоимости санаторно-курортной путевки, истица ссылалась на то, что в 2009году путевка ей представлена не была.

         Отказывая в удовлетворении исковых требований суд пришел к выводу о том, что Государственное Учреждение – Орловское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ по объективным причинам не предоставило Афониной А.С. на санаторно-курортное лечение в 2009году, поскольку на момент подачи ею заявления о предоставлении путевки количество заявителей получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами в 2009году.

         

  Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Вместе с тем, ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями по состоянию на 14 июля 2008 года), ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями по состоянию на 14 июля 2008 года) не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Принимая во внимание, что на период 2009 года за Афониной А.С. сохранялось право на получение льгот в натуральной форме и она не лишена права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в рамках заявленных требований.

        Поэтому вывод суда об отказе в удовлетворении требований истицы о взыскании денежной компенсации в размере -х-х- Государственного Учреждения – Орловское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ является правильным.

       Поскольку действия ответчика судом были признаны законными и обоснованными и  Афониной А.С. в удовлетворении требований о взыскании денежной компенсации в  размере -х-х- было отказано на законных основаниях, правильным является и вывод суда об отказе в удовлетворении ее требований о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда.

С учетом изложенного, довод жалобы истицы о том, что судом при разрешении спора неправильно истолкованы нормы материального права является несостоятельным, в связи с чем, не может повлечь отмену решения суда.  

 

          Не влечет отмену решения суда и довод жалобы истицы, о том, что суд в своем решении необоснованно сослался на действия лечебно-профилактического учреждения, хотя с иском к такому учреждению она не обращалась, поскольку не имеет правового значения для разрешения данного спора.

 

В кассационной жалобе не приведено доказательств, опровергающих выводы суда, поэтому судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

                Руководствуясь ст.ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

         Решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 16 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Афониной А.С. – без удовлетворения.

Председательствующий: судья

Судьи: