<адрес> <адрес> КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 27 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего Саниной Л.Л. судей Старцевой С.А., Ларионовой С.В. при секретаре Второвой Н.Н. в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 17 сентября 2010 года, которым постановлено: «Исковые требования Кленышевой Анны Васильевны удовлетворить. Признать за Кленышевой Анной Васильевной право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическом статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года. Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Кленышевой Анне Васильевне выплату пенсии с 12 августа 2010 года». Заслушав дело по докладу судьи Ларионовой С.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Кленышева А.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о назначении пенсии по возрасту на льготных условиях. В обоснование иска указывала, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ей было отказано, поскольку факт проживания ее по указанному адресу не подтвержден регистрацией. Полагала отказ необоснованным, поскольку с января 1986 года по сентябрь 2009 года она постоянно проживала без регистрации в <адрес>. <адрес>, которая относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом. Ссылалась на то, что факт ее проживания по указанному адресу подтвержден выпиской из похозяйственной книги, удостоверениями, выданными администрацией Орловского района Орловской области ей и членам ее семьи, как лицам, поживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Просила обязать ответчика назначить ей пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В ходе рассмотрения дела Кленышева А.В. исковые требования уточнила, окончательно просила суд признать за ней право на снижение общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с января 1986года по сентябрь 2009 года и обязать ответчика назначить ей пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии - с 12.08.2010 года. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд необоснованно обязал назначить истице досрочную пенсию, поскольку у Кленышевой А.В. отсутствуют документы, подтверждающие её регистрацию по месту жительства в <адрес> в период с января 1986 года по сентябрь 2009 года. Поскольку за признанием права на пенсию истица обратилась в суд и право установлено решением суда, то с момента вступления решения в законную силу у истицы возникает право на назначение пенсии. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшей кассационную жалобу, возражения Кленышевой А.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона. Согласно ст. 34 Федерального закона от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. На основании примечания к ст. 35 данного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Как видно из материалов дела, 12.08.2010 года Кленышева А.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако ей в этом было отказано. В качестве основания отказа ответчик указывал на то, что период фактического проживания истицы с января 1986 года по сентябрь 2009 года в <адрес> не может быть учтен для назначения пенсии, поскольку не подтверждён регистрацией по месту жительства (л.д. 7). Между тем, то обстоятельство, что Кленышева А.В. в период с января 1986 года по сентябрь 2009 года фактически постоянно проживала в <адрес>, подтверждается имеющейся в материалах дела справкой администрации <адрес>), а также выписками из похозяйственных книг за 1986-1990 г.г. и 2002-2009 г.г.(л.д.35-37). Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что с 26.04.1986 года д. <адрес> относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Из содержания исследованных судом похозяйственных книг также следует, что Кленышева А.В. в период с января 1986 года по сентябрь 2009 года вместе со своей семьей проживала д. <адрес> <адрес> Согласно имеющимся в деле справкам общеобразовательных учреждений, классным журналам, личных дел следует, что сын истицы обучался в Становской средней школе, а затем он и дочь истицы обучались в МОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа», в период с 1988 по 1993гг. и с 1993 по 2000гг. соответственно, и проживали в д. <адрес> (ранее именовавшейся д. <адрес>). Кроме того, факт проживания Кленышевой А.В. в д. Становое в указанный период времени, подтверждается имеющейся в материалах дела копией удостоверения на ее имя, как проживающей в д. <адрес>, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.20), судебными повестками на имя истицы за период 1996-1998гг. (л.д.25-30). Данное обстоятельство также нашло отражение в показаниях свидетелей <адрес> Таким образом, факт постоянного проживания Кленышевой А.В. в период с января 1986 года по сентябрь 2009 года в зоне радиоактивного загрязнения следует считать установленным. При таких обстоятельствах, суд правильно пришел к выводу о том, что истица имеет право на назначение пенсии по старости досрочно с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно обязал назначить истице досрочную пенсию, поскольку у Кленышевой А.В. отсутствуют документы, подтверждающие её регистрацию по месту жительства в зоне проживания с льготно-социальным статусом, судебная коллегия находит несостоятельным. Предоставление гражданину льгот в связи с его проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не может ставиться в зависимость от наличия у него регистрации по месту жительства в населенном пункте, относящемся к такой зоне, поскольку данная регистрация носит формальный характер. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Удовлетворяя требования Кленышевой А.В. и обязывая ответчика назначить ей пенсию с 12 августа 2010 года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату у истицы возникло право на назначение льготной пенсии, однако ей в этом было неправомерно отказано. В силу изложенного довод кассационной жалобы ответчика о том, что за истицей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должно быть признано не с даты достижения ею пенсионного возраста, а с момента вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия считает несостоятельным. Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы ответчика несостоятельными. ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Заводского районного суда г. Орла от 17 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.